5. Судьбоносное значение коммунизма для России.
5.1 Сущность «классического» марксизма.
В чем Бердяев видит основное внутреннее противоречие (двойственность) марксистской теории?
Сформулируйте принципы марксистского учения об обществе, позволяющие Бердяеву определить марксистскую теорию как «систему социологического детерминизма». Что Бердяев называет «разоблачением иллюзий сознания»? Проанализируйте с этой позиции феномен «товарного фетишизма».
В чем проявляется гуманистическая сущность марксизма? Что Маркс называет «скачком из царства необходимости в царство свободы»? Кто выступает в качестве субъекта этого исторического акта?
Что дает основание Бердяеву провести аналогию между марксизмом и религией?
5.2 Распространение марксизма в России и его русификация.
Назовите основные причины, которые, по мнению Бердяева, вызвали крах русского революционного движения и распространение марксизма в России. Какое преимущество, в сравнении с традиционными революционными идеями, увидели в марксизме его первые русские последователи (Г. Плеханов и члены группы «Освобождение труда»)?
Почему и как произошла трансформация «классического марксизма» в «марксизм русский»?В чем Бердяев видит связь народнических идей и большевистского марксизма? Какую сторону в марксизме большевики выдвинули на первый план? Дайте интерпретацию высказывания Бердяева: «Он (Ленин) совершил революцию во имя Маркса, но не по Марксу».
5.3 Сущность и историческое значение русской коммунистической революции.
В.И. Ленин как тип революционного вождя. В чем Бердяев видит оригинальность Ленина как политической фигуры? В чем атипичность Ленина как интеллигента-революционера?
Покажите исторические корни (в истории российского государства, в истории русской интеллигенции) политического и идеологического тоталитаризма в Советской России.
Покажите позитивные и негативные стороны утверждения марксистско-ленинской философии в качестве государственной идеологии. Что нового, по мнению Бердяева, вносит советская коммунистическая идеология в понимание принципа свободы? В каком смысле советское общество самосознает себя как свободное? (Разберите приводимый Бердяевым пример.) В чем Бердяев видит ущербность так понимаемой свободы?
На какие положительные и отрицательные моменты указывает Бердяев, резюмируя анализ коммунизма?
Как соотносится русский коммунизм и общая тенденция мирового развития?
Проанализируйте критику Бердяевым коммунистической истории России и попытайтесь выявить ошибочные оценки самого автора.
- И. И. Авксентьевский, л. В. Фивейская
- Учебное пособие
- Содержание
- Тема I. Греческая мифология
- Развитие мифа
- Исторические истоки греческой мифологии
- Периодизация греческой мифологии
- Текстовые источники греческой мифологии
- Основные темы греческой мифологии
- Основные персонажи греческой мифологии
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Общая характеристика греческой мифологии.
- 2. Греческие мифы о богах.
- 3. Греческие мифы о героях.
- Литература
- Тема II. Религиозно-философские идеи в культуре древнего китая и древней индии
- § 1. Учение Лао-цзы о дао.
- Личность Лао-цзы
- Учение Лао-цзы
- § 2. Конфуций о человеке и обществе
- Личность Конфуция
- Учение Конфуция
- § 3. Учение о начале сущего и человеке в Упанишадах
- Общая характеристика Упанишад
- Учение Упанишад
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Учение Лао-цзы о дао.
- 2. Учение Конфуция о человеке и человеческих отношениях.
- 3. Учение о начале сущего и человеке в Упанишадах.
- Литература
- Тема III. Трагедия софокла «антигона» как памятник античной культуры
- § 1. Театр в Древней Греции
- Общая характеристика греческой драмы
- Организация театральных представлений
- Устройство театра
- Участники театральной постановки
- § 2. Трагедия Софокла «Антигона»
- Личность Софокла
- Понятие трагедии
- Сюжетная основа «Антигоны»
- Конфликт «Антигоны»
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- Литература
- Тема IV. Религиозная идея в христианских текстах
- § 1. Формирование и состав священных текстов христианства
- Понятие священного текста
- Время создания и состав Библии
- Переводы Библии
- Символ веры
- § 2. Развитие религиозной идеи в текстах Ветхого Завета
- Общий смысл Ветхого Завета
- Сотворение мира и человека
- История до Закона
- Человек и Закон
- § 3. Религиозная идея в текстах Нового Завета
- Общий смысл Нового Завета
- Истоки и смысл мессианской идеи
- Личность Иисуса Христа
- Учение Иисуса Христа
- Учительская деятельность апостолов
- § 4. Догматизация христианского вероучения в Никео – Царьградском Символе веры.
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Общая характеристика основных христианских текстов.
- 2. Развитие религиозной идеи в текстах Ветхого Завета.
- 3. Религиозная идея в текстах Нового Завета
- 4. Оформление религиозной идеи в Никео – Царьградском Символе Веры.
- Литература
- Тема V. Рационалистическая идея в научных текстах нового времени
- § 1. Идея автономности человеческого мышления в статье и. Канта «Ответ на вопрос: что такое просвещение?»
- Об авторе
- Понятие просвещения
- Публичное и частное применение разума
- § 2. Наука в культуре xXвека (по произведению к. Ясперса «Истоки истории и ее цель»)
- Об авторе
- Техника
- Современная ситуация
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 2. Технократическая цивилизация.
- Литература
- Тема VI. Развитие русской культуры (по произведению н. А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма»)
- Личность Бердяева
- Общий замысел книги
- Противоречивость русской культуры
- Самосознание русской культуры
- Революционный характер культуры России XIX в.
- Марксизм и Россия
- Историческое значение русского коммунизма
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Формирование русской культуры.
- 2. Становление самосознания русской культуры.
- 3. Русская революционная идеология и революционное движение в России XIX века (домарксистский этап).
- 4. Выражение революционного духа русской культуры в русской литературе и философской мысли.
- 5. Судьбоносное значение коммунизма для России.
- Литература