Дхарма как нравственный аспект индуизма

реферат

Введение

Не нуждается в дополнительных объяснениях тот факт, что нравственный аспект религии - ее своеобразная визитная карточка, та самая вещь, по которой зачастую судят обо всей системе верований. Он лежит в основе священных текстов, он приводится как пример для подражания для многочисленных верующих, он «презентует» религию, отделяя серьезную систему от секты-однодневки.

Все мы знаем, хотя бы и в общих чертах, нравственные аспекты основных мировых вероисповеданий: 10 христианских и иудейских заповедей, некоторые законы исламского шариата, практики самоотречения буддизма и т.д. В них чрезвычайно много общего, но при этом присутствуют и свои, индивидуальные для каждой религии особенности, запреты, ограничения.

Почему я выбрала индуизм? Честно говоря, я не могу выделить какой-то определенной точной причины, по которой я остановилась именно на нем. Как человек неверующий, я весьма скептически отношусь к какому бы то ни было вероисповеданию, и тот же восточный индуизм для меня означает не больше, чем «наше» христианство, - верование в сверхъестественную силу, управляющее нашими жизнями. Однако еще в самом начале своего выбора я отвергла аврамеистические религии, как несколько спорные с точки зрения нравственности. Ведь если вдуматься, большинство войн и конфликтов на религиозной почве совершается последователями именно этих вероисповеданий: иудеи воюют с арабами, арабы воюют с христианами, христиане воюют между собой, все они ненавидят иудеев, и счет загубленных по этим причинам жизней уже давно перевалил за тысячи и сотни тысяч. Они воюют за свою веру, так неужели в этой вере нравственно оправданным считается пойти с оружием в руках на человека с отличными убеждениями?

Даже не всегда кардинально отличными, порой это всего лишь течения одной и той же религии - взять хотя бы католико-протестантскую войну в Ирландии.

Именно в поиске чего-то другого, чего-то менее нетерпимого я и вспомнила о, пожалуй, величайшем достижении политического движения за всю историю - провозглашении независимости в Индии в 1947 г., которое можно с чистой совестью поставить в заслугу одному человеку - Мохандасу Ганди - и одной религии - индуизму. Ведь именно последовательное и неуклонное следование его принципам, прежде всего принципу ахимсы (ненасилия), привело к мирному и бескровному разрешению проблемы, на алтарь которой обычно кладутся десятки и сотни жизней.

Именно после этого мне и захотелось узнать больше об индуизме, глубже заглянуть в его нравственные принципы и узнать, что же сделало его таким, какой он есть и по сегодняшний день. Уже позже я узнала, скажем, что индуизм проповедует такую беспрецедентную (по крайней мере, для моего ограниченного знания в этой области) доктрину как полная терпимость к другим религиям, допущение сосуществования совершенно разных идей и воззрений и следование различным духовным путям в рамках одной религии, ведь «к Богу можно прийти разными дорогами».

Итак, в этой работе я рассмотрю моральные аспекты индуизма и, конкретнее, дхарму как основную его нравственную составляющую.

нравственный моральный индуизм дхарма

Делись добром ;)