logo
исправл вопр

25.Понятие богословия: восточное и западное представление, положительное и отрицательное в их понимании.

Богословие – это не наука о Боге, потому что Богу невозможно дать определения, без которых любая наука невозможна. Согласно О. Конту, объективность в науке предполагает изучение предмета бесстрастно, отвлеченно. Наука считает, что предмет исследования должен быть определен. Богословие непосредственно связано с библейской историей. Согласно В.В. Болотову, история – это не наука в строгом смысле слова. Греческое слово ίστωρία означает буквально свидетельство очевидца. Поэтому богословие невозможно изучать отвлеченно. Богослов - это тот человек, который умеет молиться, имеет собственный опыт богопознания.

Патристика и схоластика – это два разных подхода к изучению богословия. Они не исключают друг друга, но должны присутствовать в богословии в разных пропорциях. Схоластика пытается дать определения Богу, что априори невозможно: невозможно положить предел бесконечному, беспредельному. В традиции схоластики богословие свелось к определениям Бога и Божественной жизни, а основной смысл духовной жизни христианина сводится к заучиванию, нередко бездумному, этих дефиниций.

Богословие (близко к патристическому), – это мысли, чувства и воля христианина, это та сфера, где задействована вся сущность человека, а не только его рациональная часть. Для византийского представления богословие делится на две основных части:

θεολογία - это учение о Боге в себе самом (Троице) и οικονομία – это учение о домостроительстве Божьем (учение о Личности Христа, о спасении, церкви, творении). Этот раздел богословия занимается изучением действиями Бога в отношении к тварному миру. Смысл греческого слова θεολογία византийскими богословами также определялся в трех основных значениях: слово о Боге (схоластика), слово от Бога (Откровение) и слово к Богу (молитва). Положительная сторона – последовательность, системность, непротиворечивость, максимальная согласованность с разумом, академичность, что позволяет подробно, понятно излагать и осваивать основы христианского богословия. Отрицательное - попытка разумом проникнуть в недоступное для него, свести божественную тайну Откровения Бога о Себе к разряду рационально постигаемых явлений природы, а также, фактам, которые изучаются наукой. Теряется чувство инаковости Бога по отношению ко всему творению. Лучше всего связать эти два подхода в гармоничный баланс – библейское, системное учение (ортодоксия) + благочестивая жизнь в благодати откровения (ортопраксия) = настоящее христанское богословие. В настоящем богословии взаимодействие этих двух подходов неизбежно. Невозможно быть хорошим богословом и плохим христианином.

Общая схема богословия (проф. Р. Пратт):

- экзегеза Писания: тематический, литературный, исторический, грамматический, культурологический анализ текста;

- взаимодействие в общине: церковное наследие или традиция, современная церковь, личное мнение (традиция);

- личный опыт богопознания: освящение, призвание, духовность, качества личности;

Эти три аспекта христианского богословия можно свести к двум – ортодоксия (экзегеза Писания и церковная традиция понимания Библии) и ортопраксия (личный опыт и взаимодействие в церкви), которые в церкви пересекаются. Это соответствует её природе, т.к. она рождается Откровением в жизни каждого отдельного христианина, который соединяется в одно Тело Христа не только Откровением, но и практикой и экзистенциальным переживанием Его. Таким образом, богословие должно взаимодействовать между собой. Необходимо избегать акцента на одной части богословской науки ортодоксии или ортопраксии. Некоторые богословы считают, что также необходимо помнить об эмоциональной составляющей богословия – ортопафосе.

Богословие необходимо по следующим причинам:1) нужна точность вероучительных определений; 2) духовный опыт богопознания должен быть основан на точно определённой истине; 3) наличие ложного богословия;

Основные предпосылки христианского богословия: 1) Бог есть; 2) Бог дал о Себе откровение в Библии; 3) для познания Бога, необходимо изучать Его откровение;

Восточное (византийское, православное, греческое) это «молчащая религиозность», ориентированная мистически, основанная на опыте, а не на формуле веры. 3 аспекта: слово о Боге (схоластика); слово от Бога (Писание); слово к Богу (молитва); 2 основные части: собственно теология – учение о Боге в Самом Себе; домостроительство (ойкономия) – отношение Бога к Своему творению; западное – наука о фактах Божественного откровения, в основе – рациональный, ментальный стереотип, академичность, системность, логичность.

Восточное представление:

Богословие – это не наука о Боге, потому что Богу невозможно дать определения, без которых любая наука невозможна. Богословие непосредственно связано с библейской историей.

Для византийского представления богословие делится на две основных части:

θεολογία - это учение о Боге в себе самом (Троице) и

οικονομία – это учение о домостроительстве Божьем. В этот раздел включаются учение о Личности Христа, о спасении, церкви, творении. Другими словами, этот раздел богословия занимается изучением действиями Бога в мире, во вне, в отношении к тварному миру.

Смысл греческого слова θεολογία византийскими богословами также определялся в трех основных значениях:

Λόγος περί τού θεού – слово о Боге (схоластика)

Λόγος άπό τού θεού – слово от Бога (Откровение)

Λόγος πρός τόν θεόν – слово к Богу (молитва)

Определения богословия западных богословов.

Ф. Аквинский: «Священное учение (богословие) – это последовательная наука, которая рассматривает все вещи в связи с Богом, либо потому что это Сам Бог, либо потому что они относятся к Богу» (Summa, I, 1,7).

Этот подход имеет свои положительные стороны – последовательность, системность, непротиворечивость, максимальная согласованность с разумом, академичность. Это позволяет подробно, понятно излагать и осваивать основы христианского богословия.

К отрицательной стороне – следует отнести попытку разумом проникнуть в недоступное для него, свести божественную тайну Откровения Бога о Себе к разряду рационально постигаемым явлениям природы, фактам, которые изучаются наукой. Теряется чувство инаковости Бога по отношению ко всему творению.