logo
исправл вопр

19.Период Вавилонского изгнания: основные события и изменение менталитета иудейского народа.

После завоевания Ханаана израильтяне стали настолько непослушны Богу, что в 722г. до Р.Х. пало Северное Царство под натиском Ассирии, а в 586г. – Южное, Иерусалим был разрушен халдеями, и началось массовое переселение евреев в Вавилон (604-562гг.). Тщетно пророки Осия, Амос, Исайя, Софония, Михей и Иеремия предупреждали о последствиях Божьего гнева. Это переселение прошло несколько этапов. Некоторые знатные евреи, среди которых был Даниил и его друзья, были уведены в плен ещё в 605г. (Дан.1:1-4). Затем Навуходоносор пленил в Иерусалиме царя Иехонию, его семью, ремесленников и воинов, около 10 тыс. человек. Захватив город, он вывез оттуда сокровища Храма и царского дворца. Лишь малая часть населения осталась в городе (4 Цар.24:12-16). В 582г. Навузардан увёл в вавилонский плен ещё одну группу евреев, около 500 человек. Этот этап оказался настолько важным в жизни иудейского народа, что в истории стали различать допленный и послепленный периоды. Всё это благодаря служению таких пророков как Даниил, Иезекииль, Иеремия. Произошедшие изменения: самосознание (иудейская религиозность была связана с идеей земли обетованной, а теперь появляется осознание исключительности своей личной веры; после разрушения Храма народ стал с большим старанием изучать Закон и соблюдать субботу; появились синагоги, иудаизм становится религией Книги; роль священства перестаёт играть важную роль, появляется необходимость в толкователях Торы; появляется осознание вины и личной ответственности за своё хождение перед Богом; большое значение придавалось обрезанию как видимому свидетельству принадлежности к богоизбранному народу); появляется этический монотеизм и эсхатологические надежды (во время плена Израиль окончательно отказался от идолопоклонства и познал истинную ценность духовных связей внутри общины; делаются попытки сформировать идею о воскресении и посмертном воздаянии); изменение представлений о Боге (в представлениях иудеев Бог становится всё более трансцендентным; развивается учение об ангелах; решается вопрос теодицеи). Кроме того, евреи принимали участие в экономической жизни Вавилона. Некоторые, как Даниил и его друзья, а также, Неемия получили высокие должности, достигли материального благополучия и пользовались уважением. Это всё способствовало их отказам от возвращения на родину.