76.Назовите любые три из восьми Псалмов, важных с точки зрения учения о сотворении мира.
Книга псалмов – наиболее главная книга в Библии. Она содержит элементы ПРОСЛАВЛЕНИЯ, ПЕСНИ, УТЕШЕНИЯ, ГНЕВА, ПРОКЛЯТИЯ, СВИДЕТЕЛЬ- СТВА, МОЛИТВЫ, РАДОСТИ, НАДЕЖДЫ, ОТЧАЯНИЯ, ПРОРОЧЕСТВА, ОТКРО –ВЕНИЯ, ДУХОВНОГО БЛАГОСЛОВЕНИЯ и СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ЗНА- НИЯ! Книга псалмов была для иудеев сборником гимнов – «КНИГА ВОСХВАЛЕНИЯ»
1. Слово «псалмы» (мизмер) означает «песни» с музыкальным сопровождением.
КНИГА ПСАЛМОВ СОДЕРЖИТ 8 ВАЖНЫХ ПСАЛМОВ О СОТВОРЕНИИ.
Псалмы: 8, 18, 28, 32, 89, 90, 103, 138.
Псалом 8 говорит о человеке и роли, отведённом ему Богом во вселенной.
1. Стихи 2-5 прославляют Бога за удивительные размеры вселенной и её предназначен.
а. Никто не может сотворить нечто большее самого себя.
б. Бог больше Своего творения и не является его частью.
в. Астрологией человек исказил предназначение звёзд.
г. Вселенная отражает бесконечный Божий характер и Его качества, а люди иска-
зили цель её создания, сочтя человеческую жизнь незначительной и бесполезной.
д. Пятый стих пророчествует о воплощении Иисуса Христа и объясняет Божий
план, существовавший от основания мира.
е. Только Земля населена людьми, и только отсюда будет править Христос (Пс.113:24, Отк.21:1-3, 22:27).
ж. Вселенная так велика, а мы так малы, однако Бог заботится о каждом из нас.
з. Человеческий разум – сложнейшая материальная система во вселенной, а Зем-ля – сложнейшая из известных планет. В Божьем плане им отведено центральное место.
2. Шестой стих отвечает на вопрос: «Кто такой человек?»
а. Человек – не животное: он немного умалён над ангелами, а не немного возвышен над приматами.
б. Не существует вещественных доказательств эволюции человека.
в. Человеческий дух живёт в смертном земном теле, имеющем шанс на спасение.
Ангелы этого лишены. (Евр.2:9; 2Петр 2:4; Иуды 6).
г. Этот стих пророчески изображает Иисуса как Сыны Человеческого.
д. Фразу «не много Ты умалил Его пред Ангелами» также можно перевести как «не
надолго (возможно на 33 года) Ты умалил Его над Ангелами».
е. За победу над смертью Иисуса следует увенчать славой и честью.
3. Стихи 7-9 напоминает о повелении владычествовать над Землёй, которое люди никогда не исполняли с полной отдачей (Быт.1:26-28).
а. Основываясь на этом отрывке, Мэтью Мори взялся за дело и открыл великие мировые океанские течения, став «следопытом морей».
б. Со времени Потопа существует конфликт между человеком и животными (Быт.9:2-5).
в. Грядёт восстановление ( Ис.11:6-9; Ос.2:18).
4. Стих 10 превозносит Бога, вторя стиху 2.
а. Между стихами 9 и 10 подразумевается наличие отрывка, который можно найти в Послании к Евреям 2:8-9.
б. Испытав смерть, погребение и воскресение, Христос будет царствовать, и все воскликнут: «Иегова, наш Адонай! Как величественно имя Твоё по всей земле!»
Псалом 32 провозглашает во всеуслышание, что Слово Божье праведно (стих 4), сильно (стих 6) и абсолютно верно (стих 9).
1. Псалом поделён на четыре части по 4, 5, 6 и 7 стихов соответственно.
2. Стихи 1-4 полны призывов прославлять могущественные слова и дела Божьи.
3. Здесь мы находим первую из шести «новых песен», упоминаемых в Псалмах (32:3; 39:4; 95:1; 97:1; 143:9; 149:1).
4. Причина для такой хвалы заключается в том, что Слово Божье право и истинно и будет стоять вовек, потому что Он – Бог (Пс.118:128).
5. Одно из самых веских подтверждений повествования Бытия о Божьих актах творения содержится в стихах 5-9.
а. Бог не просто создал вселенную. Он создал её Словом.
б. Творение обрело своё существование благодаря Слову, то есть Иисусу – Творцу (Кол.1:16; Евр.1:2-3; Еф.3:9; 2Петр. 3:5).
в. Стих 6, говорит об участии в процессе сотворения Святого Духа (Руах Ха’Кодеш) – «духа уст Его».
г. Стих 7, описывает воды сотворения, находившиеся как над, так и под твердью.
д. Наконец, стих 9, утверждает, что у Бога не уходит много времени на воплощение Своих творческих замыслов: «Он сказал, -- сделалось».
е. Это утверждение опровергает любой из возможных аргументов в пользу совмести –мости эволюции с Библией (Пс.148:5-6).
6. Стихи 10-15 демонстрируют нам верховную власть Бога на примере возникновения народов у Вавилонской башни.
а. Стихи 10-11 противопоставляют тщетные человеческие философии Вавилонского единого мирового правительства совету Господнему, по которому Его праведники будут стоять вовек.
б. В стихах 12-15 мы видим, что Господь управляет всем, так как Он всё видит, создаёт и понимает.
7. В заключительных стихах (16-22) описано дело спасения.
а. Спасение не найти в земной власти или силе.
б. Его следует искать только в Господе и Его могуществе.
в. Фраза «Око Господне» описывает Его непрестанную заботу, участие и надёжный покров для тех, кто принадлежит Ему (стих18). Пс.33:16; Пр.5:12; 15:3; 22:12; 2Пар.16:9.
г. Уповающие на Господа непременно будут радоваться своему спасению.
Псалом 103 охватывает период от сотворения до вселенского Потопа и появления послепотопного мира.
1. Первые три стиха описывают, что произошло в самом начале, как Бог, облечённый славой и честью, одевающийся светом, вступает в человеческую историю и творит вселенную (Инн.1:5; 1Тим.6:16).
2. Масса и энергия взаимозаменяемы, и в начале Бог одновременно создаёт простра- нство, материю и время, посредством Своего сияющего света.
3. Он «простирает небеса» и создаёт жилище, где сосредоточена Его сущность, трон, окружённый светом (Еф.4:10).
4. Тем не менее, Бог вездесущ. Вся вселенная является Его жилищем, и это «видно», если взглянуть на небеса.
5. О сотворении ангельского воинства, а затем и материальной вселенной записано в стихах 4-5 (Иов 38:4-7).
6. Земля не поколеблется. У Бога для неё есть вечное предназначение.
7. Стихи 6-9, сообщают нам дополнительную информацию о событиях, происходивших во время и сразу после Ноева Потопа.
а. Потоп был всемирной катастрофой, вызванной Божьим судом.
б. Стих 8, нам рассказывает о гигантском горообразовании и оседании долин во время Потопа и сразу после него.
в. Бог больше никогда не затопит Землю, потому что Он установил границы уровня моря (Иов 26:10).
г. Потоп был однократным событием, преследовавшим однократную цель.
8. Мир, появившийся после Потопа, описан в стихах 10-35.
а. Мы видим промысел Божий и Его заботу обо всех формах жизни, переживших Потоп, в том, что они были созданы для обитания как в «до», так и в «послепотопных» условиях.
б. Стихи 10-15, нам показывают, как Бог обеспечивает пищей свои создания.
в. Стихи 16-18, говорят что каждая форма жизни была обеспечена местом обита- ния.
г. В стихах 19-23, говорится, что у всякой жизни есть Богом данный план и пред- начение. Именно Бог творит тьму.
д. В стихах 24-30, подытоживаются результаты Божьего промысла и заботы. Здесь упомянут «Левиафан» -- морской динозавр.
е. Наконец, в стихах 31-35, псалмопевец прославляет Господа, и впервые в книге Псалмов появляется слово Аллилуйя. Здесь описана вулканическая активность во время Потопа и после Потопа.
КНИГА ПСАЛМОВ СОДЕРЖИТ МНОГО ДРУГИХ ТОЧНЫХ В НАУЧНОМ СМЫСЛЕ УТВЕРЖДЕНИЙ.
А. Псалом 102:11-12 говорит о бесконечной протяжённости вселенной.
Б. Псалмы 94:5, 95:5, 99:3 провозглашает, что Бог сотворил моря, небеса и людей.
В. Псалом 135:4-9 утверждает, что Бог и только Бог – Творец.
Г. Бог советует отвергнуть возможность теистической эволюции Пс.118:99, 134:5-7.
- 1. Основные этапы исследования Священного Писания (текстология, исагогика, экзегетика, герменевтика). Принципы толкования и изучения Священного Писания.
- 2.Понимание Библейского канона. История канонизации книг Ветхого и Нового Завета.
- 3.История перевода Священного Писания на национальные языки. История перевода Библии на русский язык.
- 4.Библейская критика: причины появления и основные исторические этапы.
- 1 Этап – Историческая критика
- 2 Этап – литературная критика (или источниковедческая) – возникла из сопоставления Евангелий, главной ее задачей был поиск источника Евангельских повествований.
- Синоптические евангелия схожи иногда даже до мелочей. Иногда странное слово, в странной форме встречается во всех трех евангелиях.
- Источник Марка
- Источник Логий (изречений), то, что сегодня нам более знакомо как источник q – Quelle (с нем. Источник).
- 6. Исторические реалии Апостольского века (основные периоды и их характеристика).
- 7. Богословская цель в написании Евангелий (общая и частные).
- 8. Универсализм и иудейские черты Евангелий и Посланий Апостола Павла.
- 9. Иудео-христианский конфликт в ранней церкви. Благодаря каким событиям и письменным источникам мы узнаем об этом? Отношение Иисуса к Закону в свете Евангельских повествований.
- 10.Проблема датировки книг, входящих в состав Нового Завета. Какие исторические события способствуют в определении хронологии Евангельских событий и Посланий.
- 11.Послания к Коринфянам: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 12.Послания к Римлянам и Галатам: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 13.Тюремные послания: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 14.Пасторские послания: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 15.Эсхатологические ожидания Ранней Церкви. Апокалиптические книги Библии (Даниил, Откровение, 1 и 2 Фессалоникийцам): краткий обзор хронологии эсхатологических событий.
- 16.Библейская история: краткий обзор основных исторических этапов, описанных в Ветхом Завете.
- 17.Содержание религиозного культа Израиля. Понятия Завета, священства, жертвоприношений и праздников.
- 18.Поэтические книги Ветхого Завета: общая информация и рассматриваемая проблематика.
- 19.Период Вавилонского изгнания: основные события и изменение менталитета иудейского народа.
- 20.Концепция Мессии и события Последних времен в описании авторов Ветхого Завета
- 21.Богословие Ветхого Завета: основные богословские идеи и их развитие в Ветхозаветных Писаниях: учение о Боге, человеке, спасении, искуплении, Законе, Завете и т.Д.
- 22.Пятикнижие: проблемы авторства и структурного единства текста.
- 24.Большие пророки: авторство, личность пророка, исторический фон книги, содержание книги. Богословие пророческих книг: учение о Боге, человеке, спасении-искуплении.
- 25.Понятие богословия: восточное и западное представление, положительное и отрицательное в их понимании.
- 26.Катафатический и апофатический путь богопознания. Деонисий Ареопагит.
- 27.Догмат и ересь, становление христианского богословия в эпоху Вселенских Соборов.
- 28.Методы богословия. Ответственное богословие. Принцип Solo Scripture, понятие Предания, сущность реформаторской богословской традиции.
- 30.Дайте определение концепции «Божья трансцендентность» и « Божья имманентность», опровергая ложные понимания этих понятий.
- 31.Опишите главные черты Божьего царства. Укажите, как оно проявлялось в прошлом, проявляется в настоящем и будет проявлено в будущем.
- 32.Указать ключевые места Писания, доказывающие как единство Бога, так и Его троичность. Включите в Ваш ответ и ключевые мест, указывающие на божественность каждой личности в Троице?
- 33.Сравните взгляды восточной и западной церквей на природу Троицы, указывая слабые стороны обеих позиций.
- 34.Обсудите и опровергните неверные взгляды на Троицу, а именно арианство, субординационизм, динамическое монархианство, модалистское монархианство.
- 35.Обсудите места Писания 2Тим.3:16 и 2Пет. 1:19-21 с точки зрения их учения о богодухновенности Писания и укажите на трудности, связанные с их толкованием.
- 36.Раскройте следующие взгляды на богодухновенность Писания: консервативный евангельский, фундаментальный, ортодоксальный, умеренный евангельский, либеральный, неоортодоксальный.
- 37.Опишите следующие подходы к разрешению кажущихся ошибок в Библии: абстрактный подход, согласовательный подход, умеренный согласовательный подход, оговорочная безошибочность.
- 38.Опишите, насколько богодухновенность распространяется на копии оригиналов и переводы. Доработать
- 39.Сравните теории дихотомии и трихотомии, указывая на сильные и слабые стороны каждой теории. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 40.Сравните теории креационизма и традуционизма, указывая на сильные и слабые стороны каждой теории. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 41.Сравните следующие взгляды на Божий образ в человеке: субстанциальный, реляционный, функциональный, православный, католический. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 42.Укажите суть греха и разные классификации греха, подтверждая вашу точку зрения местами Писания.
- 1Тим.1:5,19 «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицеприятной веры
- 4. Непростительный грех.
- 2. Первородный грех.
- 45.Раскройте концепцию «союз со Христом» в связи с понятием «корпоративная личность». Назовите аспекты нашего спасения относящиеся к аспектам нашего союза со Христом.
- 46.В чем заключается протестантская доктрина об оправдании? Сравните ее с католическим и православным подходами.
- 48.Раскройте отношения между покаянием, верой и таинствами в приобретении спасения. Какие элементы входят в библейское понимание истинного покаяния и истинной веры.
- 49. Библейское обоснование Божественности и Личности Святого Духа.
- 51.На чем основано учение, что признаком получения крещения Духом Святым является говорение на иных языках?
- 52.Сравните разные употребления выражения «исполнение Духа Святого», встречаемые в Писании.
- 53.Сравните и оцените определение церкви у католиков, православных и протестантов. Какой взгляд наиболее соответствует библейскому учению?
- 54.Сравните и оцените следующие взгляды на церковное управление: епископальная система, пресвитерианская система, конгрегационалистская система.
- 55.Дайте классификацию духовных даров, и определите суть каждого дарования.
- 57.Сравните и оцените следующие взгляды на восхищение церкви: восхищение до скорби и восхищение после скорби.
- 58.Сравните и оцените следующие взгляды на тысячелетнее царство Христа: постмилленаризм, атмилленаризм, примилленаризм. Какое мнение имеет наибольшее библейское обоснование.
- 59.Ветхий Завет об Иисусе Христе: Семя Жены, Грядущий Пророк, Раб Господень, концепция ветви из корня Иессея, время и место рождения Мессии.
- 60.Особенности образа Иисуса Христа в Евангелиях;
- 62.Имена Иисуса Христа: Сын Божий, Единородный Сын, Сын Человеческий, Первенец, Господь;
- 63.Служение Иисуса Христа как Пророка, Священника и Царя;
- 64.Божественность Иисуса Христа: библейские свидетельства и тексты, значение Божественного достоинства Христа;
- 65.Человечность Иисуса Христа: библейские свидетельства и тексты, значение Человечности Христа;
- Человеческое тело.
- 66.Тайна безгрешности Христа, искушения, взаимодействие природ во Христе.
- 67.Ереси, отвергающие Божественность Христа: истоки, смысл.
- 68.Ереси, отвергающие Человечность Христа: истоки и смысл.
- 69.Халкидонское вероопределение и последующее развитие христологической проблематики.
- 70.Либеральное богословие о Христе: Ренан, Штраус, Бультман;
- 72.Что означает древнееврейское слово «йом»? Расскажите, как обычно используется это слово?
- 74.Объясните духовную символику Ноева Ковчега.
- 75.Объясните, для какой цели была написана Книга Иова. Каково назначение Книги Иова?
- 76.Назовите любые три из восьми Псалмов, важных с точки зрения учения о сотворении мира.
- 77.Объясните, почему генетика не допускает макроэволюции. Меняются ли живые существа со временем? Назовите любые три из списка причин, позволявших людям прожить 900 лет.
- 78.Происходит ли глобальное потепление? Объясните.
- 79.Насколько ценна человеческая жизнь? Проиллюстрируйте свой ответ отрывком из Библии.
- 81.Основные типы проповедей, особенности подготовки, выбора темы и произношения проповедей. Христологичность и христоцентричность проповеди. Личность проповедника.
- 82.Основные виды служений в поместной церкви (Причастие, Крещение, Бракосочетание, молитва за детей, похороны и др.) их особенности и порядок проведения.
- 84.Библейское обоснование миссионерства. Концепция Missio Dei. Основные этапы миссионерского служения Церкви, осбенности и влияние на церковную жизнь.
- 85.Насаждение церквей: принципы, особенности, подготовка миссионера. Самоуправление, самофинансирование, саморазмножение поместной церкви. Особенности насаждения церквей в нашей стране.
- 86.Пятидесятническое движение: история появления, исторический и богословско-философский контекст, особенности и трудности, с которыми сталкивалось движения.
- 87.Понятие философии. Особенности философии античного мира, средних веков, нового и новейшего времени.
- 88.История Церкви, как становление христианской веры, культуры, богословия и философии. Особенности истории ранней Церкви, средневековой Церкви, Церкви нового и новейшего времени.
- 89.Реформация и ее всемирно-историческое и духовное значение.