Джайнизм: основные направления и вероучения

реферат

2.3 Культ

В джайнизме выделяется три вида ритуальных действий:

- Ритуалы мирян;

- Ритуалы монахов и аскетов;

- Храмовые ритуалы.

1. Миряне должны дважды в день утром и вечером читать парамештха-мантры и соблюдать шесть повседневных обязанностей (авашьяка):

Полное соблюдение основных обетов в течение 48 минут (самайика). Это время проводится в медитации или чтении священных текстов;

- Восхваление тиртханкаров;

- Почитание аскетов и учителей (вандана);

- Покаяние за совершенные проступки;

- Отказ от намерений совершать вредные действия;

- Временное "отречение от тела".

Существуют и обряды "жизненного цикла", т. н. "пятнадцать священных действий". С зачатием и рождением связан обряд очищения - гарбхадхана. Затем совершается обряд пумвасана, обеспечивающий ребенку легкое рождение и счастливую жизнь. Во время родов семикратно призывают богиню Амбики. На третий день наставник (гуру) совершает обряд поклонения солнцу, вечером - луне. На шестой день в доме совершается ритуал почитания "восьми матерей" - богинь-защитниц: Брахмани, Махешвари, Каумари, Вайшнави, Варахи, Индрани, Чамунды и Трипуры. Обряд наречения имени - намакарана связан с составлением гороскопа ребенка. Начало обучения мальчиков сопровождается обрядом упанаяна. В возрасте пяти лет ребенок посвящается в тайны священного алфавита. Следующим в череде обрядов жизненного цикла является ритуал принятия временных обетов благочестия: врата и пратима.

Несмотря на то, что в обрядах жизненного цикла постоянно встречается обращение к тем или иным божествам, джайны считают, что почитание богов не имеет большого значения для выхода из колеса перерождений. Этому, главным образом, способствует почитание тиртханкаров.

2. Обряды монахов и аскетов разделяются на повседневные и специальные. Повседневные исполняются всеми без исключения монахами. В четыре часа утра монахи читают парамештхи-мантру, затем совершают процедуру ритуального очищения, медитируют, читают или переписывают священные тексты.

Специальные ритуалы связаны с посвящением в монашество, ученичеством и испытанием. Всего существует три этапа посвящения: брахмачарья, через три года - кшуллака. Только на последнем этапе решается вопрос о том, останется ли человек монахом или вернется в мир в качестве домохозяина. Окончательное получение монашеского сана связано с обрядом правраджья, который совершается в специально выбранный астрологом день в чистом уединенном месте, на котором растет "благое дерево" или перед домом гуру.

3. Храмовая служба начинается в 6.30 утра, когда служитель (пуджари) после омовения открывает храм. При этом он произносит слово "ниссахи" - формулу, которая означает, что он оставил все мирское. Затем пуджари окрашивает специальной пастой идол тиртханкара, совершает жертвоприношение перед изображением свастики и поклонение всем тиртханкарам. Далее, приняв специальную позу йогамудрасана, он читает гимны и мантры. После этого пуджари звонит в колокол и произносит формулу "ависсахи", означающую его возвращение в мир. На этом служба заканчивается. В некоторых школах джайнизма в открытом почитании тиртханкаров могут участвовать миряне.

Раз в году проходит специальная храмовая процессия - ратхаятра, в память о процессии мирового царя Махападмы, главного покровителя джайнизма.

Делись добром ;)