logo
Uch_pos

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Тема I. Греческая мифология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 6

Тема II. Религиозно-философские идеи в культуре

Древнего Китая и Древней Индии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

§ 1. Учение Лао-цзы о дао . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

. § 2. Конфуций о человеке и обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23

§ 3. Учение о начале сущего и человеке в Упанишадах . . . . . . . . . . . . 26

Тема III. Трагедия Софокла «Антигона» как памятник

античной культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

§ 1. Театр в Древней Греции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

§ 2. Трагедия Софокла «Антигона» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33

Тема IV. Религиозная идея в христианских текстах . . . . . . . . . . 43

§ 1. Формирование и состав священных текстов христианства . . . . . . . . .43

§ 2. Развитие религиозной идеи в текстах Ветхого Завета . . . . . . . . . . . . . 48

§ 3. Религиозная идея в текстах Нового Завета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62

§ 4. Догматизация христианского вероучения

в Никео–Царьградском Символе веры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .74

Тема V. Рационалистическая идея в научных текстах

Нового времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78

§ 1. Идея автономности человеческого мышления в статье

И. Канта «Ответ на вопрос: что такое просвещение?» . . . . . . . . . . . . . .79

§ 2. Наука в культуре XXвека (по произведению К. Ясперса

«Истоки истории и ее цель») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .82

Тема VI. Развитие русской культуры (по произведению

Н. А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма») . . . . . 91

ВВЕДЕНИЕ

Учебный курс культурологии в вузе имеет целью: во-первых, сформировать у учащихся развернутое понятие культуры как высшей, наиболее развитой, сферы духовного бытия человека и систематизировать полученные ими на предыдущих ступенях образования знания о способах и формах культурного творчества; во-вторых, дать методику освоения культурного наследия человечества, которая могла бы применяться учащимися в процессе их личного самообразования. Оба эти аспекта взаимосвязаны, поскольку способы систематизации культуры выступают одновременно и как момент ее освоения, устанавливая логические и исторические закономерности ее существования и развития, но и само системное, целостное отношение к культуре возможно лишь при условии вхождения учащегося в ее мир, его личной причастности к культурному творчеству. Становление человека в качестве полноценного субъекта культуры есть задача образования вообще, особая же задача культурологии состоит в том, чтобы образовательный процесс приобрел сознательный характер и мог целенаправленно моделироваться человеком.

Курс культурологии включает в себя теоретическую часть, дающую логическую систематизацию культуры и раскрывающую общие законы ее исторического развития, и обширный исторический раздел, посвященный рассмотрению важнейших характеристик основных культурно-исторических типов, последовательность которых, позволяет представить духовное развитие человечества как единый всемирно-исторический процесс. Таким образом, курс культурологии в образовательном процессе, выстроен так, что учащийся, получив в лекционном теоретическом введении необходимые начальные сведения об основных закономерностях культуры, дальнейшее ее освоение продолжает, сочетая теоретическое образование и практическую работу с непосредственным культурным материалом – памятниками культуры. Последние представлены, главным образом, текстовыми источниками, являющимися наиболее адекватным носителем большинства творений культуры – произведений словесного художественного творчества, религиозных учений, научных теорий.

Работа учащихся с текстами не только расширяет их культурный горизонт, сообщая сведения о тех или иных выдающихся личностях – творцах культурных памятников, давая представление о содержании изучаемого произведения культуры, его месте и значении в духовной истории человечества; эффект от самостоятельного изучения памятника культуры более значителен – он состоит в активизации собственной духовной деятельности учащегося, который должен воссоздать в себе то духовное состояние, в котором творил автор рассматриваемого произведения культуры, стать конгениальным творцу, без этого памятник культуры мертв и его освоение невозможно. Задача настоящего учебного пособия – помочь в работе с текстовыми культурными первоисточниками, сориентировать учащегося так, чтобы чтение текста не превращалось для него в процедуру механического запоминания, а стало реальным процессом его духовного сотворчества.

Учебное пособие не излагает полный учебный курс культурологии и не может поэтому выполнять роль исчерпывающего программный материал учебника. Оно дополняет хрестоматию по культурологии1, включающей подборку текстов, изучение которых, наряду с теоретическим материалом, необходимо в процессе освоения курса культурологии. Принципы отбора текстов и задачи, которые ставятся в связи с их изучением, подробно изложены в хрестоматии. Коротко лишь укажем на то, что все изучаемые тексты, во-первых, выражают сущность определенного типа культуры, во-вторых, ими представлены все исторические типы культуры, в-третьих, последовательность их изучения такова, что позволяет раскрыть смысл исторического развития культуры.

Пособие включает в себя шесть тем. Первые пять связаны с изучением текстовых источников, отражающих ключевые идеи определенных исторических типов культуры.

Знакомство с природным типом культуры для современного человека наиболее доступно и адекватно на основе мифологии, являющейся вершиной архаического творчества; мифологическая ступень в развитии человеческого духа представлена в учебном курсе греческой мифологией, которая, через греко-римскую античность, оказала влияние на всю европейскую культуру в целом.

Особенности древневосточной культуры раскрываются в творчестве крупнейших китайских мыслителей этого периода Лао-цзы и Конфуция, а также в учении Упанишад – самом сложном и глубоком порождении древнеиндийской религиозно-философской мысли.

Освоение культуры Античности, в силу существенного для нее момента эстетического мировосприятия, предполагает взгляд на эту культуру через призму художественного произведения; великая трагедия Софокла «Антигона» позволяет ввести читателя в круг так называемых «вечных вопросов» человеческого бытия и одновременно увидеть особенности их решения в горизонте греческого духа.

Религиозная культура, впервые в истории реализованная в средневековой Европе на основе христианства, раскрывает свои фундаментальные идеи в тексте Библии; для этого типа культуры выбор текстового источника не имеет альтернативы.

Рационалистическая культура представлена научными текстами крупнейших европейских философов, знакомство с идеями которых тем более интересно, что один из них – Кант стоит у ее истоков, являясь классическим выразителем и представителем основополагающих принципов культуры Просвещения, а второй – Ясперс, живший в XXв., является, по существу, современным философом и в своих произведениях выражает актуальное состояние рационализма, научный анализ которого свидетельствует о его кризисе и порождает больше проблем и вопросов, чем ясно видимых перспектив.

Последняя, шестая, тема посвящена отечественной культуре. Несмотря на то, что русская история и культура обширно представлены в образовательных программах, предшествующих высшему образованию, полученные на этих ступенях знания зачастую ограничены по преимуществу эмпирическим материалом, страдают эклектизмом и не приведены в систему. Формально освоив среднее образование, учащиеся, к сожалению, не имеют ясного понимания закономерностей развития отечественной культуры, не осознают ее место в мировом культурно-историческом процессе. Этот пробел поможет восполнить изучение работы одного из известнейших русских философов XX в. Н. А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма», которая замечательна не только систематическим обзором исторического пути формирования русской культуры, но и серьезным научным анализом такого феномена в развитии рационалистической культуры как коммунизм, вызывающего на протяжении всегоXXв. крайне противоречивые оценки как в мировой, так и в отечественной научной мысли.

Структурно материал пособия по каждой теме подразделяется на три части. В первой приводятся необходимые сведения справочно-информационного характера и излагается теоретический материал, проясняющий наиболее сложные моменты в изучаемом тексте; эта часть призвана подготовить учащегося к чтению соответствующего источника, а также помочь разрешить вопросы и сомнения, возникающие в процессе его изучения. Во второй части формулируются вопросы и задания, которые имеют смысл методических установок, помогая учащимся структурировать изучаемый текст, выделить в нем главные мысли, связать их в единство. Эти же вопросы (полностью или выборочно) могут служить планом для коллективного обсуждения темы (например, на семинарском занятии, коллоквиуме). Завершает каждую тему список литературы, который ни в коей мере не претендует на роль библиографического указателя по теме, но включает лишь те источники, которые необходимы для ее освоения и являются обязательными в соответствии с учебной программой курса культурологии1.