logo
Istoriq_religii

Особенности превращения христианства в государственную религию Римской империи

Особенности превращения христианства в государственную религию Римской империи:

  1. первоначальное христианство существовало в виде разнородных общин без всякой организации (управляемые «Святым Духом») или организованных слабо, ведущих борьбу друг с другом и с общими внешними идейными конкурентами.

  2. по мере распространения христианства к нему присоединяются все более широкие слои населения. Сначала – представители низших слоев общества – рабы, вольноотпущенники, нищие и т.д. С конца 1 века, на протяжении 2-3 веков в общинах увеличивается число людей сенаторского и всаднического звания. Соответственно, изменяется характер христианства – тенденция устранения из христианства всякого радикализма, призывов к недовольству существующими порядками.

  3. христианство интеллектуализируется. Появляются течения, которые пытаются осмыслить постулаты веры (маркионизм, монтанизм, новатианство, докетизм и т.д.). В борьбе этих течений постепенно складывался прообраз будущей христианской догматики.

  4. представители образованных и зажиточных слоев стали занимать руководящие позиции в общинах. Появляется клир: управление от харизматиков (пророков, дидаскалов – учителей, принадлежащих к данной общине) и экклессии (собрания всех членов общины) переходило к единовластному правлению епископов, диаконов, пресвитеров, митрополитов. Организация нарождавшейся церкви все больше тяготела к централизации, центральная община и ее руководитель начинают главенствовать над другими общинами. Должностные лица, образующие клир, вначале избиравшиеся на определенный срок, стали избираться пожизненно.

  5. существовал культ гения императора. Отказ принести жертву перед статуей императора – проявление политической неблагонадежности. Часто христиане подвергались за это гонениям.

  6. наблюдается все больший отход от демократических тенденций к стремлению к союзу с императорской властью. В свою очередь, императорская власть ощущала острую необходимость дополнить мировую империю мировой религией. Нужна была религия, понятная всем народам империи. Былые гонения христианства в 4 веке сменились активной поддержкой новой религии. Император Константин (ок. 285 - 337) в 312 г. издает Миланский эдикт, положивший начало превращению христианства в государственную религию Римской империи. 325 г. – Константин обеспечивает свободу христианству во всей Римской империи и равноправие с иными религиями страны. 391 г. – император Феодосий издал эдикт, запрещающий языческие культы, после чего активное наступление на прежние религии принимает масштабный характер. Например, разрушено главное святилище греков – знаменитый храм Аполлона в Дельфах, ликвидированы римские жрецы, сожжены Сивиллины книги – одна из религиозных и национальных святынь Рима. 529 г. – окончательное уничтожение язычества, когда император Юстиниан (ок. 482 - 565) приказал закрыть Афинскую высшую школу – центр распространения философского и научного наследия, а св. Бенедикт (480 – 543) уничтожил последнее языческое святилище Аполлона на Кассинской горе и основал там христианский монастырь.

Билет 15.