Духовные парадигмы Книги Бытия

реферат

3. Завет с Ноем. Сказание о потопе

В этой главе речь пойдет о величайшей катастрофе человечества - о всемирном потопе и о Завете с Ноем. Именно размножающиеся преступления и грехи привели к страшному бедствию - потопу. В Библии четко указывается, что Потоп был послан, как наказание за те грехи людей, и подчеркивается, что даже сам Господь Бог страдает, когда наблюдает падение человека: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» Бытие, 6:5-6. Наказывая людей, Бог не желает уничтожения всего рода человеческого. Он надеется, что ему удастся продолжить диалог, на обновление Завета, на возрождение человечества. Именно поэтому Господь спасает праведника - Ноя, потомка не Каина, но Сифа - сына, которого Бог дал Адаму и Еве вместо убитого Авеля. Согласно Древнейшим толкованиям, Бог сначала предупреждал всё человечество. Он обрушил на Землю сильный дождь и ожидал, что грешники покаются и признают свою вину, но увы этого не произошло…. Господь посылает Потоп.

«Сотру человека, которого Я сотворил, с лица земли, от человека до скота, до гадов и до птиц небесных, ибо Я раскаялся, что сотворил их» Быт 6:7.

Бог, приняв такое жестокое решение, не хочет уничтожать весь род человеческий. Он спасает праведника и надеется на возрождение человечества и заключение нового Завета с людьми. В развращённом поколении было всего два праведника - Ной и Мафусаил. И именно Ною Бог повелевает соорудить ковчег, в котором они смогут спастись и даёт надежду на новый Завет с человеком.

«И вот, Я наведу потоп, воду на землю, чтобы истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами. Все, что на земле погибнет…Но с тобой Я установлю Союз Мой, и войдешь ты в ковчег и сыновья твои тоже, твоя жена, и жены сыновей твоих с тобой» Быт 6:17-18.

Все что велел исполнить Бог Ной совершает в точности. Настоящий праведник поступает с волей Божьей, не убавляя и не уменьшая её. «И от всякого скота чистого возьмешь себе по семи, самца с самкой, а из скота нечистого - по два, самца с самкой» Быт 7:2. После того, как Ной сделал как велел Бог, он вошел в ковчег вместе с родными и сам Бог закрыл за ними дверь: «И закрыл Господь за ними» Быт 7:16. И они все были под защитой Всевышнего.

На грешников потоп обрушился совсем неожиданно. Ливень был очень сильным и поливал землю сорок дней и сорок ночей. «Дважды повторённое число «сорок» подчеркивает, что потоп - страшное наказание человечеству…» [6, с.443].

Безусловно описание потопа имеет глубокий духовный смысл. «И был потоп сорок дней, и умножались воды, и понесли ковчег, и он поднялся над землей…И усиливались воды, и очень умножались на земле, и ковчег поплыл по поверхности вод…И воды усиливались на земле чрезвычайно, и покрылись все высокие горы под всеми небесами…И погибла всякая плоть, двигавшаяся по земле, из птиц, из животных, из зверей и из всех гадов, ползающих на земле, и все люди» Быт 7:17 - 19, 21. Неудивительно, что люди указаны последними, это было сделано за то, что они духовно опустились так низко, что животные оказались выше их.

Ровно через пять месяцев воды начали спадать и Ной открыв окно, выпустил ворона, который вернулся, а затем патриарх выпустил голубя, но и он вернулся. Через семь дней вновь выпустил голубя, а в этот раз он вернулся с листом оливы в клюве: «И я вился к нему голубь в час вечерний, и вот - сорванный лист оливы в клюве его…» Быт 8:11.

«Покинув ковчег, Ной сооружает жертвенник и приносит жертву всесожжения Богу - «от всякого скота чистого и от всех птиц чистых» (Быт 8:20). Это первое описание в Библии жертвоприношения, когда жертвенное животное после заклания целиком сжигалось на жертвеннике…» [6, с.445].

Эта притча подчеркивает великое значение духовной пищи - Слова Божьего, к которому нужно хорошо прислушиваться и четко выполнять. Ной выступает здесь, как Новый Адам с которым Господь заключает Новый Второй Завет. Ной должен создать новое духовное поколение, возобновить землю…

Потом был очень жестоким решением, но нужным. Потому что человечество низко пало и ему требовалось возобновление, новый путь к спасению и совершенству. Бог с Ноем возобновляет диалог. «После окончания потопа Господь предпринимает попытку установить новый Союз, или Завет, между Ним и Ноем и его потомством, т.е. всем человечеством» [6, с. 449].

Завет с Ноем Бог устанавливает через семь Заповедей, которые даны через отрицание. Первые люди, когда получали заповеди, то они были даны в позитивной форме, а теперь, когда Господь увидел на какое зло и грехи способно человечество, то он решил их почаще предупреждать об опасностях.

Из самых основных заповедей. Заключенных с Ноем, являются:

- вера в Единого Бога и отказ от служения иным богам, отрицание идолопоклонства;

- запрет богохульства и осквернения Святого Имени Господа.

Эти заповеди должен знать и не нарушать каждый высокоморальный человек.

Через Ноя и сыновей его начинается новая страница человеческой истории. Ведь все народы берут своё начало от Ноя. Человечество сполна заплатило за свои грехи, но существует опасность нового «огненного» потопа, нового гнева Бога на человечество.

Сказание о Потопе будет затем многократно осмысливаться европейским ис­кусством. В живописи это роспись плафона Сикстинской капеллы работы Микеланджело, серия графических работ Леонардо да Винчи, полотно Н. Пуссена «Зима, или Потоп». Сцены Погона были особенно популярны в живописи ро­мантизма (Т. Жсрико, У. Тернер, Дж. Мартин, И.К. Айвазовский). В фольклоре разных народов (в том числе и в русском) представлены духовные стихи о 11отопе. В литературе этому сюжету посвящены многочисленные произведения - от трагедии голландского драматурга XVII в. Й. ван ден Вондела «Ной», эпической поэмы швейцарско-немецкого просветителя Й.Я. Бодлера «Ной» до пьесы А. Обэ «Ной» и романа английского писателя-постмодерниста Дж. Барнса «История мира в десяти с половиной главах». Для многих авторов (особенно конца XIX - XX вв.) сюжет о потопе стал средством осмысления абсурдности и катастрофичности мира, бесприютности и одиночества человеческой судьбы. Так, через призму библейского сюжета, дополняя его собственной оригинальной мифологией, выражает свое «я» и понимание своего пути в мире белорусский пол М. Богданович («Страцім-лебедзь»).

4. Притча о Вавилонском столпотворении и её религиозно-

философский, этический и историко-культурный смысл

Следующий знак распространяющегося зла и опасного богоборчества - это строительство Вавилонской башни (творение столпа; отсюда - «Вавилонское столпотворение»). Эта притча содержит в себе глубочайшие обобщения. Башня предстает как символ тщеславия и гордыни, обезбоженного языческого, как символ империи, объединяющей мир через насилие, как воплощение технократического мира, в котором обесценивается человеческая жизнь и духовность, как всеобъемлющая метафора тупикового пути развития цивилизации. Смешение же языков, которое производит Господь, является актом благотворным для человеческой культуры: многоцветье языков и культур - противостояние нивелировке сознания, унификации культуры в рамках башни-империи. Вавилон затем осознается в библейских текстах как некий принцип «града земного», господства материального над духовным - в отличие от противоположного принципа, на котором зиждется Иерусалим - «Град небесный».

Притча о Вавилонском столпотворении - одна из самых знаменитых. «Как и многие другие библейские притчи, она отличается предельным лаконизмом, огромной силой обобщения и глубиной подтекстов, возможностью неоднозначного прочтения» [6, с.458].

«И был на всей земле язык один и слова одни.// И было: двинувшись с востока, они нашли долину в земле Шинар и поселились там. // И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола - вместо извести. // И сказали они: построим город себе и башню, головой до небес; сделаем себе имя, чтобы мы не рассеялись по лицу всей земли. // И сошел Господь посмотреть на город и башню, которые строили сыны человеческие. // И сказал Господь: вот, один народ, и язык у них всех одни; и вот что начали они делать, и не отступят они от того, что задумали делать. // Сойдем же и смешаем там языки их так, чтобы они не понимали речи друг друга.// И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город…» Быт 11:1-9.

Вавилонская башня - символ империи, которая объединяет весь мир, но через насилие, символ тоталитаризма, бесчеловечной цивилизации.

«Вавилонская башня, грандиозный символ, созданный библейским сознанием, по-прежнему остаётся грозным напоминанием и предостережением человечеству» [6, с. 462].

Притча о Вавилонском столпотворении завершает рассказа о сотворении мира и человека, о росте рода человеческого и того зла в мире, которое они совершали. Люди снова восстали против Творца. Ими овладел дух власти и всемогущества, а добиться всемирной власти они решили тем, что начали строить башню, в высоту до небес, что бы до Бога достать. Символ Богоборчества и тирании выступает в притче. Всевышний. Разгневавшись на глупость и дерзость людей, наказывает их, разделив на множество народов, который имеет свой язык. А в результате этого образовалось полное непонимание друг друга и строительство башни стало не возможным. Смешение языков произошло так мгновенно, что люди и не успели этого осознать. Началась паника…. Люди хотели сохранить единство с помощью единой империи, символами которой были город и башня, а этот план оказался неугодным в очах Божьих и он быстро был разрушен. Из этой притчи можно извлечь то, что нужно всегда слушать Слово Божье и согласовывать все с ним, ведь он плохого не сделает для своего творения. Но даже самые мощные культуры разрушаются, если не совпадают с Божественными замыслами.

Делись добром ;)