logo
исправл вопр

86.Пятидесятническое движение: история появления, исторический и богословско-философский контекст, особенности и трудности, с которыми сталкивалось движения.

Общецерковный духовный опыт и опыт пятидесятников: продолжение или конфликт. Обзор истории евангельского движения на территории бывшего СССР.

Христиан Гуго Круст пишет в книге "50 лет немецкого пятидесятнического движения": "Пятидесятническое движение не является внезапно возникшим, безисторическим явлением. Его свидетельство, что Иисус Христос через Духа Святого желает жить в христианине, можно доказать, начиная с первой общины и до наших дней, на протяжении всей истории Церкви". Уже в 1875 году в США началось мощное движение пробуждения, которое в течение одного единственного года охватило все штаты и большинство городов США и потом, в течение нескольких лет распространилось на Ирландию, Шотландию, Уэльс, Англию, Южную Африку, Скандинавию, Швейцарию и множество других стран. В 1904 году неожиданно началось пробуждение, которое по глубине и распространению превосходило все до сих пор пережитое в этой области. В г.Рондатале были три женщины, которые на протяжении лет сходились каждую неделю, чтобы просить об излиянии Духа Святого, пока одна из них однажды не услышала голос Духа Святого: "Встань, так как слышится шум, как будто приближается дождь." Спустя три дня началось пробуждение. Подобные события произошли и в других молитвенных кружках.

Один ученик Пархама, чернокожий проповедник Вильям Джеймс Сеймур (1870-1929), был приглашен в Лос Анжелес  Неллей Торрей, проповедницей афроамериканской общины освящения. Сеймур проповедовал о Деянии Апостолов 2:4 на тему: "Кто не говорит на языках, тот не крещен Духом Святым" (хотя Сеймур сам еще не получил крещение Духом Святым со знамением говорения на языках). Старшие члены этой общины освящения много лет претендовали на происшедшее с ними переживание духовного крещения. И вдруг приходит бродячий проповедник и говорит им, что они даже не "освящены", не говоря уже о крещении Духом Святым. Этого они не могли снести. Проповедница попросила Сеймура оставить общину, после чего он проводил собрания по домам. 9-го апреля 1906 года огонь сошел в одном молитвенном собрании на улице Бонни Брей. Кажется, что первым получившим крещение был мальчик восьми лет. Тут многие получили духовное крещение. Сеймур арендовал старую методистскую церковь по улице Азуза 312, которая для многих является исходным пунктом всемирного пятидесятнического движения. На протяжении трех лет здесь непрерывно проходили молитвенные собрания.

История евангельского движения России. Согласно имеющимся историческим сведениям, первые поместные церкви христиан веры евангельской - пятидесятников появились на территории России в начале XX века. Более распространенным и многочисленным направлением пятидесятников в СССР и России стал Союз христиан евангельской веры, основанный И.Е.Воронаевым. Им был создан сначала Одесский областной, затем Всеукраинский союз ХЕВ, а также предпринимались попытки к созданию ХЕВ в масштабе СССР в 1925 году. Второй Всеукраинский съезд ХЕВ принял постановление о переносе центра движения в Москву. Уже к 1927 году Союз ХЕВ насчитывал свыше 350 общин с более чем 17 тысячами прихожан. В 1928 году отношение Советского Правительства к религиозным объединениям становится резко нетерпимым. Печатный орган ХЕВ журнал "Евангелист", издававшийся трехтысячным тиражом в 1928 году, непрестанно напоминал о необходимости "покорно нести крест терпения, воздержания и унижения". В 1929 году к пятидесятникам было применено новое законодательство о религиозных культах, вступившее в силу в конце 1928 года. Союз ХЕВ был лишен регистрации, и его официальная деятельность была запрещена. В 1930 году епископ И.Е.Воронаев совместно с другими служителями Союза был репрессирован и принял мученическую смерть. В 1945 году часть общин ХЕВ и ХВЕ (под общим руководством епископов И.П.Панько, Д.И.Пономарчука и А.И.Бидаша) под нажимом советских властей присоединились к Союзу евангельских христиан баптистов (ЕХБ). Но большая часть церквей пятидесятников продолжала действовать без регистрации в условиях подполья и подвергалась жестоким гонениям, о чем подробно описывает А.Солженицин в своей книге "Архипелаг ГУЛАГ". За период 1945-1968 гг. к Союзу ЕХБ присоединилось около 40 тысяч пятидесятников. Конец 50-х и начало 60-х годов ознаменованы особенно жестоким преследованием верующих пятидесятников в СССР. По негласному указанию советских органов от руководства Всесоюзного Совета Евангельских Христиан Баптистов были отстранены наиболее авторитетные лидеры церкви. На их место поставили малообразованных, а порой и откровенно ущербных людей. После появления "инструктивного письма" старшим пресвитерам, многие Пятидесятники вышли из состава Союза ЕХБ. В 1961 году Совет по делам религий при Совете Министров СССР утвердил Инструкцию, по которой не допускались к регистрации "религиозные общества и группы верующих, принадлежащие к сектам, вероучение и характер которых носит антиго- сударственный и изуверский характер: иеговисты, пятидесятники, истинно православные христиане и т.п.". Инструкция сформулировала требования, которые местные органы власти должны были предъявлять к "сектантам-пятидесятникам", объявив это религиозное направ-ление реакционным, практикующим изуверский культ. В этот период были осуждены на

длительные сроки заключения священнослужители и рядовые верующие-пятидесятники (А.Бкдаш, И.А.Левчук, В.И.Белых, В.В.Ряховский, И.П.Федотов, М.Афонин, М.Смирнова, А.И.Косенков и др.). Только после 1968 года органами государственной власти "избирательно" стала допускаться независимая регистрация общин евангельских христиан пятидесятников. Однако большая часть общин пятидесятников, не желая сотрудничать с тоталитарным коммунистическим режимом и подвергаться полному контролю в своей собственной религиозной деятельности со стороны государства, отказались от подобной регистрации. Таким образом, в стране не без участия органов власти, движение пятидесятников было разделено на два противоположных лагеря - т.е. регистрированный и не регистрированных. Этот период государственно-церковных отношений в России получил должную оценку в Указе Президента Российской Федерации "О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий" от 14.03.96г. за № 378, которым был осужден многолетний террор, развязанный большевистским партийно-советским режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий. Несмотря на отмену известной запретительной инструкции 1961 года, государство до начала 90-х годов не изменило своего отношения к общинам, отказавшимся зарегистрировать свою деятельность. Например, в марте 1990 года в США проходил Международный съезд пятидесятников, в числе приглашенных были лидеры трех разных объединений пятидесятников, в том числе и не регистрированного Союза. Однако, официальному представителю не регистрированных пятидесятников России, И.П.Федотову, было официально отказано в разрешении на выезд. Таким образом, практически большинство церквей пятидесятников находилось в положении "не регистрированных" до начала 90-х годов. И только после принятия 25 октября 1990 года Закона РСФСР "О свободе вероисповеданий" "не регистрированные" общины пятидесятников, веря в демократические перемены общества и изменения в отношениях государства к церкви, стали легализировать свою деятельность. Первые четырнадцать нерегистрированных общин пятидесятников г. Москвы (под руководством епископов С.Г.Костюка, Е.П.Гула, С.В.Ряховского и др.) в 1991 году создали Межрегиональную христианскую ассоциацию "Ковчег", зарегистрировав ее в Министерстве юстиции РФ. Аналогичные процессы регистрации проходили во многих регионах Российской Федерации. Эти ассоциации, общины, миссии и поместные церкви в 1995 году объединились и стали учредителями Российского Союза Христиан Веры Еван-гельской "Церковь Божия". В 1997 году Российский Союз Христиан Веры Евангельской "Церковь Божия", после вхождения в него родственных церквей, ассоциаций и объединений, был переименован в Российский Объединенный Союз Христиан Веры Евангельской (пятидесятников).