Дхарма как нравственный аспект индуизма

реферат

5. Связь дхармы с четырьмя пурушартхами

Продвигаясь по четырём ступеням духовного развития (ашрамам) ведического общества, индуист не подчиняется исключительно дхарме, смешивая ее и с иными, менее возвышенными целями - пурушартхами. В индуизме кодекс дхармы (хорошего) противопоставляется одновременно артхе (полезному) и каме (приятному), также мотивирующим человеческое поведение. Артха рассматривается как достойная цель и включает в себя достижение славы, накопление богатства и обретение высокого социального положения. Кама обозначает чувственное удовлетворение, сексуальные наслаждения, вожделение, страсть, любовь. Дхарма, однако, играет ключевую роль на всех четырёх ступенях духовной жизни.

Закон, основанный на дхарме, почитается выше закона, основанного на артхе, а тот, в свою очередь, - выше закона, основанного на каме. При этом мудрость обретается лишь при гармоничном сочетании этих трех основных движителей человеческой природы. «Есть те, что говорят, что высшее благо состоит в добродетели (дхарме) и богатстве (артхе); другие говорят, что оно состоит в удовольствии (каме) и богатстве, или в одной лишь добродетели, или в одном лишь богатстве; но истина в том, что высшее благо состоит лишь в соединении всех трех».

Исторически сначала получили своё определение первые три цели, дхарма, артха и кама, которые на санскрите называются три-варга. Позднее была сформулирована и четвёртая цель, мокша (освобождение), которая считается высшей целью человеческого существования. Хотя душа человека обречена пребывать в круговороте бытия, предполагается, что из него имеется выход. В большинстве религиозных традиций, люди, которые живут в согласии с принципами дхармы, быстрее достигают мокши или нирваны. В разных направлениях индуизма мокша и способы ее достижения мыслятся по-разному, но, как правило, оно подразумевает особое состояние сосредоточения и отречения, которое невозможно без специальной психофизической подготовки (йоги). Мокша, однако, не является посмертной наградой за благочестивые поступки -- освобождение достигается в течение земной жизни посредством преодоления эгоизма, или ложного эго и раскрытия истинной, глубинной, сущности индивида как чистого духа или души.

Мокша -- высочайшая цель, и последние шаги на пути к ней -- это шаги, которыми дхарма уже более не может руководить. Это последние слова надежды и мира, когда наступает конец дхармы. Тогда человек не желает ничего, кроме Бога. Когда душа достигла этой стадии эволюции, когда она ничего не просит от мира, но отдает себя полностью Богу, когда отбрасывает все побуждения желаний, когда сердце ее достигает свободы через любовь, когда душа простирается к ногам Господа, тогда она покидает все свои дхармы, она больше не для нее, для нее не существует закон роста, у нее нет долгов, ей не нужны испытания, в ней не осталось ничего, что не было бы божественным.

Делись добром ;)