Древнегреческий обряд погребения

курсовая работа

ГЛАВА 3 Античные государства Северного Причерноморья

1. Погребальные обряды Северного Причерноморья

Античные некрополи раcполагались в непосредственной близости от городов за пределами их оборонительных стен. Наряду с грунтовыми могильниками они включают и курганы. Ранее V в. до п. э. некрополи состояли только из грунтовых могил. Курганные за-хоронения встречаются в Греции, в Западном При-черноморье их значительно больше. Несмотря на это, широкое распространение курганов вокруг горо-дов Северного Причерноморья большинство иссле-дователей связывают со скифскими традициями. Господст-вующим обрядом погребения было трупоположения в простых могильных ямах. Трупосожжения встре-чаются почти во всех некрополях северопричерноморских городов, но сравнительно редко. Чаще всего обряд, кремации считают греческим, несмотря на спорадическое его применение различными племена-ми Северного Причерноморья. Наиболее высок процент могил с трупосожжением в Херсонесе эллинистического пе-риода - до 25%. В Пантикапее трупосожжения в VI -- V вв. до н. э. составляют примерно 10--13%, а к эпохе эллинизма их доля снижается до 3% Совсем незначительно число могил с трупосожжением в Ольвии Греческим погребальным обрядом является обы-чай хоронить детей в амфорах пли крупных сосу-дах В Ольвии захоронения в амфорах отмечены и архаический и римский периоды Они встречаются в Херсонесе, реже в Пантикапее -- только в V--IV вв. до н. э., значительно чаще в ази-атской части Боспора. В Фанагории они известны на протяжении всей античной эпохи, встречаются в Гермонассе, Кепах, Танаисе

Значительно труднее выяснить вопрос, с какими традициями связаны захоронения и простых могильных ямax прямоугольной формы или со скругленными углами. Они одинаково характерны для античных и местных могильников. Более показательны дополнительные конструкции в могилах или отдель-ные черты обряда. Часто встречающиеся деревян-ные надмогильные перекрытия объясняют влиянием местного погребального обряда. Прием покрытия могил поверх деревянного настила слоем камки встречается в пантикапейском некропо-ле VI в. до н. э., но особенно широко он распростра-няется па азиатской стороне Боспора, так как он был обычен у окрестных племен. Могилы с каменны-ми перекрытиями и часто с дном и стопками, выло-женными камнем, были одинаково распространены в античном и племенном мире.

Связь погребальных традиций с обрядовыми нормами греческой метрополии особенно отчетливо проявляется в VI--V вв. до н. э. Почти во всех некро-полях этого времени покойники, как правило, лежат головой на восток, что считают влиянием греческой традиции, так же, как и обычаи ставить над могила-ми стелы с надписями и рельефами или антропо-морфные надгробия; хоронить в гробах и саркофа-гах, класть в могилы предметы палестрического ха-рактера и монеты. Подбор вещей, которые клали в могилы, зависел от пола и возраста, положения в обществе и материальных возможностей умершего. Все, что употреблялось умершим при жизни, могло быть положено в могилу. Так, в могилу воина клали оружие, юноши-палестрита -- стригиль и сосудике для масла, женщины -- украшения и статуэтки, ре-бенка -- игрушки. Часто в могилы ставили сосуды и светильники. Терракотовые статуэтки клали в моги-лы как изображения богов и как любимые ве-щи. В монументальных склепах стояли жертвенные столы, куда родственники приносили дары умер-шему.

Варварские погребальные традиции проявляются в некрополях почти каждого города. С ними свя-зывают конструкции могил, невосточную ориенти-ровку погребенных, подсыпку и подстилку в моги-лах, употребление для захоронении деревянных ко-лод, скорченное положение костяков, наличие в мо-гилах красной краски, мела, напутственной пищи и специфические предметы погребального инвентаря, такие, как оружие, ножи, точила, бусы ярких расцветок, лепные курильницы, разбитые зеркала и т. д. Выводы исследователей о том, что считать гречески-ми чертами, что варварскими, часто расходятся. Так, захоронения со скорченными костяками большинст-вом исследователей расцениваются как признаки проникновения и город местного населения, однако, такие захоронения в Херсонесе считают греческими Вместе с тем хорсонесские захоронения со скорчен-ными костяками норных иском нашей эры связывают с сарматами. По-разному расцениваются находки оружия м могилах. М. И. Ро-стовцев считает, что оружие свидетельствует о принадлежности мо-гил негреческому населению, а Г. А. Цветаева придерживается мнения, что это могилы греков. Наибольшее распространение в античных некрополях Северного Причерноморья получили, по-видимому, те обычаи, которые соответ-ствовали традициям, распространенным как грече-ском, так и варварском мире. К ним относится и устройство ни моги-лах тризны, своего роди поминок, от которых сохраня-лись скопления костей животных и птиц и множество битой, посуды. Остатки тризн встречаются и в грунтовых и в курганных некрополях. Е. Г. Каста-наян констатирует широкое распространение этого обряда в Гомеровской Греции и приходит к выводу, что первые переселенцы перенесли его в Северное Причерноморье, где он и нашел благоприятную почву.

С IV в. до п. э. наблюдается большее разнообра-зие в типах погребальных сооружений. Во второй половине IV в. до н. э. вначале в Ольвии, а затем и в других городах, появляются земляные склепы. В Ольвии они составляют больше 50% захоронений. В не-крополях Пантикапея, Тузлы, Гермонассы, Кеп,. Фанагории, Тирамбы земляные склепы появляются в III в. до н. э. в Херсонесе с I в. н. э. Конструкция их не единообразна. Так, например, в Ольвии наибольшее распространение получили од-нокамерные склепы с длинным дромосом, в Пантикапее -- двухкамерные склепы с обычными входны-ми ямами. Появление склепов в некрополях городов. Северного Причерноморья объясняют влиянием античной погребальной традиции Средиземноморья, другие связывают их с проникновением сарматского населения или с традициями, восходящими к эпохе поздней бронзы в Прикубанье. С античной традици-ей связано широкое распространение (с IV в. до и. э.) черепичных гробниц, хорошо известных в античном мире. В Херсонесе они составляют около четверти всех захоронений. В Ольвии в могилах находят только отдельные обломки чере-пицы . Види-мо, с варварской погребальной традицией связано распространение подбойных могил. В IV -- начале III в. до н. э. п Ольвпи они составляют около 50% всех могил; в III в. до н. э. их около 28,4% --а во II --I ив. до п. э. их совсем мало. В III в. до н. э. появляются нодбойные могилы в Пантикапее. Со II в. до н. э. они там широко распространены и появля-ются на азиатской стороне Боспора. М. Парович-Псшикан считает, что они ведут свое начало от скифской погребальной традиции сооружения ката-комб. На Боспорe их появление связывают с прито-ком в города сарматского населения.

В Ольвии большая масть каменных склепов относится к эпохе эллиниз-ма и совсем немного к первым векам нашей эры. Курганы ок-ружают пси города Северного Причерноморья, но особенно много их вокруг Пантикапея. Самые боль-шие из курганов достигают высоты 25 м, но наибо-лее распространены курганы высотой от 5 до 10 м.

Курганные насыпи для прочности часто делали из нескольких слоёв камня, морской травы и земли. Многие курганы вокруг насыпи обносились канавой или рвом, а также каменной оградкой -крепидой. Основная группа курганов Северного Причерноморья была возведена в IV- III вв. до н. э., со II-I вв. до н. э. этот обычай уходит в прошлое, позднее курганы почти не сооружали для захоронения, как правило, использовали курганы, возведённые в более ранний период. Единичные курганы позднего времени уступают ранним по высоте и по богатству. Чаще всего в курганах прослеживаются те же конструкции могил и черты обряда, что и в грунтовом некрополе. До IV в. до н.э. в могилах преобладают одиночные захоронения. Со строительством склепов появляются захоронения, содержащие несколько костяков, как на пример, могильники II половины IV - I половины III вв., до н. э. в районе поселка им. Войкова близь Керчи.

На сельской территории античных городов могильники VI- IV вв. до н. э. как грунтовые, так и курганы, исследовались главным образом, на Керченском полуострове и в близи Анапы. Они принадлежали негреческому населению. Возможно, только в могильнике у поселения Южно- Чурубашское были погребены боспорские греки- владельцы усадьбы. Захоронения VI- IV вв. до н. э. отличаются разнообразием погребальных сооружений и обрядов: простые грунтовые могилы, захоронения в каменных ящиках, составленных из «дикарных» плит часто каменными обкладками вокруг ящиков, подбойные могилы и склепы. Встречаются одиночные захоронения и могилы, содержащие до 22 погребений. Ориентировка покойников различна, но преобладает западная. Положение погребенных чаще вытянутое, но встречается и скорченное. Для могильников первых веков нашей эры, открытых у сельских поселений Золотое, Семеновка, Ново- Отрадное, Кыз-Аул, Фронтовое II наиболее характерны простые грунтовые могилы, часто перекрытые плитами и могилами, обложенные каменными плитами с такими же перекрытиями, реже встречаются подбойные могилы и склепы. Встречаются могилы с одиночными и многократными захоронениями. Преобладает восточная ориентация погребенных. Стандартность в наборе погребального инвентаря видимо, свидетельствует о приблизительном одинаковом социальном положении сельского населения в первых веках нашей эры. Раскопан только один могильник к III-IV у.с. заморское, где были земляные могилы с одиночными захоронениями.

Делись добром ;)