logo
исправл вопр

21.Богословие Ветхого Завета: основные богословские идеи и их развитие в Ветхозаветных Писаниях: учение о Боге, человеке, спасении, искуплении, Законе, Завете и т.Д.

Учение о Боге: Бог Творец всего, в том числе и человека; Бог есть Личность (Дух, эмоции, воля, разум); Бог Яхве (Искупитель); Бог Триедин (Отец, Сын, Дух Святой); Бог заключил с человеком вечный Завет;

Учение о человеке: дух, душа, плоть (дихотомия или трихотомия);сотворен Богом, венец творения;грехопадение; завет с Авраамом;

Спасение. Бог предлагает план спасения человечества. Господь спасение мое - это суть ветхозазаветной проповеди. Среди нескольких еврейских слов со значением «избавлять» или «спасать» наиболее часто словами «спасать» или «спасение» переводится еврейский глагол «yàshà» и его производные. Спасение в ВЗ не является специальным термином и относится к спасению, которое несут как люди, так и Бог. Спасение Израиля приходит от Бога в любых случаях: или Бог сам является Спасителем (2 Пар.20:17), или Он посылает свое спасение через людей (Пс.105:26; Суд. 2:18). Бог является источником спасения для Израиля. В большинстве случаев в ВЗ о Божьем спасении говорится, как о спасении особенного народа (Израиля), или какой то группы людей, чем о спасении отдельной личности.

Закон. Он тесно связан с 3аветом, и является основанием религиозного культа, устанавливает и регулирует его. Когда через Завет Бог делает Израиля Своим особым народом, к этому избранию Он добавляет обетования, осуществлению которых подчинена его дальнейшая история (Исх.23:22-33;Лев.26:3-13;Втор.28:1-14). Следовательно, закон это важнейший элемент в религиозном домостроительстве, подготавливающем Израиля к пришествию Спасителя. Даже его требования, какими бы строгими они ни казались, являются милостью, ибо их назначение - так воспитать Израиль, чтобы он стал по преимуществу (Втор 4:5-8) сопричастным воле Божьей. Они суровы, но, благодаря им, "народ жестоковыйный" обучается святости, ожидаемой от него Богом. Закон служит не для того, чтобы завязать близкие взаимоотношения, а для того, чтобы их продолжить. Закон – это то, в чем обнаруживается вера и указывается дальнейший её путь. Закон, явленный на горе Синай, был призван приблизить Израиль к Богу. Закон Божий – это Его средство освящения. Он вносит ясность в абсолютный Божий стандарт святости, и помогает человеку понять, что он не способен самостоятельно достичь этого стандарта. Его назначение – это постепенное преображение детей Божьих в образ Сына (Рим.8:29; 2Кор.3:18; Кол.3:10), подражание Отцу (Еф. 5:1-2) и исполнение Духом Божьим (Гал. 5:18, 22-24), для обретения зрелости и целостности. Таким образом, закон был нужен для того, чтобы задать тон отношениям Израиля с Богом. Весь закон Божий – это определенный образ жизни, которая постоянно питается из тайных источников и все время приносит плод (Пс.1:2-3), а также, получает благословение от Господа (Пс.1:1). Весь закон делился на 3 части: моральный (10 Заповедей), гражданский (их практическое применение) и церемониальный (использование в праздники),

Завет. В Библии понятие завет обозначается также словом эдут (буквально, свидетельство) и реже — ала, по смыслу более близким к понятиям клятва, обет. Словом завет Библия обозначает как союз между людьми, так и особого рода отношения между людьми и Богом. Заключение союза между людьми обычно скреплялось клятвой (Быт. 21:22–24; И.Н. 9:15; II Ц. 11:4), совместной трапезой (Быт. 26:28–31; 31:53, 54) или жертвоприношением (Исх. 24:4–5; Пс. 50:5), а союз между людьми и Богом — торжественным обещанием Бога людям (Быт. 9:9–17; Втор. 29:9–14). Заключение завета часто сопровождалось символическими знамениями или предписаниями, призванными служить постоянным напоминанием о заключенном союзе. Библия знает три ключевых момента в истории, ознаменованных заключением завета между Богом и людьми: сотворение мира, отказ от повторения потопа и рождение еврейского народа. Каждый из них сопровождается символическим предписанием или знамением: празднованием субботы (Исх. 20:11; 31:16–17); радугой (Быт. 9:11–17), обрезанием (Быт. 17:9–13). Завет Божий есть обетование и обоюдное соглашение между Богом и человеком — соглашение, в соответствии с которым Бог дает людям уверенность в том, что будет милостив и благ к ним... а люди, с другой стороны, связывают себя обещанием веры и раскаяния.

Искупление. Задача исхода – показать, как исполнилось Божье обещание, данное Аврааму (Быт. 15:12-16), когда Господь освободил его потомков из египетского рабства, объяснить происхождение праздника Пасхи, рождение Божьего народа после заключения завета Бога и Израиля на горе Синай. Исход должен был принести иудеям знание о Боге, но и не только ему, но и другим народам (Исх. 6:7). С богословской точки зрения содержание исхода так часто упоминается в ВЗ и НЗ, что богословы говорят о так называемом «мотиве исхода». Во-первых, Бог остается верным своему обещанию Аврааму, и выступает в исходе, как Яхве – Искупитель. Во-вторых, исход открывает более ясную картину спасения человека, чем Бог показал Ною в завете с ним после потопа. Поэтому, Бог свой замысел о спасении человека открывает постепенно, и в исходе он открывается более обширно, чем в период Авраама, Ноя или Адама. Исход – это прототип спасения человека Богом: по вере в обещанное освобождение, по воплю к Богу о милости из-за гнета египетского. Бог освобождает народ израильский, становится их Богом, а Израиль Его народом, и подкрепляет заветные отношения законом; обещает и ведет в обетованную землю. Искупление включает в себя следующие моменты: 1) Автор искупления – Господь Бог, который открывается Моисею как Яхве – Искупитель (Исх. 3:14); 2) причиной избавления было обещание Бога, данное праотцам израильтян; Бог услышал скорби народа, вспомнил свой завет с Авраамом и выбрал орудие искупления - Моисея. 3) мотив искупления – Божья благодать и любовь (Исх.15:13, 20:6, 34:6-7); задача искупления – чтобы Израиль и египтяне узнали Бога (Исх.6:7, 7:5, 8:10, 14:18), а Он сделал их Своим народом (Исх.6:7); 4) повиновение было обязательным требованием искупления, так как Бог дал им десять заповедей (Исх.20:1-7) и остальной закон, чтобы они выполняли его; 5) Пасха стала праздником в честь искупления (Исх.12:23-27; 15:16), как ясный пример спасения через заместительную жертву;