2. Технократическая цивилизация.
2.1. Техника.
Дайте определение техники. Как в технике проявляются рассудок и власть? Почему техника не является самоцелью? От чего зависит смысл техники? Как его определяет Ясперс?
В чем состоит принципиальная ограниченность техники? Чем ограничена власть техники? В каких областях техника не властна? В чем состоит зависимость техники от природных ресурсов и каковы, по мнению Ясперса, возможные перспективы в этой области?
Когда возникла техника? Назовите ее первые проявления. Когда произошел и с чем связан «великий исторический перелом» в развитии техники»? Укажите три основных фактора, лежащие в основе возникновения современной техники.
Какие новые возможности открывает современная техника перед человеком?
2.2. Труд.
Охарактеризуйте все аспекты труда. Какой из них Ясперс считает основным и почему? В чем необходимость и смысл разделения труда? Какова цель организации труда? Как разделение и организация труда воздействуют на самосознание человека?
Определите положительные и отрицательные следствия технизации труда. Как технизация труда влияет в целом на человека? Раскройте смысл проводимой Ясперсом аналогии между человеком и машиной в условиях технократической цивилизации.
Раскройте понятие отчуждения труда. Как связаны техника и отчуждение труда? Что необходимо для снятия отчуждения?
2.3. Оценка современной ситуации.
Какое главное искажение в оценке техники привело к возникновению технократической цивилизации? Какой принцип лежит в ее основе? Покажите, что все сферы бытия современного человека строятся по техническому принципу.
Что Ясперс называет «реальным единством людей на земле» и как его оценивает? Что Ясперс называет «массовой» организацией общества и как связывает ее с технократизацией?
Каков исторический выход из ситуации, порожденной технократической цивилизацией? Какую роль в этом может сыграть философия?
- И. И. Авксентьевский, л. В. Фивейская
- Учебное пособие
- Содержание
- Тема I. Греческая мифология
- Развитие мифа
- Исторические истоки греческой мифологии
- Периодизация греческой мифологии
- Текстовые источники греческой мифологии
- Основные темы греческой мифологии
- Основные персонажи греческой мифологии
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Общая характеристика греческой мифологии.
- 2. Греческие мифы о богах.
- 3. Греческие мифы о героях.
- Литература
- Тема II. Религиозно-философские идеи в культуре древнего китая и древней индии
- § 1. Учение Лао-цзы о дао.
- Личность Лао-цзы
- Учение Лао-цзы
- § 2. Конфуций о человеке и обществе
- Личность Конфуция
- Учение Конфуция
- § 3. Учение о начале сущего и человеке в Упанишадах
- Общая характеристика Упанишад
- Учение Упанишад
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Учение Лао-цзы о дао.
- 2. Учение Конфуция о человеке и человеческих отношениях.
- 3. Учение о начале сущего и человеке в Упанишадах.
- Литература
- Тема III. Трагедия софокла «антигона» как памятник античной культуры
- § 1. Театр в Древней Греции
- Общая характеристика греческой драмы
- Организация театральных представлений
- Устройство театра
- Участники театральной постановки
- § 2. Трагедия Софокла «Антигона»
- Личность Софокла
- Понятие трагедии
- Сюжетная основа «Антигоны»
- Конфликт «Антигоны»
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- Литература
- Тема IV. Религиозная идея в христианских текстах
- § 1. Формирование и состав священных текстов христианства
- Понятие священного текста
- Время создания и состав Библии
- Переводы Библии
- Символ веры
- § 2. Развитие религиозной идеи в текстах Ветхого Завета
- Общий смысл Ветхого Завета
- Сотворение мира и человека
- История до Закона
- Человек и Закон
- § 3. Религиозная идея в текстах Нового Завета
- Общий смысл Нового Завета
- Истоки и смысл мессианской идеи
- Личность Иисуса Христа
- Учение Иисуса Христа
- Учительская деятельность апостолов
- § 4. Догматизация христианского вероучения в Никео – Царьградском Символе веры.
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Общая характеристика основных христианских текстов.
- 2. Развитие религиозной идеи в текстах Ветхого Завета.
- 3. Религиозная идея в текстах Нового Завета
- 4. Оформление религиозной идеи в Никео – Царьградском Символе Веры.
- Литература
- Тема V. Рационалистическая идея в научных текстах нового времени
- § 1. Идея автономности человеческого мышления в статье и. Канта «Ответ на вопрос: что такое просвещение?»
- Об авторе
- Понятие просвещения
- Публичное и частное применение разума
- § 2. Наука в культуре xXвека (по произведению к. Ясперса «Истоки истории и ее цель»)
- Об авторе
- Техника
- Современная ситуация
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 2. Технократическая цивилизация.
- Литература
- Тема VI. Развитие русской культуры (по произведению н. А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма»)
- Личность Бердяева
- Общий замысел книги
- Противоречивость русской культуры
- Самосознание русской культуры
- Революционный характер культуры России XIX в.
- Марксизм и Россия
- Историческое значение русского коммунизма
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Формирование русской культуры.
- 2. Становление самосознания русской культуры.
- 3. Русская революционная идеология и революционное движение в России XIX века (домарксистский этап).
- 4. Выражение революционного духа русской культуры в русской литературе и философской мысли.
- 5. Судьбоносное значение коммунизма для России.
- Литература