Личность Иисуса Христа
позиций христианской догматики Иисус Христос является одной из ипостасей единой божественной Троицы, а именно Богом Сыном, пришедшим в мир в образе человека и чудесным образом соединяющим в себе обе сущности – божественную и человеческую.
Сведения о земной жизни Иисуса Христа, о его деятельности и учении церковь основывает, прежде всего, на свидетельствах людей, близко знавших его лично и входивших в число 12 апостолов либо бывших ближайшими их учениками и, следовательно, современниками Христа. Свидетельства эти зафиксированы в священных книгах Нового Завета, среди которых особо выделяются четыре Евангелия, единственной целью создания которых было подробное и претендующее на предельную историческую достоверность жизнеописание Иисуса Христа и изложение его вероучения так, как оно было преподано им самим в публичных проповедях, обращенных ко всему народу, и в доверительном общении с ближайшим кругом учеников.
Согласно Евангелиям, Иисус Христос прожил недолгую жизнь, всего 33 года, из которых лишь три последних были отмечены его вошедшей в историю человечества религиозной деятельностью. Основные вехи земной жизни Христа можно обозначить в нескольких предложениях. Он родился в Вифлееме, в тридцать лет принял крещение от Иоанна Крестителя и начал свою деятельность, главной составляющей которой было религиозное учительство, с которым Иисус выступил, заявив о себе как о Мессии, Сыне Божьем. Учение и деятельность Христа нашли отклик у части еврейского народа и привлекли к нему немногочисленных, но преданных учеников. Вместе с тем, идеи, проповедуемые Иисусом Христом, и его мессианские притязания, пришли в противоречие с основами иудейской догматики и вызвали протест высшей священнической иерархии, пользующейся серьезным влиянием не только в среде еврейского народа, но и по отношению к римской администрации. Иисус был схвачен, предстал перед Синедрионом1и был осужден на смерть. Приговор был утвержден высшим должностным лицом Иудеи – римским прокуратором Понтием Пилатом и приведен в исполнение. Евангелисты сообщают также о таинственном исчезновении тела Христа из гробницы и засвидетельствованные очевидцами факты явления живого Иисуса апостолам и другим близким к нему людям в течение первых сорока дней после смерти, что, с их точки зрения, несомненно подтверждает свершившееся воскрешение Иисуса Христа.
Более подробно излагать биографию Иисуса Христа нет необходимости, это сделали авторы Евангелий, изучение которых можно лишь настойчиво рекомендовать в курсе культурологии. Целесообразно сделать лишь некоторые пояснения. Евангелисты в целом единодушны в описании жизни Иисуса Христа; если между ними и есть несущественные разногласия в одних и тех же сообщаемых сведениях, то, как справедливо отмечают богословы, это лишь подтверждает их достоверность и исключает возможность предварительного сговора. Существенные расхождения между евангелистами возникают в выборке зафиксированного в тексте материала. Так, Матфей и Лука с большей тщательностью воспроизводят биографические сведения, включая сюда историю рождения и первых лет жизни Христа, тогда как Марк и Иоанн начинают свои повествования с момента крещения Иисуса у Иоанна Предтечи; только в Евангелиях Матфея и Луки изложена Нагорная проповедь, Марк и Иоанн о ней не сообщают. Основываясь на этом и не вдаваясь в многочисленные детальные различия, можно рекомендовать в курсе культурологии изучение материала, характеризующего личность Иисуса Христа, по одному из двух Евангелий – Матфея или Луки, что, при наличии интереса, не исключает знакомства и с остальными евангельскими текстами.
Читая Евангелие, важно понимать, что это религиозный текст, повествующий о Боге в той мере, в какой он раскрыл себя людям в личности Иисуса Христа. Несомненно, здесь запечатлен, возможно, самый важный шаг в развитии человеческой культуры, соединивший Бога и человека, причем, не в абстрактной и неопределенной субстанции, как это было в индийском брахманизме, а в живом и определенном личном бытии. Тем не менее, в Евангелии мы имеем дело с религиозным содержанием духа, в котором Бог еще довлеет над человеком как высшая и в существе своем не раскрытая тайна мироздания. Эта тайна божественного пребывания в мире открывается в Евангелии в чудесном рождении Спасителя и в сверхъестественных знамениях, сопровождающих как появление Иисуса в земном мире (Вифлеемская звезда), так и уход из него (землетрясение и затмение при распятии). Чудо постоянно сопутствует Христу во все время его земного служения: Иисус исцеляет больных, воскрешает умерших, с легкостью нарушает естественный порядок природных процессов – ходит по воде, усмиряет буйство непогоды и т. д. Его собственная смерть стала самым весомым аргументом, развеявшим сомнения, охватившие даже самых близких и преданных ему людей после его кончины и захоронения, свидетелями которых было множество народа. На третий день после смерти, как и было предсказано, Христос явился во плоти и затем не единожды являлся разным людям и в разных обстоятельствах в течение сорока дней, по истечении которых на глазах своих учеников был вознесен на небо. Чудо питает веру, и однажды спровоцировав это состояние души, в дальнейшем прочно закрепляется на столь благодатной почве. Потому все евангелисты, уверовав в божественность Христа, совершенно искренне веруют в чудесные его деяния и обстоятельства жизни и щедро делятся своими воспоминаниями с читателями, в которых они, прежде всего, предполагают единоверцев. Об этом, повторим еще раз, важно помнить, читая Евангелие и восстанавливая картину земной жизни и подвижничества Иисуса Христа.
Сведения исторической науки об Иисусе Христе крайне скупы. Само по себе существование на территории Палестины религиозных проповедников мессианского толка подтверждено многочисленными свидетельствами и не вызывает удивления. Во времена римского владычества из среды еврейского народа время от времени выдвигались персонажи, которые собирали вокруг себя повстанческие отряды и выступали против римской власти. Зачастую эти вожди в народном сознании ассоциировались с ожидаемым Мессией, однако всякий раз после поражения наступало разочарование. Само имя Иисуса Христа дает повод трактовать его в нарицательном смысле. Иисус, или Иешуа, весьма распространенное еврейское имя и означает «Бог спаситель»; «христос» – слово греческое и означает «помазанник», т. е. то же, что в древнееврейском языке слово «мессия». До христианства слово «христос» и употреблялось в нарицательном смысле, помазанников божьих в грекоязычной среде называли христами; и только со времени первоначального христианства формируется устойчивое употребление сочетания Иисус Христос как имени собственного. В Евангелиях имя Иисуса Христа уже без всяких оговорок относится исключительно к личности явившегося в мир Богочеловека.
Кроме Евангелий, независимых развернутых свидетельств о жизни и деятельности Иисуса Христа в источниках, относящихся к периоду возникновения христианства, нет. Но нельзя сказать, что их нет вовсе. Краткие упоминания о Христе есть в произведениях крупнейших римских историков I – II вв. н. э. Тацита и Светония; об Иоанне Крестителе пишет знаменитый иудейско-римский историк Иосиф Флавий, живший вI в. н. э., т. е. в одно время с апостолами Христа; ему же приписывается и развернутый фрагмент о самом Иисусе Христе, однако подлинность этого текста вызывает серьезные сомнения в научной среде. Наконец, нет оснований совершенно не доверять сведениям, которые мы находим в Посланиях апостолов, написанных после смерти Христа, которые, с известными ограничениями, могут расцениваться как исторические документы, поскольку представляют собой, по сути дела, переписку апостолов с ранними христианскими общинами, не предназначавшуюся изначально для включения в тексты священного писания и канонизированные церковью гораздо позже.
В любом случае, споры об исторической достоверности личности Иисуса Христа в последние десятилетия утратили свою остроту, и в современной культуре принято считать достаточно обоснованным утверждение о реальном существовании такого исторического лица, выступившего в I в. н. э. в качестве основоположника нового религиозного учения, названного по его имени христианством.
- И. И. Авксентьевский, л. В. Фивейская
- Учебное пособие
- Содержание
- Тема I. Греческая мифология
- Развитие мифа
- Исторические истоки греческой мифологии
- Периодизация греческой мифологии
- Текстовые источники греческой мифологии
- Основные темы греческой мифологии
- Основные персонажи греческой мифологии
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Общая характеристика греческой мифологии.
- 2. Греческие мифы о богах.
- 3. Греческие мифы о героях.
- Литература
- Тема II. Религиозно-философские идеи в культуре древнего китая и древней индии
- § 1. Учение Лао-цзы о дао.
- Личность Лао-цзы
- Учение Лао-цзы
- § 2. Конфуций о человеке и обществе
- Личность Конфуция
- Учение Конфуция
- § 3. Учение о начале сущего и человеке в Упанишадах
- Общая характеристика Упанишад
- Учение Упанишад
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Учение Лао-цзы о дао.
- 2. Учение Конфуция о человеке и человеческих отношениях.
- 3. Учение о начале сущего и человеке в Упанишадах.
- Литература
- Тема III. Трагедия софокла «антигона» как памятник античной культуры
- § 1. Театр в Древней Греции
- Общая характеристика греческой драмы
- Организация театральных представлений
- Устройство театра
- Участники театральной постановки
- § 2. Трагедия Софокла «Антигона»
- Личность Софокла
- Понятие трагедии
- Сюжетная основа «Антигоны»
- Конфликт «Антигоны»
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- Литература
- Тема IV. Религиозная идея в христианских текстах
- § 1. Формирование и состав священных текстов христианства
- Понятие священного текста
- Время создания и состав Библии
- Переводы Библии
- Символ веры
- § 2. Развитие религиозной идеи в текстах Ветхого Завета
- Общий смысл Ветхого Завета
- Сотворение мира и человека
- История до Закона
- Человек и Закон
- § 3. Религиозная идея в текстах Нового Завета
- Общий смысл Нового Завета
- Истоки и смысл мессианской идеи
- Личность Иисуса Христа
- Учение Иисуса Христа
- Учительская деятельность апостолов
- § 4. Догматизация христианского вероучения в Никео – Царьградском Символе веры.
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Общая характеристика основных христианских текстов.
- 2. Развитие религиозной идеи в текстах Ветхого Завета.
- 3. Религиозная идея в текстах Нового Завета
- 4. Оформление религиозной идеи в Никео – Царьградском Символе Веры.
- Литература
- Тема V. Рационалистическая идея в научных текстах нового времени
- § 1. Идея автономности человеческого мышления в статье и. Канта «Ответ на вопрос: что такое просвещение?»
- Об авторе
- Понятие просвещения
- Публичное и частное применение разума
- § 2. Наука в культуре xXвека (по произведению к. Ясперса «Истоки истории и ее цель»)
- Об авторе
- Техника
- Современная ситуация
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 2. Технократическая цивилизация.
- Литература
- Тема VI. Развитие русской культуры (по произведению н. А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма»)
- Личность Бердяева
- Общий замысел книги
- Противоречивость русской культуры
- Самосознание русской культуры
- Революционный характер культуры России XIX в.
- Марксизм и Россия
- Историческое значение русского коммунизма
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Формирование русской культуры.
- 2. Становление самосознания русской культуры.
- 3. Русская революционная идеология и революционное движение в России XIX века (домарксистский этап).
- 4. Выражение революционного духа русской культуры в русской литературе и философской мысли.
- 5. Судьбоносное значение коммунизма для России.
- Литература