25.Понятие богословия: восточное и западное представление, положительное и отрицательное в их понимании.
Богословие – это не наука о Боге, потому что Богу невозможно дать определения, без которых любая наука невозможна. Согласно О. Конту, объективность в науке предполагает изучение предмета бесстрастно, отвлеченно. Наука считает, что предмет исследования должен быть определен. Богословие непосредственно связано с библейской историей. Согласно В.В. Болотову, история – это не наука в строгом смысле слова. Греческое слово ίστωρία означает буквально свидетельство очевидца. Поэтому богословие невозможно изучать отвлеченно. Богослов - это тот человек, который умеет молиться, имеет собственный опыт богопознания.
Патристика и схоластика – это два разных подхода к изучению богословия. Они не исключают друг друга, но должны присутствовать в богословии в разных пропорциях. Схоластика пытается дать определения Богу, что априори невозможно: невозможно положить предел бесконечному, беспредельному. В традиции схоластики богословие свелось к определениям Бога и Божественной жизни, а основной смысл духовной жизни христианина сводится к заучиванию, нередко бездумному, этих дефиниций.
Богословие (близко к патристическому), – это мысли, чувства и воля христианина, это та сфера, где задействована вся сущность человека, а не только его рациональная часть. Для византийского представления богословие делится на две основных части:
θεολογία - это учение о Боге в себе самом (Троице) и οικονομία – это учение о домостроительстве Божьем (учение о Личности Христа, о спасении, церкви, творении). Этот раздел богословия занимается изучением действиями Бога в отношении к тварному миру. Смысл греческого слова θεολογία византийскими богословами также определялся в трех основных значениях: слово о Боге (схоластика), слово от Бога (Откровение) и слово к Богу (молитва). Положительная сторона – последовательность, системность, непротиворечивость, максимальная согласованность с разумом, академичность, что позволяет подробно, понятно излагать и осваивать основы христианского богословия. Отрицательное - попытка разумом проникнуть в недоступное для него, свести божественную тайну Откровения Бога о Себе к разряду рационально постигаемых явлений природы, а также, фактам, которые изучаются наукой. Теряется чувство инаковости Бога по отношению ко всему творению. Лучше всего связать эти два подхода в гармоничный баланс – библейское, системное учение (ортодоксия) + благочестивая жизнь в благодати откровения (ортопраксия) = настоящее христанское богословие. В настоящем богословии взаимодействие этих двух подходов неизбежно. Невозможно быть хорошим богословом и плохим христианином.
Общая схема богословия (проф. Р. Пратт):
- экзегеза Писания: тематический, литературный, исторический, грамматический, культурологический анализ текста;
- взаимодействие в общине: церковное наследие или традиция, современная церковь, личное мнение (традиция);
- личный опыт богопознания: освящение, призвание, духовность, качества личности;
Эти три аспекта христианского богословия можно свести к двум – ортодоксия (экзегеза Писания и церковная традиция понимания Библии) и ортопраксия (личный опыт и взаимодействие в церкви), которые в церкви пересекаются. Это соответствует её природе, т.к. она рождается Откровением в жизни каждого отдельного христианина, который соединяется в одно Тело Христа не только Откровением, но и практикой и экзистенциальным переживанием Его. Таким образом, богословие должно взаимодействовать между собой. Необходимо избегать акцента на одной части богословской науки ортодоксии или ортопраксии. Некоторые богословы считают, что также необходимо помнить об эмоциональной составляющей богословия – ортопафосе.
Богословие необходимо по следующим причинам:1) нужна точность вероучительных определений; 2) духовный опыт богопознания должен быть основан на точно определённой истине; 3) наличие ложного богословия;
Основные предпосылки христианского богословия: 1) Бог есть; 2) Бог дал о Себе откровение в Библии; 3) для познания Бога, необходимо изучать Его откровение;
Восточное (византийское, православное, греческое) это «молчащая религиозность», ориентированная мистически, основанная на опыте, а не на формуле веры. 3 аспекта: слово о Боге (схоластика); слово от Бога (Писание); слово к Богу (молитва); 2 основные части: собственно теология – учение о Боге в Самом Себе; домостроительство (ойкономия) – отношение Бога к Своему творению; западное – наука о фактах Божественного откровения, в основе – рациональный, ментальный стереотип, академичность, системность, логичность.
Восточное представление:
Богословие – это не наука о Боге, потому что Богу невозможно дать определения, без которых любая наука невозможна. Богословие непосредственно связано с библейской историей.
Для византийского представления богословие делится на две основных части:
θεολογία - это учение о Боге в себе самом (Троице) и
οικονομία – это учение о домостроительстве Божьем. В этот раздел включаются учение о Личности Христа, о спасении, церкви, творении. Другими словами, этот раздел богословия занимается изучением действиями Бога в мире, во вне, в отношении к тварному миру.
Смысл греческого слова θεολογία византийскими богословами также определялся в трех основных значениях:
Λόγος περί τού θεού – слово о Боге (схоластика)
Λόγος άπό τού θεού – слово от Бога (Откровение)
Λόγος πρός τόν θεόν – слово к Богу (молитва)
Определения богословия западных богословов.
Ф. Аквинский: «Священное учение (богословие) – это последовательная наука, которая рассматривает все вещи в связи с Богом, либо потому что это Сам Бог, либо потому что они относятся к Богу» (Summa, I, 1,7). Этот подход имеет свои положительные стороны – последовательность, системность, непротиворечивость, максимальная согласованность с разумом, академичность. Это позволяет подробно, понятно излагать и осваивать основы христианского богословия. К отрицательной стороне – следует отнести попытку разумом проникнуть в недоступное для него, свести божественную тайну Откровения Бога о Себе к разряду рационально постигаемым явлениям природы, фактам, которые изучаются наукой. Теряется чувство инаковости Бога по отношению ко всему творению. |
- 1. Основные этапы исследования Священного Писания (текстология, исагогика, экзегетика, герменевтика). Принципы толкования и изучения Священного Писания.
- 2.Понимание Библейского канона. История канонизации книг Ветхого и Нового Завета.
- 3.История перевода Священного Писания на национальные языки. История перевода Библии на русский язык.
- 4.Библейская критика: причины появления и основные исторические этапы.
- 1 Этап – Историческая критика
- 2 Этап – литературная критика (или источниковедческая) – возникла из сопоставления Евангелий, главной ее задачей был поиск источника Евангельских повествований.
- Синоптические евангелия схожи иногда даже до мелочей. Иногда странное слово, в странной форме встречается во всех трех евангелиях.
- Источник Марка
- Источник Логий (изречений), то, что сегодня нам более знакомо как источник q – Quelle (с нем. Источник).
- 6. Исторические реалии Апостольского века (основные периоды и их характеристика).
- 7. Богословская цель в написании Евангелий (общая и частные).
- 8. Универсализм и иудейские черты Евангелий и Посланий Апостола Павла.
- 9. Иудео-христианский конфликт в ранней церкви. Благодаря каким событиям и письменным источникам мы узнаем об этом? Отношение Иисуса к Закону в свете Евангельских повествований.
- 10.Проблема датировки книг, входящих в состав Нового Завета. Какие исторические события способствуют в определении хронологии Евангельских событий и Посланий.
- 11.Послания к Коринфянам: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 12.Послания к Римлянам и Галатам: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 13.Тюремные послания: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 14.Пасторские послания: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 15.Эсхатологические ожидания Ранней Церкви. Апокалиптические книги Библии (Даниил, Откровение, 1 и 2 Фессалоникийцам): краткий обзор хронологии эсхатологических событий.
- 16.Библейская история: краткий обзор основных исторических этапов, описанных в Ветхом Завете.
- 17.Содержание религиозного культа Израиля. Понятия Завета, священства, жертвоприношений и праздников.
- 18.Поэтические книги Ветхого Завета: общая информация и рассматриваемая проблематика.
- 19.Период Вавилонского изгнания: основные события и изменение менталитета иудейского народа.
- 20.Концепция Мессии и события Последних времен в описании авторов Ветхого Завета
- 21.Богословие Ветхого Завета: основные богословские идеи и их развитие в Ветхозаветных Писаниях: учение о Боге, человеке, спасении, искуплении, Законе, Завете и т.Д.
- 22.Пятикнижие: проблемы авторства и структурного единства текста.
- 24.Большие пророки: авторство, личность пророка, исторический фон книги, содержание книги. Богословие пророческих книг: учение о Боге, человеке, спасении-искуплении.
- 25.Понятие богословия: восточное и западное представление, положительное и отрицательное в их понимании.
- 26.Катафатический и апофатический путь богопознания. Деонисий Ареопагит.
- 27.Догмат и ересь, становление христианского богословия в эпоху Вселенских Соборов.
- 28.Методы богословия. Ответственное богословие. Принцип Solo Scripture, понятие Предания, сущность реформаторской богословской традиции.
- 30.Дайте определение концепции «Божья трансцендентность» и « Божья имманентность», опровергая ложные понимания этих понятий.
- 31.Опишите главные черты Божьего царства. Укажите, как оно проявлялось в прошлом, проявляется в настоящем и будет проявлено в будущем.
- 32.Указать ключевые места Писания, доказывающие как единство Бога, так и Его троичность. Включите в Ваш ответ и ключевые мест, указывающие на божественность каждой личности в Троице?
- 33.Сравните взгляды восточной и западной церквей на природу Троицы, указывая слабые стороны обеих позиций.
- 34.Обсудите и опровергните неверные взгляды на Троицу, а именно арианство, субординационизм, динамическое монархианство, модалистское монархианство.
- 35.Обсудите места Писания 2Тим.3:16 и 2Пет. 1:19-21 с точки зрения их учения о богодухновенности Писания и укажите на трудности, связанные с их толкованием.
- 36.Раскройте следующие взгляды на богодухновенность Писания: консервативный евангельский, фундаментальный, ортодоксальный, умеренный евангельский, либеральный, неоортодоксальный.
- 37.Опишите следующие подходы к разрешению кажущихся ошибок в Библии: абстрактный подход, согласовательный подход, умеренный согласовательный подход, оговорочная безошибочность.
- 38.Опишите, насколько богодухновенность распространяется на копии оригиналов и переводы. Доработать
- 39.Сравните теории дихотомии и трихотомии, указывая на сильные и слабые стороны каждой теории. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 40.Сравните теории креационизма и традуционизма, указывая на сильные и слабые стороны каждой теории. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 41.Сравните следующие взгляды на Божий образ в человеке: субстанциальный, реляционный, функциональный, православный, католический. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 42.Укажите суть греха и разные классификации греха, подтверждая вашу точку зрения местами Писания.
- 1Тим.1:5,19 «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицеприятной веры
- 4. Непростительный грех.
- 2. Первородный грех.
- 45.Раскройте концепцию «союз со Христом» в связи с понятием «корпоративная личность». Назовите аспекты нашего спасения относящиеся к аспектам нашего союза со Христом.
- 46.В чем заключается протестантская доктрина об оправдании? Сравните ее с католическим и православным подходами.
- 48.Раскройте отношения между покаянием, верой и таинствами в приобретении спасения. Какие элементы входят в библейское понимание истинного покаяния и истинной веры.
- 49. Библейское обоснование Божественности и Личности Святого Духа.
- 51.На чем основано учение, что признаком получения крещения Духом Святым является говорение на иных языках?
- 52.Сравните разные употребления выражения «исполнение Духа Святого», встречаемые в Писании.
- 53.Сравните и оцените определение церкви у католиков, православных и протестантов. Какой взгляд наиболее соответствует библейскому учению?
- 54.Сравните и оцените следующие взгляды на церковное управление: епископальная система, пресвитерианская система, конгрегационалистская система.
- 55.Дайте классификацию духовных даров, и определите суть каждого дарования.
- 57.Сравните и оцените следующие взгляды на восхищение церкви: восхищение до скорби и восхищение после скорби.
- 58.Сравните и оцените следующие взгляды на тысячелетнее царство Христа: постмилленаризм, атмилленаризм, примилленаризм. Какое мнение имеет наибольшее библейское обоснование.
- 59.Ветхий Завет об Иисусе Христе: Семя Жены, Грядущий Пророк, Раб Господень, концепция ветви из корня Иессея, время и место рождения Мессии.
- 60.Особенности образа Иисуса Христа в Евангелиях;
- 62.Имена Иисуса Христа: Сын Божий, Единородный Сын, Сын Человеческий, Первенец, Господь;
- 63.Служение Иисуса Христа как Пророка, Священника и Царя;
- 64.Божественность Иисуса Христа: библейские свидетельства и тексты, значение Божественного достоинства Христа;
- 65.Человечность Иисуса Христа: библейские свидетельства и тексты, значение Человечности Христа;
- Человеческое тело.
- 66.Тайна безгрешности Христа, искушения, взаимодействие природ во Христе.
- 67.Ереси, отвергающие Божественность Христа: истоки, смысл.
- 68.Ереси, отвергающие Человечность Христа: истоки и смысл.
- 69.Халкидонское вероопределение и последующее развитие христологической проблематики.
- 70.Либеральное богословие о Христе: Ренан, Штраус, Бультман;
- 72.Что означает древнееврейское слово «йом»? Расскажите, как обычно используется это слово?
- 74.Объясните духовную символику Ноева Ковчега.
- 75.Объясните, для какой цели была написана Книга Иова. Каково назначение Книги Иова?
- 76.Назовите любые три из восьми Псалмов, важных с точки зрения учения о сотворении мира.
- 77.Объясните, почему генетика не допускает макроэволюции. Меняются ли живые существа со временем? Назовите любые три из списка причин, позволявших людям прожить 900 лет.
- 78.Происходит ли глобальное потепление? Объясните.
- 79.Насколько ценна человеческая жизнь? Проиллюстрируйте свой ответ отрывком из Библии.
- 81.Основные типы проповедей, особенности подготовки, выбора темы и произношения проповедей. Христологичность и христоцентричность проповеди. Личность проповедника.
- 82.Основные виды служений в поместной церкви (Причастие, Крещение, Бракосочетание, молитва за детей, похороны и др.) их особенности и порядок проведения.
- 84.Библейское обоснование миссионерства. Концепция Missio Dei. Основные этапы миссионерского служения Церкви, осбенности и влияние на церковную жизнь.
- 85.Насаждение церквей: принципы, особенности, подготовка миссионера. Самоуправление, самофинансирование, саморазмножение поместной церкви. Особенности насаждения церквей в нашей стране.
- 86.Пятидесятническое движение: история появления, исторический и богословско-философский контекст, особенности и трудности, с которыми сталкивалось движения.
- 87.Понятие философии. Особенности философии античного мира, средних веков, нового и новейшего времени.
- 88.История Церкви, как становление христианской веры, культуры, богословия и философии. Особенности истории ранней Церкви, средневековой Церкви, Церкви нового и новейшего времени.
- 89.Реформация и ее всемирно-историческое и духовное значение.