Дхарма как нравственный аспект индуизма

реферат

3. Варнашарма-дхарма

Наиболее подробно свадхарма воплощена в Варнашарма-дхарме.

Бхагавадгита, широко известная как «индийская Библия», повествует о боге Кришне и его учении о том, как он создал общество разделенным на 4 естественных социальных класса (4 варны) и 4 базовых духовных порядка (4 ашрама). Отсюда и пошло название Варнашрама.

Согласно системе ашрамов, человеческая жизнь делится на четыре равных периода. Средняя продолжительность жизни принимается как 100 лет и, соответственно, каждый жизненный период составляет 25 лет. Целью на каждой ступени является духовное развитие через выполнение предписанных обязанностей определённого ашрама:

· брахмачарья (жизнь ученика, посвящённая приобретению знаний, обучению действовать в согласии с принципами дхармы и практике медитации);

· грихастха (семейная жизнь и служение святым личностям);

· ванапрастха (уход от дел и подготавливка к конечной стадии -- полному отречению от мира);

· санньяса (жизнь в отречении, полное посвящение духовному развитию и подготовка к смерти и достижению мокши).

По словам Кришны, человек естественным образом попадает в одну из варн благодаря своим способностям и работе, и система эта основывается на личных качествах и склонностях, но не на рождении (чем принципиально отличается от возникшей позже системы каст). С самого начала каждый большой класс имеет свои различия. Таким образом, отдельная личная жизнь в каждом человеке не существенна, но она отлична от других, и мы отличаемся друг от друга в возрасте нашего индивидуального существования, так же как отличаемся в возрасте наших тел. Варны, или общественные порядки:

· брахманы - интеллектуалы и жрецы;

· кшатрии - политики, администраторы и воины;

· вайшьи - фермеры, торговцы и экономисты;

· шудры - рабочие и ремесленники.

Безусловно, существует определенный круг обязанностей, объединяющий варны (в основном высшие три): изучение священных текстов, жертвоприношение (свершение религиозных ритуалов), пожертвование (благотворительность и храмовые подношения). Однако в большинстве своем, согласно Кришне, дхарма отличается для каждой из варн. Как сказал знаменитый философ Хегель: «Если мы говорим, что смелость - добродетель, индуист скажет, что смелость - добродетель кшатриев». Имеется в виду, что смелость, безусловно, всегда добродетель, но она проявляется по-разному в зависимости от положения человека в жизни. Вот как об этом говорилось в Бхагавадгите:

«Обязанности брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр были распределены согласно качествам их собственной природы.

Ясность, самообладание, подвижничество, чистота, всепрощение, а также прямота, мудрость, знание, вера в Бога -- таков долг брахмана, рожденный его собственной природой.

Доблесть, великолепие, ловкость, а также неспособность бежать с поля битвы, великодушие, чувство власти -- таков долг кшатрия, рожденный его собственной природой.

Землепашество, скотоводство и торговля -- таковы обязанности вайшьи, рожденные его собственной природой.

Область служения есть долг шудры, рожденный его собственной природой».

Например, обязанностями брахманов являются религиозные учения и священный долг духовных наставников, обучающих другие варны их дхарме; обязанностями кшатриев - защита своего народа и обеспечение безопасности своей земли, а также справедливый суд; вайшьи должны обеспечивать экономическое благополучие страны, занимаясь сельским хозяйством и торговлей; шудры же должны прислуживать высшим варнам.

Делись добром ;)