Вопросы и задания для самостоятельной работы
I. Выражение духа рационалистической культуры в идеях Просвещения.
1. И. Кант о сущности просвещения.
1.1 Понятие просвещения.
В чем И. Кант видит сущность просвещения? Какие препятствия существуют на пути формирования свободного мышления?
1.2 Метод просвещения.
Какое применение разума Кант называет частным, какое — публичным? В чем необходимость каждого из способов? В какой ситуации эти способы несовместимы? Подумайте, при каких условиях и в каких формах сотрудник правоохранительных органов может применять разум публично.
2. Свобода духовного творчества и общественная свобода.
В каком отношении находятся свобода гражданская и свобода творческого духа народа? Почему социальная революция не является эффективным средством выхода человечества из состояния «несовершеннолетия»? Что лежит в основании политического прогресса?
II. Наука и современная культура.
1. Современная наука.
1.1. Исторические предпосылки современной науки
Определите основные этапы развития науки. В чем состоит основной мотив развития научного познания? Объясните употребляемые Ясперсом применительно к научному познанию понятия «воля к власти» и «воля к истине». Какие христианские идеи предопределили основные установки современной науки?
1.2. Характеристика современной науки.
Раскройте основные признаки науки: методичность, достоверность, общезначимость.
Раскройте особенности современной науки: универсальность, незавершенность, систематичность. В чем современная наука отличается от греческой? В чем Ясперс видит ограниченность науки? Какое противоречие обнаруживает наука сама в себе? Какие категории (проблемы) Ясперс считает самыми фундаментальными в современной науке?
1.3. Обыденное отношение к науке.
Что Ясперс называет «научным суеверием»? В чем видит причины возникновения ложных иллюзий относительно возможностей науки? Какую опасность таят эти иллюзии? Что необходимо для их преодоления?
- И. И. Авксентьевский, л. В. Фивейская
- Учебное пособие
- Содержание
- Тема I. Греческая мифология
- Развитие мифа
- Исторические истоки греческой мифологии
- Периодизация греческой мифологии
- Текстовые источники греческой мифологии
- Основные темы греческой мифологии
- Основные персонажи греческой мифологии
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Общая характеристика греческой мифологии.
- 2. Греческие мифы о богах.
- 3. Греческие мифы о героях.
- Литература
- Тема II. Религиозно-философские идеи в культуре древнего китая и древней индии
- § 1. Учение Лао-цзы о дао.
- Личность Лао-цзы
- Учение Лао-цзы
- § 2. Конфуций о человеке и обществе
- Личность Конфуция
- Учение Конфуция
- § 3. Учение о начале сущего и человеке в Упанишадах
- Общая характеристика Упанишад
- Учение Упанишад
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Учение Лао-цзы о дао.
- 2. Учение Конфуция о человеке и человеческих отношениях.
- 3. Учение о начале сущего и человеке в Упанишадах.
- Литература
- Тема III. Трагедия софокла «антигона» как памятник античной культуры
- § 1. Театр в Древней Греции
- Общая характеристика греческой драмы
- Организация театральных представлений
- Устройство театра
- Участники театральной постановки
- § 2. Трагедия Софокла «Антигона»
- Личность Софокла
- Понятие трагедии
- Сюжетная основа «Антигоны»
- Конфликт «Антигоны»
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- Литература
- Тема IV. Религиозная идея в христианских текстах
- § 1. Формирование и состав священных текстов христианства
- Понятие священного текста
- Время создания и состав Библии
- Переводы Библии
- Символ веры
- § 2. Развитие религиозной идеи в текстах Ветхого Завета
- Общий смысл Ветхого Завета
- Сотворение мира и человека
- История до Закона
- Человек и Закон
- § 3. Религиозная идея в текстах Нового Завета
- Общий смысл Нового Завета
- Истоки и смысл мессианской идеи
- Личность Иисуса Христа
- Учение Иисуса Христа
- Учительская деятельность апостолов
- § 4. Догматизация христианского вероучения в Никео – Царьградском Символе веры.
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Общая характеристика основных христианских текстов.
- 2. Развитие религиозной идеи в текстах Ветхого Завета.
- 3. Религиозная идея в текстах Нового Завета
- 4. Оформление религиозной идеи в Никео – Царьградском Символе Веры.
- Литература
- Тема V. Рационалистическая идея в научных текстах нового времени
- § 1. Идея автономности человеческого мышления в статье и. Канта «Ответ на вопрос: что такое просвещение?»
- Об авторе
- Понятие просвещения
- Публичное и частное применение разума
- § 2. Наука в культуре xXвека (по произведению к. Ясперса «Истоки истории и ее цель»)
- Об авторе
- Техника
- Современная ситуация
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 2. Технократическая цивилизация.
- Литература
- Тема VI. Развитие русской культуры (по произведению н. А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма»)
- Личность Бердяева
- Общий замысел книги
- Противоречивость русской культуры
- Самосознание русской культуры
- Революционный характер культуры России XIX в.
- Марксизм и Россия
- Историческое значение русского коммунизма
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Формирование русской культуры.
- 2. Становление самосознания русской культуры.
- 3. Русская революционная идеология и революционное движение в России XIX века (домарксистский этап).
- 4. Выражение революционного духа русской культуры в русской литературе и философской мысли.
- 5. Судьбоносное значение коммунизма для России.
- Литература