logo
Лекция Навравления в Исламе

3.1 Братья-мусульмане

Средства массовой информации часто выносят движение братьев-мусульман на первый план, хотя их религиозные воззрения мало известны на Западе.

Движение зародилось в Египте в 1928 г., когда группа верующих предложила шейху Хасану аль-Банне воплотить идеи реставрации ислама. В этот период британского колониального присутствия мусульмане испытывали чувство бессилия и унижения: они ждали вождя, способного проводить поистине исламскую политику.

Движение братьев-мусульман быстро развивалось: в 1941 г. насчитывалось 60 тыс. его приверженцев, в 1945 г. — 500 тыс., в 1948 г. — более 1500 тыс. Коррумпированный режим короля Фарука был обеспокоен этим, поэтому в феврале 1949 г. было организовано убийство Хасана аль-Банны (ему было немногим более 43 лет).

Движение ушло в подполье. Проблеск надежды появился, когда генерал Негиб сверг монархию, но новые преследования начались при Гамаль Абдель Насере. Движение братьев-мусульман распространилось за пределы Египта и оказало влияние на палестинское движение ФАТХ и федаев. В Сирии правительство Хафеза Асада и его единоверцы-алавиты могли лишь вызвать злобу мусульман-суннитов, насчитывающих 70% в стране. Начались восстания и репрессии, самым кровавым эпизодом которых были события 1982 г., когда в Хане погибло около 20 тыс. человек. 250 тыс. жителей этого четвертого по численности города в Сирии было поставлено на колени лишь через месяц ожесточенных боев.

Какова же доктрина движения, политическая роль которого выходит за пределы Египта и Сирии и распространяется на все мусульманские страны? Это всего лишь доктрина ислама во всей ее чистоте и строгости. Братья-мусульмане не стремятся добавить что-либо к ней.

Основной закон движения, принятый в 1945 г., требует от верующего быть последовательным в своей вере. Необходимо строгое повиновение «главному руководителю», что напоминает практику мусульманских братьев, о которых пойдет речь ниже. Братья-мусульмане строго следуют Корану, налагают на себя моральные обязательства своей религии, но стремятся также установить мусульманскую политическую власть, по крайней мере, в странах с мусульманским большинством. В частности, упразднение халифата Ататюрком в 1924 г. с их точки зрения является нечестивым актом, как являются нечестивыми и атеистические коммунистические режимы, светские режимы Запада и все формы свободы, которые допускают положения, противоречащие исламскому закону шариата. Эта логика ведет также к неприятию арабского национализма, так как с Кораном соотносится лишь умма — община верующих, которая не может ограничиваться искусственными границами.

Сила братьев-мусульман заключается именно в том, что они неуязвимы с точки зрения исламской ортодоксии. И беспокойство, которое они вызывают у руководителей всех мусульманских стран, показывает, до какой степени их идеальная модель исламского общества оказывается трудно сопоставимой с современными политическими структурами, в значительной степени заимствованными у Запада.