logo
исправл вопр

15.Эсхатологические ожидания Ранней Церкви. Апокалиптические книги Библии (Даниил, Откровение, 1 и 2 Фессалоникийцам): краткий обзор хронологии эсхатологических событий.

Книга пророка Даниила в иудейском каноне отнесена к Писаниям, но на её пророческий характер указывают ссылки в Откровении. В этой книге Бог в многочисленных видениях показывает Даниилу ход Священной истории и судьбы великих мировых держав. Цель – показать превосходство Бога Израиля над идолами языческих народов и научить тому, что Бог всегда сохраняет Своё превосходство по отношению к человеческим Царствам. Основные темы: спасение народа Божьего, воскресение, суд, вечная жизнь и победа Царства Божьего. Уникальность книги Даниила состоит в том, что ход истории показан в ней в политическом аспекте.

Книга Откровение была написана Иоанном в ссылке на о. Патмос в 95-96гг. во время гонений при императоре Домициане. Ранняя церковь придавала ей большое значение. Её распространению способствовало то, что она была послана 7 церквям в Асии. В ней отражена картина будущих великих бедствий. Цель: предназначена для группы людей, которые нуждались в особых наставлениях (1-3 гл. – церквям, с 4 гл. – для широкого круга читателей). Особенности: открывает внутреннее состояние и тенденцию к духовному падению в церквях (безнравственное поведение, наличие лжеучителей, стремление к материальным, а не духовным ценностям); содержит слова утешения для каждой церкви в дни испытаний и гонений; утверждает веру в полное и окончательное торжество над всеми противоборствующими силами; призывает к бодрствованию и молитве; предостерегает тех, кто безразличен к надвигающимся бедствиям; поёт гимн Божьей славе. Богословский аспект связан с трудностью толкования: исторически все пророчества относятся к временам Римской империи; это картина со времён Иоанна до Второго Пришествия (самое распространённое церковно-историческое толкование); это просто широкомасштабное полотно о борьбе сил зла с Богом и Его святыми. Это последняя книга НЗ, без неё Библия была бы незавершённой, так как она знаменует окончание всего временного и начало вечности.

Послания к Фесс. содержат эсхатологическое учение. Цель: исправить понимание сути Второго Пришествия и указать на невозможность определения времени восхищения Церкви; В Первом - Павел говорит не об умерших, а об уснувших. Язычники с трудом воспринимали весть о воскресении; по их понятиям мёртвые уходили в Аид, место мрака и забвения. Человек это искра, которая попадает в физический мир, обретает тело как гроб. Послание отвечает на вопросы: как воскресение Христа гарантирует наше воскресение; человек это творение, он ограничен и конечен, а образ Божий в нас это бесконечное и неограниченное (антиномия), следо- вательно, воскресение Иисуса Христа восстанавливает наше богоподобие и способность к воскресению; даётся учение о парусии как присутствии или пришествии; призовёт труба Божья и будем восхищены на облаках в сретение Господу; день этот придёт как тать; Во 2 Фесс. появляются знамения, предшествующие парусии, т. е. указана их чёткая хронология: День Господень ещё не наступил, «доколе не придёт отступление, откроется человек греха, сын погибели, в храме Божьем сядет он, как Бог; откроется беззаконник», который обманет и соблазнит многих, и они будут осуждены за неверие, а потом он будет истреблён явлением Пришествия Христа, но до этого «будет взят от среды удерживающий»(2 Фес. 2: 3-9). Согласно христианскому учению Бог-Отец это Владыка времени и пространства, поэтому конец этого мира должен придти по Его Слову. Это об Его удерживающей функции говорит книга Откровение – печати, трубы, чаши, часть людей уничтожена, но всегда остаётся возможность покаяния.