74.Объясните духовную символику Ноева Ковчега.
А. Ковчег – прототип Христа.
1. У ковчега была только одна дверь, только один вход, расположенный сбоку.
а. Инн.14:6 «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» утверждает, что есть только один путь к спасению.
б. Ламех пророчески назвал своего сына Ноем («Покоем»), потому что именно через завершённое дело Ноя, все мы можем войти в Божий «покой» или «утешение». На самом деле, Ной был пророчески назван «спасителем».
с. Инн.10:7-9 говорит: «Итак опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт и выйдет, и пажить найдёт», что любой, вошедший через Дверь, найдёт покой и безопасность, чтобы выйти и трудиться.
д. Иисус был пронзён в бок.
2. У ковчега было всего одно окно во всю длину крыши для освящения и вентиляции. Мы знаем, что Иисус – Свет миру, а Дух Святой – оживляющее дыхание Божье. Чтобы увидеть свет, находясь внутри ковчега, нужно было поднять голову.
3. Ковчег остановился на горе Арарат в 17-й день первого месяца религиозного календаря, на Праздник первого снопа (Быт.8:4).
а. Божий лейтмотив 17-го нисана – воскресение (Лев.23:10,11; 2Пет. 3:13).
б. В этот самый день произошли четыре исторических события, первое из которых – остановка ковчега на горе Арарат.
В. Остальные три: воскресение евреев из вод Красного моря, вкушение первых плодов в обетованной земле и воскресение Иисуса Христа (1Кор.15:20-23) «Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших. Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мёртвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, Каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его».
4. Лучшее определение Ноева Ковчега – «гроб».
а. Бог часто пользуется логикой, противоположной нашей, чтобы проиллюстрировать библейские истины.
б. Ковчег хранил семена жизни, а старый мир был осуждён умирать вне его.
в. Люди и животные были воскрешены из смерти старого мира к жизни в новом, пройдя через воды крещения во время Потопа.
5. Ковчег был сделан из дерева, что говорил о человеческой природе Христа. Деревья должны были умереть для создания укрытия – места сохранения жизни. Это справедливо как для обоих ковчегов, упомянутых в Библии, так и для корзинки из тростника. Иисус умер за нас, чтобы нам иметь укрытия от греха, и чтобы Его завершённое дело навеки сохранило нашу жизнь.
а. Ноев ковчег (Быт.6:14-17) « Сделай себе ковчег из дерева гофер… И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; всё, что есть на земле, лишится жизни».
Б. Корзинка из тростника (Исх.2:3) « Но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника, и осмолила её асфальтом и смолою; и, положивши в неё младенца, поставила в тростнике у берега реки».
с. Ковчег завета (Исх.25:10-16) « И сделай ковчег из дерева ситтим; длина ему два локтя с половиною…. И положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе».
6. Размеры ковчега говорят о Христе.
А. 300 (локтей) – число победы в борьбе или полного освобождения (Быт.5:22; Суд.7:7; 3Цар.10:17; Мр.14:3-6).
Б. 50 (локтей) – число помазания, Пятидесятницы или юбилея.
С. 30 (локтей) – число власти, зрелости, полного возраста и возрасти и священства (Быт.41:46; 2Цар.5:4; Лук.3:23).
В. Ковчег и уроки для человечества.
1. «Смола»: кофер—«покрыть», кафар – «покрытие».
2. Это древнееврейское слово регулярно используется в значении «покрытие грехов», «очищение» (Лев.17:11) «Потому что душа тела в крови, и я назначил её вам для жерт-венника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает».
3. Кофер можно определить как «умиротворять, покрывать, совершать искупление, очищать, прощать, миловать и примирять».
Кафар можно определить как «цена искупления, выкуп, выплата долга».
4. Таким образом, как ковчег был запечатан изнутри и снаружи от вод суда, так и Кровь обеспечивает совершенное покрытие грехов человека.
5. Бог затворил дверь снаружи; это не могли сделать люди, находившиеся внутри (Быт.7:16) «И вошедшие мужской и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему Бог. И затворил Господь за ним». 1Петр.1:5 «Силою Божиею чрез веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время».
а. Спасение – это подарок от Бога, и только от Бога.
б. Дела никого не спасут.
6. Подобно Ною в ковчеге, мы сокрыты во Христе (Кол.3:3) « Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге».
7. Все, кто был в ковчеге безопасности, остались в живых, а все, кто был снаружи, умерли в своих грехах.
8. Чистых животных было по семь (совершенство), а нечистых – по два (свидетельство).
9. Слово Арарат значит «высокая (святая) земля», «священный край».
10. У ковчега было три палубы. Бог также работает с нами на трёх уровнях – духа, души и тела.
- 1. Основные этапы исследования Священного Писания (текстология, исагогика, экзегетика, герменевтика). Принципы толкования и изучения Священного Писания.
- 2.Понимание Библейского канона. История канонизации книг Ветхого и Нового Завета.
- 3.История перевода Священного Писания на национальные языки. История перевода Библии на русский язык.
- 4.Библейская критика: причины появления и основные исторические этапы.
- 1 Этап – Историческая критика
- 2 Этап – литературная критика (или источниковедческая) – возникла из сопоставления Евангелий, главной ее задачей был поиск источника Евангельских повествований.
- Синоптические евангелия схожи иногда даже до мелочей. Иногда странное слово, в странной форме встречается во всех трех евангелиях.
- Источник Марка
- Источник Логий (изречений), то, что сегодня нам более знакомо как источник q – Quelle (с нем. Источник).
- 6. Исторические реалии Апостольского века (основные периоды и их характеристика).
- 7. Богословская цель в написании Евангелий (общая и частные).
- 8. Универсализм и иудейские черты Евангелий и Посланий Апостола Павла.
- 9. Иудео-христианский конфликт в ранней церкви. Благодаря каким событиям и письменным источникам мы узнаем об этом? Отношение Иисуса к Закону в свете Евангельских повествований.
- 10.Проблема датировки книг, входящих в состав Нового Завета. Какие исторические события способствуют в определении хронологии Евангельских событий и Посланий.
- 11.Послания к Коринфянам: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 12.Послания к Римлянам и Галатам: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 13.Тюремные послания: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 14.Пасторские послания: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 15.Эсхатологические ожидания Ранней Церкви. Апокалиптические книги Библии (Даниил, Откровение, 1 и 2 Фессалоникийцам): краткий обзор хронологии эсхатологических событий.
- 16.Библейская история: краткий обзор основных исторических этапов, описанных в Ветхом Завете.
- 17.Содержание религиозного культа Израиля. Понятия Завета, священства, жертвоприношений и праздников.
- 18.Поэтические книги Ветхого Завета: общая информация и рассматриваемая проблематика.
- 19.Период Вавилонского изгнания: основные события и изменение менталитета иудейского народа.
- 20.Концепция Мессии и события Последних времен в описании авторов Ветхого Завета
- 21.Богословие Ветхого Завета: основные богословские идеи и их развитие в Ветхозаветных Писаниях: учение о Боге, человеке, спасении, искуплении, Законе, Завете и т.Д.
- 22.Пятикнижие: проблемы авторства и структурного единства текста.
- 24.Большие пророки: авторство, личность пророка, исторический фон книги, содержание книги. Богословие пророческих книг: учение о Боге, человеке, спасении-искуплении.
- 25.Понятие богословия: восточное и западное представление, положительное и отрицательное в их понимании.
- 26.Катафатический и апофатический путь богопознания. Деонисий Ареопагит.
- 27.Догмат и ересь, становление христианского богословия в эпоху Вселенских Соборов.
- 28.Методы богословия. Ответственное богословие. Принцип Solo Scripture, понятие Предания, сущность реформаторской богословской традиции.
- 30.Дайте определение концепции «Божья трансцендентность» и « Божья имманентность», опровергая ложные понимания этих понятий.
- 31.Опишите главные черты Божьего царства. Укажите, как оно проявлялось в прошлом, проявляется в настоящем и будет проявлено в будущем.
- 32.Указать ключевые места Писания, доказывающие как единство Бога, так и Его троичность. Включите в Ваш ответ и ключевые мест, указывающие на божественность каждой личности в Троице?
- 33.Сравните взгляды восточной и западной церквей на природу Троицы, указывая слабые стороны обеих позиций.
- 34.Обсудите и опровергните неверные взгляды на Троицу, а именно арианство, субординационизм, динамическое монархианство, модалистское монархианство.
- 35.Обсудите места Писания 2Тим.3:16 и 2Пет. 1:19-21 с точки зрения их учения о богодухновенности Писания и укажите на трудности, связанные с их толкованием.
- 36.Раскройте следующие взгляды на богодухновенность Писания: консервативный евангельский, фундаментальный, ортодоксальный, умеренный евангельский, либеральный, неоортодоксальный.
- 37.Опишите следующие подходы к разрешению кажущихся ошибок в Библии: абстрактный подход, согласовательный подход, умеренный согласовательный подход, оговорочная безошибочность.
- 38.Опишите, насколько богодухновенность распространяется на копии оригиналов и переводы. Доработать
- 39.Сравните теории дихотомии и трихотомии, указывая на сильные и слабые стороны каждой теории. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 40.Сравните теории креационизма и традуционизма, указывая на сильные и слабые стороны каждой теории. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 41.Сравните следующие взгляды на Божий образ в человеке: субстанциальный, реляционный, функциональный, православный, католический. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 42.Укажите суть греха и разные классификации греха, подтверждая вашу точку зрения местами Писания.
- 1Тим.1:5,19 «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицеприятной веры
- 4. Непростительный грех.
- 2. Первородный грех.
- 45.Раскройте концепцию «союз со Христом» в связи с понятием «корпоративная личность». Назовите аспекты нашего спасения относящиеся к аспектам нашего союза со Христом.
- 46.В чем заключается протестантская доктрина об оправдании? Сравните ее с католическим и православным подходами.
- 48.Раскройте отношения между покаянием, верой и таинствами в приобретении спасения. Какие элементы входят в библейское понимание истинного покаяния и истинной веры.
- 49. Библейское обоснование Божественности и Личности Святого Духа.
- 51.На чем основано учение, что признаком получения крещения Духом Святым является говорение на иных языках?
- 52.Сравните разные употребления выражения «исполнение Духа Святого», встречаемые в Писании.
- 53.Сравните и оцените определение церкви у католиков, православных и протестантов. Какой взгляд наиболее соответствует библейскому учению?
- 54.Сравните и оцените следующие взгляды на церковное управление: епископальная система, пресвитерианская система, конгрегационалистская система.
- 55.Дайте классификацию духовных даров, и определите суть каждого дарования.
- 57.Сравните и оцените следующие взгляды на восхищение церкви: восхищение до скорби и восхищение после скорби.
- 58.Сравните и оцените следующие взгляды на тысячелетнее царство Христа: постмилленаризм, атмилленаризм, примилленаризм. Какое мнение имеет наибольшее библейское обоснование.
- 59.Ветхий Завет об Иисусе Христе: Семя Жены, Грядущий Пророк, Раб Господень, концепция ветви из корня Иессея, время и место рождения Мессии.
- 60.Особенности образа Иисуса Христа в Евангелиях;
- 62.Имена Иисуса Христа: Сын Божий, Единородный Сын, Сын Человеческий, Первенец, Господь;
- 63.Служение Иисуса Христа как Пророка, Священника и Царя;
- 64.Божественность Иисуса Христа: библейские свидетельства и тексты, значение Божественного достоинства Христа;
- 65.Человечность Иисуса Христа: библейские свидетельства и тексты, значение Человечности Христа;
- Человеческое тело.
- 66.Тайна безгрешности Христа, искушения, взаимодействие природ во Христе.
- 67.Ереси, отвергающие Божественность Христа: истоки, смысл.
- 68.Ереси, отвергающие Человечность Христа: истоки и смысл.
- 69.Халкидонское вероопределение и последующее развитие христологической проблематики.
- 70.Либеральное богословие о Христе: Ренан, Штраус, Бультман;
- 72.Что означает древнееврейское слово «йом»? Расскажите, как обычно используется это слово?
- 74.Объясните духовную символику Ноева Ковчега.
- 75.Объясните, для какой цели была написана Книга Иова. Каково назначение Книги Иова?
- 76.Назовите любые три из восьми Псалмов, важных с точки зрения учения о сотворении мира.
- 77.Объясните, почему генетика не допускает макроэволюции. Меняются ли живые существа со временем? Назовите любые три из списка причин, позволявших людям прожить 900 лет.
- 78.Происходит ли глобальное потепление? Объясните.
- 79.Насколько ценна человеческая жизнь? Проиллюстрируйте свой ответ отрывком из Библии.
- 81.Основные типы проповедей, особенности подготовки, выбора темы и произношения проповедей. Христологичность и христоцентричность проповеди. Личность проповедника.
- 82.Основные виды служений в поместной церкви (Причастие, Крещение, Бракосочетание, молитва за детей, похороны и др.) их особенности и порядок проведения.
- 84.Библейское обоснование миссионерства. Концепция Missio Dei. Основные этапы миссионерского служения Церкви, осбенности и влияние на церковную жизнь.
- 85.Насаждение церквей: принципы, особенности, подготовка миссионера. Самоуправление, самофинансирование, саморазмножение поместной церкви. Особенности насаждения церквей в нашей стране.
- 86.Пятидесятническое движение: история появления, исторический и богословско-философский контекст, особенности и трудности, с которыми сталкивалось движения.
- 87.Понятие философии. Особенности философии античного мира, средних веков, нового и новейшего времени.
- 88.История Церкви, как становление христианской веры, культуры, богословия и философии. Особенности истории ранней Церкви, средневековой Церкви, Церкви нового и новейшего времени.
- 89.Реформация и ее всемирно-историческое и духовное значение.