Дхарма как нравственный аспект индуизма

реферат

4. Дхармичесие понятия о добре и зле

Независимо от положения личности на пути собственного совершенствования, идея дхармы дает идею о внутренней природе, раскрывающейся в будущем росте. Оказывается, что мир в целом развивается от несовершенного к более совершенному, от зародыша к божественному человеку шаг за шагом, в каждой стадии проявляющейся жизни. Эта эволюция совершается посредством божественной воли. Бог выступает как движущая сила, направляющая дух всего.

Добро есть то, что работает с божественной целью в эволюции Вселенной и двигает эту эволюцию от несовершенного к совершенному. Злом является то, что задерживает и разрушает эту божественную цель и толкает Вселенную назад к первоначальной стадии ее развития. При этом зло существует не само по себе, а есть лишь отсутствие добра и не является, как и добро, независимой причиной в природе. Природа лишена добра и зла, она лишь следует законам необходимости и вечного нормального порядка вещей.

Таким образом, настоящим источником зла является лишь человек, это порождение его себялюбия и жадности. Достойные и естественные потребности и чувства человека, такие как еда, питье, половые функции, честолюбие и забота о близких, становятся источником и причиной зла, то ли из-за излишества, то ли из-за отсутствия их. Сделавшись обжорой, развратником, тираном, человек становится прародителем болезней, человеческих страданий и несчастий. Лишенный всего этого, он умирает от голода, презираемый и третируемый своими же соотечественниками. Поэтому лишь человеческая природа, испорченная себялюбием и гордыней, может быть справедливо порицаема как настоящее зло, в отличие от природы и божественного начала.

Делись добром ;)