logo
Otvety_Brovkin

35.Ранняя реформация уиклеф. Гус

Реформаторское учение Уиклефа. явилось выражением идейной борьбы в английском обществе накануне УотаТайлера восстания 1381. Согласно учению У., человеческое общество представляет собой земную "воинствующую церковь"; бог как верховный сюзерен обладает правом владеть всем существующим на земле, но в силу своей милости передаёт всё это людям во временное держание за службу ему, состоящую в "праведном поведении" на основе точного исполнения "божьего закона", обязательного для всех людей, независимо от их социального положения. Обязанности людей в обществе разделены между тремя сословиями: духовенством ("проповедниками"), светскими лордами ("защитниками") и простым народом ("рабочими людьми"). Отстаивая примат светской власти над духовной, У. выступал за подчинение духовенства королю как "викарию бога" на земле, за секуляризацию церковной собственности, упрощение церковных обрядов, за лишение духовенства социальных привилегий. В 1377 папа Григорий XI осудил учение У., но английское правительство взяло У. под защиту. Идеи У. были восприняты народными массами как критика феодальных порядков в целом и сыграли важную роль в идеологической подготовке восстания УотаТайлера. Однако сам У. дальше борьбы против церковного феодализма не пошёл, считая, что отношения между "господами" и "слугами" должны строиться на основе строгого выполнения взаимных обязанностей. В нарушении сословиями "божьего закона" он видел главную причину восстания 1381 и считал ограничение размера собственности средством предотвращения дальнейших социальных столкновений. В 1382 собор английских епископов осудил учение У. как еретическое. Констанцский собор в 1415 объявил У. еретиком. Реформационные идеи У. оказали влияние на лоллардов в Англии, на Я. Гуса и М. Лютера, а также деятелей английской Реформации. Ещё в середине 1380-х в Чехии стали распространяться труды английского реформатора Джона Виклифа. Под влияние идей Виклифа попал и Гус. Во время Великого западного раскола (схизмы) в римско-католической церкви Гус был в числе тех, кто сохранял нейтралитет по отношению к противоборствующим сторонам.Проповедуя в Вифлеемской часовне, Гус высказывал мнение, отличное от официальной политики Католической Церкви. Ниже перечислены его мнения по некоторым вопросам.

Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.

Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».

Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.

Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.

Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.

Чтобы распространить свои учения, Гус не только проповедовал с кафедры: он также приказал расписать стены Вифлеемской часовни рисунками с назидательными сюжетами, сложил несколько песен, которые стали народными и провёл реформу чешского правописания, сделавшую книги более понятными для простого народа. Хорошо известен его латинский труд «Чешская орфография». Именно он добился передачи каждого звука речи отдельной буквой: он разработал диакритические знаки (те, что пишутся над буквами).

В 1409 году в Пражском университете прошла острая дискуссия об учениях Виклифа, среди сторонников Виклифа был и архиепископ Праги, пригласивший Гуса выступить на заседании синода. Сильное сопротивление духовенства заставило архиепископа отказаться от поддержки Гуса.

В 1408 году были арестованы и обвинены в ереси друзья Гуса: Станислав из Знойма и Стефан Палеч, которые позже отказались от своих убеждений.

В 1409 г. папа издал буллу против Гуса, позволившую архиепископу пражскому, противнику реформатора, предпринять против него карательные действия. Проповеди Гуса были запрещены, все подозрительные книги собраны и сожжены. Однако власти поддержали Гуса, и его влияние среди прихожан продолжало расти. Осенью того же года были запрещены проповеди в частных часовнях, одной из которых была Вифлеемская часовня. Гус отказался выполнить приказ и апеллировал к Христу.

В 1411 году архиепископ Збинек прямо обвинил Гуса в ереси. Это обвинение бросило тень на университет и на короля Вацлава IV, который оказывал поддержку Гусу. Вацлав назвал заявление Збинека клеветой и приказал конфисковывать владения тех священников, которые распространяли эту «клевету». Збинек бежал в Венгрию. Он умер в дороге 28 октября 1411.

В 1412 году антипапа Иоанн XXIII начал продажу индульгенций, так как хотел организовать поход против другого антипапы Александра V. Гус выступил как против индульгенций, так и против права иерархов христианской церкви поднимать меч на их врагов. Иоанн XXIII наложил на Гуса интердикт. Чтобы не подвергать интердикту всю Прагу, Гус по совету короля уехал в Южную Чехию (вначале в замок Козий-Градек, а затем в Краковец), где шляхта не подчинялась решениям папы. Там он продолжил открыто критиковать церковную и светскую власть.