БОЖЕСТВЕННОСТЬ СВЯТОГО ДУХА
Часто в церковной литургии мы слышим слова: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.» Это – так называемая триипостасная формула, суть которой – атрибуция божественности всем трем Лицам Божества.
Подобным же образом мы поем «Славу»:
«Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.»
Вэтом гимне вечная слава поется всем трем Лицам Троицы. Вечная слава наряду с Отцом и Сыном воздается Святому Духу.
Божественность Христа веками дебатировалась в церковных кругах, и дебаты эти продолжаются по сей день; божественность же Святого Духа обыкновенно признается церковью. Вероятно, причина отсутствия особых разногласий по поводу божественности Святого Духа состоит в том, что Дух никогда не являлся в человеческом облике.
Библия однозначно описывает Святого Духа как обладателя божественных свойств, наделенного божественной властью и применяющего ее. Начиная с четвертого века, всякий, кто признает, что Дух есть личность, признает также Его божественность.
ВВетхом Завете то, что говорится о Боге, нередко говорится и о Божьем Духе. Выражения «Бог говорит» и «Дух говорит» постоянно взаимозаменяются. В Новом Завете сохраняется та же особенность, и, пожалуй, наиболее убедительным представляется отрывок из Деяний 5:3-4, когда Петр спрашивает: «Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?... Ты солгал не человекам,
аБогу.» Иными словами, солгать Святому Духу означает – солгать Самому Богу.
Писание также признает за Святым Духом атрибуты божественности. В 1 Послании к Коринфянам 2:10-11 апостол Павел пишет о всеведении Духа: «А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.» Псалмопевец свидетельствует о вездесущности Духа в Псалме 138:7-8: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты.» Дух трудится также при сотворении мира (Бытие 1:1-2).
Заключительным аккордом, утверждающим божественность Святого Духа, служит благословение Павла в его втором Послании к Коринфянам: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога-Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь.» (2 Коринфянам 13:14)
Библейские стихи для размышления:
Бытие 1:1-2 Деяния 5:3-4 Римлянам 8:9-17
1 Коринфянам 6:19-20 Ефесянам 2:19-22
Заключение:
- ВВЕДЕНИЕ
- БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ
- НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ И ОПОСРЕДОВАННОЕ ВСЕОБЩЕЕ ОТКРОВЕНИЕ
- ЗАКОН БОЖИЙ
- КАНОНИЧЕСКОЕ ПИСАНИЕ
- САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРОЧТЕНИЕ ПИСАНИЯ
- ТРИЕДИНСТВО БОГА
- ВСЕМОГУЩЕСТВО БОГА
- ВСЕВЕДЕНИЕ БОГА
- БЛАГОСТЬ БОГА
- ТВОРЕНИЕ
- ЧУДЕСА
- ЗАВЕТ БОГА С ЧЕЛОВЕКОМ
- БОЖЕСТВЕННОСТЬ ХРИСТА
- ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА ХРИСТА
- НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ
- КРЕЩЕНИЕ ХРИСТА
- ТРОЙНОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРИСТА
- БОЖЕСТВЕННОСТЬ СВЯТОГО ДУХА
- ВНУТРЕННЕЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО СВЯТОГО ДУХА
- КРЕЩЕНИЕ СВЯТЫМ ДУХОМ
- ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ И ОСОЗНАНИЕ БОГА
- САТАНА
- ГРЕХ
- ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИСПОРЧЕННОСТЬ
- НЕПРОЩАЕМЫЙ ГРЕХ
- СПАСЕНИЕ
- ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСУЖДЕНИЕ
- ВОЗРОЖДЕНИЕ
- ОПРЕДЕЛЕННОЕ ИСКУПЛЕНИЕ
- ВЕРА
- ОПРАВДАНИЕ ВЕРОЙ
- ПОКАЯНИЕ
- УВЕРЕННОСТЬ В СПАСЕНИИ
- ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ
- АПОСТОЛЫ
- ПРИЗНАКИ ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ
- ТАИНСТВА
- КРЕЩЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ
- КЛЯТВЫ И ОБЕТЫ
- ЛЮБОВЬ
- МОЛИТВА
- ЛЕГАЛИЗМ
- ПЕРФЕКЦИОНИЗМ
- БРАК
- АНТИХРИСТ
- ЦАРСТВО БОЖИЕ
- ВИДЕНИЕ РАЙСКОГО БЛАЖЕНСТВА
- ПРИМЕЧАНИЯ