Конфуцианское воспитание и образование
Начиная с эпохи Хань конфуцианцы не только держали в своих руках управление государством и обществом, но и заботились о том, чтобы конфуцианские нормы и ценностные ориентиры стали общепризнанными, превратились в символ «истинно китайского». Практически это привело к тому, что каждый китаец по рождению и воспитанию должен был прежде всего быть конфуцианцем. Это не означало, что каждый был знаком со всей суммой конфуцианских истин. Это означало другое: с первых шагов жизни каждый китаец в быту, в обращении с людьми, в исполнении важнейших семейных и общественных обрядов и ритуалов действовал так, как это было санкционировано конфуцианскими традициями. И даже если со временем он усваивал кое-что иное и становился, например, даосом, буддистом, даже христианином - все равно, пусть не в убеждениях, но в поведении, обычаях, манере мышления, речи и во многом другом, часто подсознательно, он оставался конфуцианцем.
Воспитание начиналось с семьи, с малолетства, с приучения к культу предков и нормам сяо, к строгому соблюдению церемониала в семье и особенно на людях, в обществе. В простых крестьянских семьях конфуцианское образование часто этим и ограничивалось; в более зажиточных семьях детей учили грамоте, знанию письменных канонов, классических конфуцианских сочинений. При этом следует заметить, что многие пассажи из Шуцзин и Шицзин, изречения из Луньюй и тем более заповеди и нормы Лицзи распространялись изустно. Их знали все, грамотные и неграмотные, знали с детства. Понятно изложенные конфуцианцами, они превратились в афоризмы, порой в трюизмы, и сделались достоянием массы, которая легко восприняла эту соответствовавшую древним традициям писаную норму, придав ей значение Великого Закона.
Соответственно сильно возросли авторитет и социальный статус грамотеев. В стране возник небывалый культ грамотности, иероглифа, культ конфуциански образованных моралистов-начетчиков, ученых-чиновников, способных читать, понимать и толковать запечатленную в священных книгах мудрость. Слой грамотеев-интеллектуалов, сосредоточивших в своих руках монополию на знание, образование и управление, занял в Китае место, которое в других обществах занимали дворянство, духовенство и бюрократия вместе взятые.
Вся система образования в средневековом Китае была ориентирована на подготовку знатоков конфуцианства. Хорошее знание древних текстов, умение свободно оперировать изречениями мудрецов и, как вершина, умение писать сочинения, в свободном стиле излагавшие и комментировавшие мудрость древних, - такова была программа обучения в китайской школе, казенной и частной. На протяжении тысячелетий именно это считалось в Китае наукой, тогда как все дисциплины негуманитарного цикла, и особенно естествознание, не считались достойными серьезного внимания: ведь изучение всех прочих дисциплин, включая математику, в лучшем случае давало человеку определенные познания, но никогда не предоставляло ему привилегий. Изучение же священной конфуцианской науки открывало перед любым путь наверх, обеспечивало возможность сделать карьеру, добиться почестей, власти и богатства.
Дать сыну образование и вывести его «в люди» - мечта каждой семьи в Китае, но осуществить ее было нелегко. Следовало изучить несколько тысяч иероглифов и с их помощью уметь разбираться в сложных древних текстах, с их малопонятным письменным языком. На это уходили долгие годы упорного труда, да и давалась грамота далеко не всем. Следует заметить, однако, что облагодетельствовать и выучить бедного, но способного сородича считалось делом чести всей родни и сулило ей в случае успеха немало выгод, что обычно стимулировало благотворительность. В результате наиболее удачливые, способные и усидчивые ученики, имевшие достаточно сил, упорства, умения и терпения, могли овладеть всей суммой знаний, необходимых на конкурсных экзаменах.
- Оглавление
- Глава 1. Религия и религиоведение
- Основные функции религии
- История изучения религии
- Теории религиоведения
- Марксизм о религии
- Религия как автономная система
- Религия и общество
- Глава 2. Восток: общество и религия
- Что такое восток?
- Политическая власть на востоке
- Социальная структура на востоке
- Религия на востоке
- Глава 3. Возникновение и ранние формы религии
- Формирование основ религиозного сознания
- Заимствования и взаимовлияния культур
- Религиозные представления эпохи неолита
- Глава 4. Религиозные системы древних обществ ближнего востока
- Возникновение ранних религиозных систем
- Религиозная система древнего двуречья
- Религиозная система древнего египта
- Глава 5. Религии древних иранцев
- Зороастризм и маздеизм
- Мифология зороастризма
- Зороастризм в древнем иране
- Мани и манихейство
- Глава 6. Монотеистические религии: иудаизм
- Евреи в палестине
- Чудеса и легенды ветхого завета
- Иудаизм евреев диаспоры
- Иудаизм и история культуры востока
- Глава 7. Христианство
- Возникновение христианства
- Иудаизм и христианство
- Споры об иисусе христе
- Основы христианского учения
- Харизматические лидеры раннего христианства
- Трансформация раннего христианства
- Католицизм и реформация
- Греческая православная церковь
- Православная церковь в россии
- Христианство и традиции европейской культуры
- Христианство в странах востока
- Глава 8. Ислам: возникновение и распространение
- Аравия до ислама
- Ханифы и мухаммед
- Учение мухаммеда
- Мухаммед в медине. Хиджра
- Первые (выборные) халифы
- Али и шииты
- Омейяды и суннизм
- Арабские завоевания
- Халифат аббасидов
- Сельджуки и османская империя
- Ислам в индии и других странах востока
- Глава 9. Ислам: теория и практика
- Содержание корана
- Толкование корана (тафсир)
- Сунна и хадисы
- Ислам о происхождении мира
- Эсхатология ислама
- Социальная этика ислама
- Символ веры ислама
- Ислам о предопределении
- (Суннитское богословие (калам)
- Школы исламского права (мазхабы)
- Предписания и запреты ислама
- Мечети и школы
- Исламские обряды
- Праздники в исламе
- Глава 10. Ислам: направления, течения, секты
- Хариджиты и их секты
- Суфии и суфизм
- Суфийские ордена. Шейхи и мюриды
- Культ святых и ваххабиты
- Оппозиционный ислам (шииты)
- Идейные вожди шиитов
- Имамиты в иране
- Секты шиитов. Исмаилиты
- Секты исмаилитов. Ассасины
- Алавиты и али-илахи
- Глава 11. Ислам: традиции и современность
- Мир ислама
- Основы религиозно-культурных традиций ислама
- Трансформация ислама
- Модернизация ислама
- Исламский национализм
- Ислам после второй мировой войны
- Ислам и современность
- Глава 12. Религии древней индии
- Арии и веды
- Боги ригведы (пантеон вед)
- Трансформация ведической религии. Боги атхарваведы
- Брахманиз
- Упанишады
- Философия упанишад
- Брахман, атман, тот, ом(аум)
- Основы древнеиндийской религиозной философии
- Веданта
- Глава 13. Оппозиционные учения: джайнизм
- Теория джайнизма
- Этика джайнизма
- Образ жизни джайнов
- Монахи-аскеты
- Космография и мифология джайнизма
- Джайнизм в истории индии
- Глава 14. Буддизм в индии
- Легенда о будде
- Учение будды
- Первые общины буддистов
- Монастыри и сангха
- Основы философии буддизма
- Этика буддизма
- Буддизм махаяны
- Космология и мифология буддизма
- Буддизм в индии и за ее пределами
- Глава 15. Индуизм
- Возникновение индуизма
- Религиозно-философские основы индуизма
- Тримурти - брахма, шива и вишну
- Шива и культ лингама
- Шива и шакти
- Дурга и кали
- Рама и рамаяна
- Сказания и мифы. Махабхарата
- Брахманы и храмы
- Мантры и колдовство
- Обряды и праздники
- Семья и каста
- Глава 16. Индуизм и ислам. Модернизация индуизма
- Исламизация индии
- Взаимодействие ислама и индуизма
- Гуру нанак и сикхи
- Говинд ихальса
- Рам мохан рой и «брахмо самадж»
- Даянанда сарасвати и «арья самадж»
- Рамакришна и вивекананда
- Неоиндуизм и современность
- Глава 17. Религия в древнем китае
- Шанцы, чжоусцы и шан-ди
- Гадания и гадатели в шан
- Чжоусцы, шанди и культ неба
- Культ умерших предков
- Культ земли
- Жрецы-чиновники
- Ритуалы в чжоуском китае
- Древнекитайская религиозная философия
- Глава 18. Конфуций и конфуцианство
- Конфуций
- Глава 18. Конфуций и конфуцианство социальный идеал конфуция
- Социальный порядок по конфуцию
- Культ предков и нормы сяо
- Культ семьи и клана
- Конфуцианство и легизм
- Трансформация конфуцианства
- Конфуцианское воспитание и образование
- Система экзаменов и сословие шэньши
- Конфуцианцы в истории китая
- Культ формы в конфуцианстве
- Конфуцианство - регулятор жизни китая
- Глава 19. Даосизм
- Философия даосизма
- Даосизм в цинь-хань (III в. Дон. Э. - III в. Н. Э.)
- Крестьянское даосское восстание «желтых повязок»
- Теократическое государство даосов
- Даосизм о достижении бессмертия
- Псевдонауки даосов
- Даосы в средневековом китае
- Верхний и нижний пласты даосизма
- Пантеон даосизма
- Глава 20. Китайский буддизм
- Распространение и китаизация буддизма
- Буддизм чань (дзэн)
- Буддизм в эпоху тан (VII-х вв.). Упадок буддизма
- Буддизм и китайская культура
- Глава 21. Религиозный синкретизм в китае. Традиции и современность
- Всекитайский пантеон
- Культ сил природы и животных
- Добрые и злые духи. Культ благопожеланий
- Система ценностей в традиционном китае
- Трансформация традиционного китая
- Крестьянство и его традиции
- Возрождение традиций
- Глава 22. Буддизм и синтоизм в японии
- Синтоизм
- Буддизм в японии
- Буддизм и синтоизм
- Буддизм при регентах и сегунах
- Эстетика дзэн
- Конфуцианство в японии
- Конфуцианство и синтоизм
- Культ императора и расцвет национализма
- Новая религиозная ситуация в японии
- Секта сока-гаккай
- Глава 23. Ламаизм
- Истоки ламаизма. Тантризм
- Этапы генезиса ламаизма
- Деятельность цзонхавы
- Далай-лама и теория воплощений
- Основы теории ламаизма
- Этика ламаизма
- Магическая практика ламаистов
- Пантеон ламаизма
- Монастыри, ламы и обряды
- Ламаизм и современность
- Глава 24. Цивилизации востока: религиозно-культурные традиции и современность
- Арабо-исламская цивилизация
- Индуистско-буддийская традиция-цивилизация
- Китайско-конфуцианская традиция-цивилизация
- Сравнительный анализ восточных традиций
- Религиозные традиции востока и проблема развития
- Религии сегодня. Экстремизм исламских фундаменталистов