logo
исправл вопр

13.Тюремные послания: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.

Ефесянам, Колоссянам, Филиппийцам, Филимону – написаны во время заключения, или в Ефесе, или в Риме около 61-63 гг. Исторически преобладает последнее мнение – основной аргумент - Онисим, беглый раб, которого Павел привёл к истинной вере, но не захотел оставлять у себя без добровольного согласия его господина.

Библейские богословы подразделяют эти Послания на 2 части: 1) Еф., Кол. и Филим. посланы одновременно, с Тихиком; 2) Посл. к Филипп. – с Епафродитом;

Богословие Посланий: развитое экклесиологическое и христологическое учение; дальнейшее развитие дискуссии с гностиками, но уже соотношение знания и благодати ( Гал. и Рим. – закона и благодати);

Ефес – важный город провинции Асия с храмом Артемиды, крупный торговый центр. Павел проповедовал там 2 года в училище Тиранна. Причина написания – отправление Тихика в Малую Азию. Послание не имеет чёткого адресата (циркулярное для церквей Малой Азии, в каноне Маркиона это Послание к Лаодикийцам), отличается наименее личным характером, имеет сходство с Посланием к Колоссянам (идентичные фразы и выражения, много общего в экклесиологии), раскрываются положительные черты христианской веры, много славословия (основная тема прославления – язычники как сонаследники Бога), по стилю разделы соответствуют гимнам, носят литургический характер. Нет ни одного упоминания о каких-то проблемах в этой церкви.

Колосс – Малая Азия, недалеко от Ефеса, маленький город со смешанным населением, которое торговало пурпурной шерстью. Сам Павел там не был, но имел учеников в Колоссах (Епафрас). Причина написания – отправление Епафраса в Малую Азию.

Особенности Послания: христологическое учение отличается тем, что смерть Христа представлена не как победа над грехом и смертью, а как триумф над космическими властями и силами; в нём содержится 34 слова, которых нет в других Посланиях, что говорит о специфичности проблемы в Колоссах; предупреждает об опасности увлечения философией и пустыми обольщениями, служением ангелов и утверждением того, что Бог далёк от людей (это умаляло роль Христа и космический масштаб Его служения; использование терминологии развитого гностицизма (полнота, знание, небрежение тела, стихии мира), из-за этого либеральные богословы не признавали аутоентичность этого Послания. «Колосская ересь это синкретическое движение, сочетавшее иудейские ритуалы с концепциями языческой мифологии и философии» (Мецгер).

Филиппы, маленький и бедный город, с 1 века стал Римской колонией, заселённый легионерами, имеющим римское гражданство; синагог не было; поддерживали Павла материально. Причина написания – филиппийцы узнают, что Павел в узах и посылают Епафродита узнать о нём, в дороге он заболевает, потом возвращается обратно с Посланием (61-63гг. в Ефесе); Особенности Послания: более личный характер, так как эта церковь близка Павлу; нет чёткой структуры; наполнено радостью и спокойствием – Послание радости; содержит гимны, которые пели первые христиане, предостережение о лжеучителях (довольно резкое); призыв к небесному гражданству;

Послание к Филимону – нет доктрин, личное, тёплое. Это новый взгляд на отношения раба и господина, ответственность за которые перед Богом лежит на обеих сторонах.