Древнегреческая мифология. Культ богов и героев

курсовая работа

Введение

Среди всех так называемых "языческих" религий нет ни одной, которая была бы нашему обществу в одно и то же время и так хорошо известна, и так глубоко неизвестна, как древнегреческая. Жизнь, быт, нравы Древней Греции уходят вглубь на сотни веков назад от нашего времени. Изучение проблем древнегреческой религии и мифологии является важнейшим и необходимым элементом истории и культуры древней Греции. Древнегреческая религия позволяет понять специфику мышления жителей Эллады. Исследование столь древней эпохи не утратило своей актуальности. Яркая и насыщенная древнегреческая история не оставляет равнодушной науку, раскрывая каждый раз новые тайны того времени. Религия Греции в свое время сыграла огромную роль в развитии различных народов, в частности римлян, которые позже и способствовали ее развитию и распространению. Изучение мира религии и мифологии Древней Греции позволяет нам заглянуть в сферу взаимодействия между несколькими культурными факторами: социальное устройство, философия, история, литература в обществе, имеющие историческую важность. Греки смогли создать одно из самых могущественных государств, стержнем которого являлась их религия и мифология, поэтому актуальность данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть древнегреческую мифологию и ее структуру как основу великой культуры Греции.

Объектом исследования данной темы является такое историческое понятие, как Древнегреческая мифология и религия.

Предметом исследования научной работы является история возникновения мифологии Древней Греции, этапы ее развития, а также роль героев в мифологии древних греков.

Хронологические рамки мифологии Древней Греции начинаются с крито-микенской или эгейской эпохи (конец III-II тыс. до н.э.) и заканчивается эллинистическим периодом (.IV-I вв. до н. э.), который характеризуется кризисом и распадом эллинистической государственности.

Основными географическими центрами распространения древнегреческой мифологии принято считать южную часть Балканского полуострова (Балканская, или материковая, Греция), а также прилегающие к нему острова.

Греческая мифология представляет собой очень сложный и интересный объект для изучения. На сегодняшний день учеными со всего мира тщательно изучено множество источников, которые раскрывают суть древнегреческой мифологии. В силу того, что древнегреческая культура является одной из самых древних и наиболее глубоко изученной, но в то же время существует множество односторонних и ошибочных представлений о мифологии и религии Древней Греции. Например, греческую религию нередко до сих пор считают "религией красоты", как определил ее еще Гегель. Эта идеализация религии древних греков основана на крайне одностороннем знакомстве с ней, главным образом по поэмам Гомера и по классическим статуям и храмам богов. В действительности же здесь налицо недоразумение. Гомеровский эпос - высокохудожественное творение, но о религии греков, даже той самой эпохи, когда возник этот эпос, он дает лишь слабое и однобокое представление. Отношение Гомера к богам, нередко весьма непочтительное, вызывало большие сомнения у самих греков античной эпохи. Что касается классических произведений греческой скульптуры и архитектуры - статуй и храмов богов, то они действительно являются неподражаемыми образцами красоты и художественной гармонии, но они характеризуют скорее высокое развитие изобразительного искусства классической Греции, чем религиозные верования греческого народа.Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1963. С.22.

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить мифологические и религиозные представления эллинов, понять структуру, рассмотреть развитие и особенности древнегреческой мифологии.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

- изучить зарождение и развитие мифологии древней Греции;

- рассмотреть этапы развития мифологии древних греков;

- культ поклонения богам древней Греции;

- провести исследование над историей возникновения героев Древней Греции.

К письменным источника данного исторического явления относятся произведение Гомера «Одиссея». В этом поэме рассказывается о приключениях мифического героя по имени Одиссей во время его возвращения на родину по окончании Троянской войны, а также о приключениях его жены Пенелопы, ожидавшей Одиссея на Итаке. Как и другое знаменитое произведение Гомера, «Илиада», «Одиссея» изобилует сказочными элементами.

Историография данной темы достаточно широка. Существует множество научных работ и монографий как отечественных, так и зарубежных авторов, которые изучают, рассматривают, анализируют данную тему, естественно, каждый автор имеет в работе свое видение. Мифология Древней Греции была предметом изучения следующих работ:

1. Ф.Ф.Зелинский «Древнегреческая религия» представил синтез, свое понимания античности и современности и, вместе с тем, попытку обосновать философски и исторически необходимость классического образования для культурной Европы. Зелинский Ф.Ф.Древнегреческая религия. Петроград, 1918. С.1.

2. Отечественный историк Н.А.Кун в своих работах таких как «Мифы и легенды Древней Греции», «Что рассказывали древние греки о своих богах и героях» излагает мифы античной древности, давал различные версии одного и того же мифа, стараясь рассмотреть это историческое понятие со всех сторон. Кун Н.А. Мифы и легенды Древней Греции. М., 2006. С.3.

3. Зарубежный ученый К.Юнг раскрывает в своем труде «Человек и его символы. Героические мифы» тему о том, кто такие древнегреческие герои, особенности мифов о героях, стадии эволюции героев. Эту идею будет легче понять, разобрав ее в схематическом виде на примере сказаний малоизвестного племени североамериканских индейцев виннебаго, поскольку там достаточно четко выделяются четыре различные стадии эволюции героя. В этих историях, опубликованных д-ром Полом Радиным в 1948 году под названием "Героические циклы виннебаго", заметно явное продвижение от простейшего представления о герое к самому глубокому. Подобное развитие характерно и для других героических циклов. Хотя символические персонажи выступают в них, разумеется, под разными именами, они играют сходные роли, что будет понятнее при разборе этого конкретного примера. Юнг К.Г. Человек и его символы. Героические мифы. М., 1995. С. 25.

4. Джозеф Л. Хендерсон. «Древние мифы и современный человек»-в этом произведении рассматривается особенность героического мифа, который определяет психологическое значение человека. В своей работе он указывает, что Героические мифы совсем не похожи в деталях, но при внимательном их изучении становится заметно, что они весьма сходны по структуре. У них, можно сказать, единая канва, несмотря на то, что они создавались в местностях и у народов, никак не контактирующих между собой: например, африканскими племенами и североамериканскими индейцами, жителями Греции и инками Перу. Хендерсон Дж. Л. Древние мифы и современный человек. М., 2008. С.1.

Изучение Древней Греции означает понимание того, как каждый элемент культуры взаимодействует друг с другом. Изучение особенностей древнегреческой культуры может помочь нам в понимании собственной культуры. Греческая мифология является непосредственной точкой соприкосновения с древними греками для многих наших современников. Сколько снято фильмов, сделано спектаклей на основе древнегреческих мифов, например, «300 спартанце», «Приключения Одиссея», «Ясон и Аргонавты». Множество мифов стали источником вдохновения для последующих эпох, на их основе происходило создание картин, музыки, постановок в театре. Греческие мифы берут на себя исследовательскую функцию. В мифах выявляются слабые места, переживания, противоречия, наполняющие окружающую структуру. С их помощью мы можем выявлять связи между природой и культурой. В мифах отражена проблематика человеческой сущности: граница между жизнью и смертью. К примеру, миф о Кроносе предоставлял возможность грекам задуматься о противопоставлении порядка и хаоса. Кронос был отражением бесчинства и насилия: он был виновен в том, что проглотил своих детей, чтобы не оставлять наследников. В конце концов, его место занял Зевс, чье правление характеризуется большей степенью упорядоченности. Но хаос может возникнуть в любой момент, что нашло свое воплощение в фестивалях, проводимых в честь Кроноса.

Греческие мифы - «хороший повод задуматься», они выявляют реальные переживания посредством изложения удивительных повествований. Возможно, благодаря всей совокупности вышеперечисленных аспектов и по сегодняшний день эта часть древнегреческой культуры не остается без внимания науки.

Делись добром ;)