logo
исправл вопр

2.Понимание Библейского канона. История канонизации книг Ветхого и Нового Завета.

Канон Ветхого Завета называется - ТОНАХ.

Тонах состоял из трех частей:

  1. Тора – Пятикнижие Моисея

  2. Нави – пророки, царства

  1. Ранние пророки - Судьи, Иисус Навин, 1-4 Царств.

  2. Поздние пророки – Исайя, Иеремия, Иезекиель, 12 Малых пророков.

  1. Кетувим - псалтырь, притчи, исторические книги, плач Иеремия, Даниил, Песня Песней, Иов, Есфирь.

В 90г. н. э. в г. Ямния (Израиль) был собран Иудейский синод. На нем были сформулированы идеи каноничности Ветхого Завета.

Евангелисты используют при цитировании Ветхого Завета Септуагинту.

Талмуд состоял из двух частей:

  1. Мишна – пересказ ветхозаветных текстов

  2. Гемара – толкование или комментарии ветхозаветных текстов (в них выражены антихристианские идеи)

Первый канон собрал Ездра в 280-290 г. до н.э.

Критерии каноничности ветхозаветных книг:

  1. Иудейская традиция аутентичности (смотрелся автор написания текста).

  2. Книга должна быть написана на древнееврейском языке.

  3. Книга должна была упоминать священное имя Бога (Яхве).

На боговдохновенное содержание Ветхого Завета указывал Иисус и апостолы (2 Тим.3:16 и 2 Пет.1:20).

Канон – измерительная трость (как прямоты, так и длины).

В Христианском понимании Канон – это список произведений, боговдохновенный характер которых признан Церковью.

Несмотря на очевидную сегодня и в те времена значимость этого события, представляется невозможным достоверно установить, кто и когда определил библейский канон.

Причины возникновения канона.

А. Догматическая: необходимость противостать возникающим ересям. Христиане должны были четко знать, на какие книги они могли полагаться в вопросах веры.

Б. Церковная: необходимость определить, какие книги следует читать в богослужении, а какие нет.

В. Политическая: необходимость решить, за какие книги верующие готовы пострадать во времена гонений, а за какие нет.

Принципы определения каноничности:

Критерии кононичности новозаветных книг:

  1. Апостольское авторство

  2. Апостольский период написания (до 100г.)

  3. Апостольское учение

  4. Принятие большинством Церквей.

Становление Новозаветного Канона

  1. Канон Маркиона – первый зафиксированный канон, сведения о котором до нас дошли. Был сформирован Маркионом в Риме около 144 г. н.э. Он отверг вероучительный авторитет Ветхого Завета и предложил ученикам корпус Священного Писания, состоявший из одного Евангелия и Апостола. В Апостол вошли 10 посланий Павла, которого он считал единственным истинным апостолом Иисуса. Единственным Евангелием, указанным им, было евангелие от Луки, которое он выбрал также благодаря близкой связи между Лукой и Павлом.

  2. Канон Муратори – назван в чеcть итальянского ученого Людовико Антонио Муратори, библиотекаря Миланской библиотеки, который в 1740 г. нашел список книг Нового Завета на изуродованном, варварском языке, который употреблялся Римской церковью в конце 2 века.

  3. Важнейшую критическую работу по уточнению канона предпринял Евсевий Кесарийский (ок.260 – ок.340). Он разделил книги, претендующие на включение в Новый Завет на 3 категории: принятые, спорные, подложные и апокрифы.

  4. Старейший известный нам список 27 новозаветных книг принадлежит Афанасию Великому, епископу Александрийскому. В 367 году, в своем Пасхальном обращении он назвал 27 книг, составляющих современный канон Нового Завета. Вскоре после этого, подобные списки канона были изданы на западе Иеронимом и Августином. Этот канон был официально принят на соборах в Гиппо (393) и Карфагене (397 и 419).