Суфийские ордена. Шейхи и мюриды
Примерно с XI в. на основе различных монастырских школ и братств в разных районах Халифата стали возникать суфийские (дервишские) ордена. Суть связанных с этим изменений в суфизме проявилась в том, что на смену весьма неопределенным по характеру организационным формам, в рамках которых объединялись (наподобие ранних буддийских монахов) искавшие божественную истину первые суфии, постепенно приходила строгая и стройная структура иерархических конгрегации во главе с почитаемыми «святыми отцами» (шейхами, муршидами, пирами, ишанами). Эти «святые отцы» обладали уже не только абсолютным религиозным авторитетом, но и безусловной административной властью над подчиненными им мюридами, всегда готовыми слепо им повиноваться. Обычно каждый такой шейх - вчерашний дервиш или аскет-мистик, собравший вокруг себя группу последователей и почитателей, - настойчиво призывая к святости веры и проповедуя фанатическое рвение, отказ от собственного «я», добивался неслыханной власти над членами конгрегации, превращался в тирана и повелителя своего братства или ордена. Его мюриды из самостоятельно искавших Бога в себе и стремившихся слиться с Аллахом суфиев-одиночек становились солдатами ордена, подданными его главы, по социальному статусу и политико-административной власти, образу жизни и доходам напоминавшего феодально-теократического властителя, в какового он по большей части со временем и превращался. Это не мешало тем или иным из его подчиненных действовать по-прежнему в качестве нищих дервишей, т. е. разъезжать по разным странам и, проповедуя свои идеи, демонстрируя свою святость, основывать повсюду филиалы своего ордена, т. е. усиливать тем самым его влияние и могущество его предводителя.
В иерархически организованных орденах существовал строгий внутренний регламент, более четко определялись ступени посвящения. Обычно первой из них (шариат) была ступень обучения неофитов, которые были обязаны изучить нормыислама(откуда и название ступени) во всех деталях и научиться беспрекословно повиноваться старшим. Вторая ступень -тарикат - означала, что подготовленный ученик вступил на благочестивый путь и стал мюридом, продолжающим свою деятельность под непосредственным руководством того или иного из шейхов или ишанов. На третьей ступени -марифат - суфий считался достигшим определенного познания; он должен был уметь в совершенстве сливаться в экстатическом трансе с Аллахом и имелправоучить молодых. Четвертая и высшая ступень -хакикат - означала полное постижение истины и слияние с Божеством, доступное лишь немногим. В разных орденах были свои нормы, и иерархические лестницы могли различаться. Но общим для всех них были жесткая дисциплина и беспрекословное повиновение младших старшим, спорадические радения с молчаливой медитацией либо активным экстазом во имя слияния с Аллахом, полная преданностьисламу(в той его форме, которую исповедовал глава ордена) и готовность по первому знаку вождя вести священную войну с неверными.
На протяжении XI-XIV вв. число подобных конгрегации росло особенно быстро, хотя новые ордена, не говоря уже о филиалах, возникали и позже. Различной была деятельность и судьба этих орденов. Одни из них быстро приходили в упадок и сходили на нет, другие продолжали и даже активизировали свою деятельность на протяжении многих веков. Некоторые ордена концентрировали свое внимание на миссионерской работе, перемещаясь на новые места (это особенно характерно для Африки) и завоевывая сторонников среди местного населения, подготавливая тем самым исламизацию той или иной этнической группы, а то и целой страны. Иногда, особенно в тех районах, где государственность среди местного населения была очгнь слаба либо отсутствовала вовсе, суфийские ордена привносили с собой политико-бюрократические формы и становились основой нового политического образования или достаточно крепким государством в государстве. В других случаях ордена могли превращаться в мощные боевые отряды, вокруг которых складывались серьезные национальные движения, направленные на борьбу с чужеземцами во имя священного джихада. Многие из таких орденов широко распространены и пользуются значительным влиянием, как, например, Кадирийя (последователи аль-Кадира, основавшего орден в XII в.), ответвления которого можно встретить в различных районах Азии и Африки. Известны также и другие ордена, влияние которых ощущается в ряде районов Ближнего и Среднего Востока, как, например, Сенусийя.
- Оглавление
- Глава 1. Религия и религиоведение
- Основные функции религии
- История изучения религии
- Теории религиоведения
- Марксизм о религии
- Религия как автономная система
- Религия и общество
- Глава 2. Восток: общество и религия
- Что такое восток?
- Политическая власть на востоке
- Социальная структура на востоке
- Религия на востоке
- Глава 3. Возникновение и ранние формы религии
- Формирование основ религиозного сознания
- Заимствования и взаимовлияния культур
- Религиозные представления эпохи неолита
- Глава 4. Религиозные системы древних обществ ближнего востока
- Возникновение ранних религиозных систем
- Религиозная система древнего двуречья
- Религиозная система древнего египта
- Глава 5. Религии древних иранцев
- Зороастризм и маздеизм
- Мифология зороастризма
- Зороастризм в древнем иране
- Мани и манихейство
- Глава 6. Монотеистические религии: иудаизм
- Евреи в палестине
- Чудеса и легенды ветхого завета
- Иудаизм евреев диаспоры
- Иудаизм и история культуры востока
- Глава 7. Христианство
- Возникновение христианства
- Иудаизм и христианство
- Споры об иисусе христе
- Основы христианского учения
- Харизматические лидеры раннего христианства
- Трансформация раннего христианства
- Католицизм и реформация
- Греческая православная церковь
- Православная церковь в россии
- Христианство и традиции европейской культуры
- Христианство в странах востока
- Глава 8. Ислам: возникновение и распространение
- Аравия до ислама
- Ханифы и мухаммед
- Учение мухаммеда
- Мухаммед в медине. Хиджра
- Первые (выборные) халифы
- Али и шииты
- Омейяды и суннизм
- Арабские завоевания
- Халифат аббасидов
- Сельджуки и османская империя
- Ислам в индии и других странах востока
- Глава 9. Ислам: теория и практика
- Содержание корана
- Толкование корана (тафсир)
- Сунна и хадисы
- Ислам о происхождении мира
- Эсхатология ислама
- Социальная этика ислама
- Символ веры ислама
- Ислам о предопределении
- (Суннитское богословие (калам)
- Школы исламского права (мазхабы)
- Предписания и запреты ислама
- Мечети и школы
- Исламские обряды
- Праздники в исламе
- Глава 10. Ислам: направления, течения, секты
- Хариджиты и их секты
- Суфии и суфизм
- Суфийские ордена. Шейхи и мюриды
- Культ святых и ваххабиты
- Оппозиционный ислам (шииты)
- Идейные вожди шиитов
- Имамиты в иране
- Секты шиитов. Исмаилиты
- Секты исмаилитов. Ассасины
- Алавиты и али-илахи
- Глава 11. Ислам: традиции и современность
- Мир ислама
- Основы религиозно-культурных традиций ислама
- Трансформация ислама
- Модернизация ислама
- Исламский национализм
- Ислам после второй мировой войны
- Ислам и современность
- Глава 12. Религии древней индии
- Арии и веды
- Боги ригведы (пантеон вед)
- Трансформация ведической религии. Боги атхарваведы
- Брахманиз
- Упанишады
- Философия упанишад
- Брахман, атман, тот, ом(аум)
- Основы древнеиндийской религиозной философии
- Веданта
- Глава 13. Оппозиционные учения: джайнизм
- Теория джайнизма
- Этика джайнизма
- Образ жизни джайнов
- Монахи-аскеты
- Космография и мифология джайнизма
- Джайнизм в истории индии
- Глава 14. Буддизм в индии
- Легенда о будде
- Учение будды
- Первые общины буддистов
- Монастыри и сангха
- Основы философии буддизма
- Этика буддизма
- Буддизм махаяны
- Космология и мифология буддизма
- Буддизм в индии и за ее пределами
- Глава 15. Индуизм
- Возникновение индуизма
- Религиозно-философские основы индуизма
- Тримурти - брахма, шива и вишну
- Шива и культ лингама
- Шива и шакти
- Дурга и кали
- Рама и рамаяна
- Сказания и мифы. Махабхарата
- Брахманы и храмы
- Мантры и колдовство
- Обряды и праздники
- Семья и каста
- Глава 16. Индуизм и ислам. Модернизация индуизма
- Исламизация индии
- Взаимодействие ислама и индуизма
- Гуру нанак и сикхи
- Говинд ихальса
- Рам мохан рой и «брахмо самадж»
- Даянанда сарасвати и «арья самадж»
- Рамакришна и вивекананда
- Неоиндуизм и современность
- Глава 17. Религия в древнем китае
- Шанцы, чжоусцы и шан-ди
- Гадания и гадатели в шан
- Чжоусцы, шанди и культ неба
- Культ умерших предков
- Культ земли
- Жрецы-чиновники
- Ритуалы в чжоуском китае
- Древнекитайская религиозная философия
- Глава 18. Конфуций и конфуцианство
- Конфуций
- Глава 18. Конфуций и конфуцианство социальный идеал конфуция
- Социальный порядок по конфуцию
- Культ предков и нормы сяо
- Культ семьи и клана
- Конфуцианство и легизм
- Трансформация конфуцианства
- Конфуцианское воспитание и образование
- Система экзаменов и сословие шэньши
- Конфуцианцы в истории китая
- Культ формы в конфуцианстве
- Конфуцианство - регулятор жизни китая
- Глава 19. Даосизм
- Философия даосизма
- Даосизм в цинь-хань (III в. Дон. Э. - III в. Н. Э.)
- Крестьянское даосское восстание «желтых повязок»
- Теократическое государство даосов
- Даосизм о достижении бессмертия
- Псевдонауки даосов
- Даосы в средневековом китае
- Верхний и нижний пласты даосизма
- Пантеон даосизма
- Глава 20. Китайский буддизм
- Распространение и китаизация буддизма
- Буддизм чань (дзэн)
- Буддизм в эпоху тан (VII-х вв.). Упадок буддизма
- Буддизм и китайская культура
- Глава 21. Религиозный синкретизм в китае. Традиции и современность
- Всекитайский пантеон
- Культ сил природы и животных
- Добрые и злые духи. Культ благопожеланий
- Система ценностей в традиционном китае
- Трансформация традиционного китая
- Крестьянство и его традиции
- Возрождение традиций
- Глава 22. Буддизм и синтоизм в японии
- Синтоизм
- Буддизм в японии
- Буддизм и синтоизм
- Буддизм при регентах и сегунах
- Эстетика дзэн
- Конфуцианство в японии
- Конфуцианство и синтоизм
- Культ императора и расцвет национализма
- Новая религиозная ситуация в японии
- Секта сока-гаккай
- Глава 23. Ламаизм
- Истоки ламаизма. Тантризм
- Этапы генезиса ламаизма
- Деятельность цзонхавы
- Далай-лама и теория воплощений
- Основы теории ламаизма
- Этика ламаизма
- Магическая практика ламаистов
- Пантеон ламаизма
- Монастыри, ламы и обряды
- Ламаизм и современность
- Глава 24. Цивилизации востока: религиозно-культурные традиции и современность
- Арабо-исламская цивилизация
- Индуистско-буддийская традиция-цивилизация
- Китайско-конфуцианская традиция-цивилизация
- Сравнительный анализ восточных традиций
- Религиозные традиции востока и проблема развития
- Религии сегодня. Экстремизм исламских фундаменталистов