Литература
Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма.– М.: Наука, 1990.
1Культурология. Хрестоматия//Сост., общ. Ред. И. И. Авксентьевского, Л. В. Фивейской, вступ. ст. И. И. Авксентьевского.– Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2001.
1Тексты, которые, полностью или с редакторскими купюрами, включены в состав хрестоматии, в списке литературы помечены знаком «». Эти же тексты можно читать и в отдельных изданиях.
1Некоторые авторы не считают различия между фетишизмом и тотемизмом существенными для характеристики первобытного сознания. Так, А.Ф. Лосев в статье «Греческая мифология» объединяет оба эти представления общим понятием – фетишизм. (Текст статьи в сокращенном варианте включен в хрестоматию по культурологии.)
2При рассмотрении анимистических представлений важно, однако, понимать, что духи в сознании архаики это лишь иное состояние природы, своего рода существа, аналогичные тем предметам, которые они «одушевляют», но состоящие из особой материи (тонкой, невидимой и т.п.).
1Мифы о происхождении мира (от греческогоkosmos – Вселенная иgoneia – рождение).
2Мифы о происхождении человека (от греческогоanthropos – человек иgoneia – рождение).
1Наименование «греки» пришло к нам от римлян, сами же греки называли себя эллинами, ведя свое происхождение от мифологического героя Эллина, сына Девкалиона и Пирры – единственных людей, спасшихся после потопа, устроенного Зевсом на земле.
2Это первоначальное население древние греки называли пеласгами. Их культура не оставила следов, и судить об их существовании мы можем лишь по древнегреческим преданиям и наличию чужеродных наименований, сохранившимся в древнегреческом языке.
1Другое название доолимпийского периода – хтонический (от греч.hthon– земля) отражает древнейшее представление людей о земле как о прародительнице всего сущего.
Олимпийский период иначе называют классическим, имея в виду, что олимпийская мифология представляет наиболее развитое состояние всей греческой мифологии; еще одно название этого же периода – героический отражает факт появления в олимпийской мифологии образов героев, сказания о которых составляют центральное ядро позднего периода мифотворчества.
1С подробным анализом общих закономерностей развития и специфических особенностей греческой мифологии учащиеся могут ознакомиться в статье известного исследователя античной культуры А. Ф. Лосева, опубликованной в энциклопедии «Мифы народов мира» (в сокращенном варианте статья включена в хрестоматию по культурологии)
1В этом отношении очень характерен цикл мифов об Эдипе, ставшего, как и его дети, жертвой родового проклятия, наложенного богами на его отца Лая, за совершенное им преступление. Этот мифологический сюжет был положен великим греческим драматургом Софоклом в основу его трагедий «Царь Эдип», «Эдип в Колоне» и «Антигона».
1Антропоморфный – уподобленный человеку (от греч.antropos – человек иmorphē – форма).
1Сыма Цянь сообщает о встречах Лао-цзы и Конфуция, который приезжал к знаменитому тогда уже мудрецу за советами и наставлениями. Однако исторических подтверждений факта встреч этих крупнейших китайских мыслителей нет, и с большим основанием сообщаемые Сыма Цянем сведения следует отнести к области многочисленных легенд, которыми овеяна личность Лао-цзы.
1Все цитаты из текста «Дао дэ цзин» и указания параграфов приводятся по изданию: Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. 1.– М.: Мысль, 1972.
1Абсолютный (от лат. absolutus) – безотносительный, безусловный, существующий вне связи, вне зависимости с чем-либо.
2Представления о ян и инь возникают в китайской мифологии. Согласно древним космогоническим мифам в бесформенном мраке родились два духа – инь и ян, которые занялись упорядочением мира. Впоследствии дух ян стал управлять небом, а дух инь землей.
1Катехизис (от греч.katēchēsisнаставление, поучение) – краткое изложение основ какого-либо учения в форме вопросов и ответов.
2Все цитаты из текста «Лунь юй» и указания глав и параграфов приводятся по изданию: Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.1.– М.: Мысль, 1972.
3Известно, что среди учеников Конфуция были люди простого происхождения и обладавшие очень скромным, иногда нищенским, достатком. При этом следует все-таки отметить, что «благородство» происхождения не было абсолютно безразлично для Конфуция. Стать благородным мужем мог по преимуществу человек, принадлежащий к аристократическому роду. Однако, с одной стороны, аристократическое происхождение само по себе не обеспечивало человеку духовного благородства, а с другой – человек незнатного рода мог в исключительных случаях подняться до уровня благородного мужа.
1Интересно отметить, что Китай, почти две тысячи лет назад принявший конфуцианство в качестве официальной идеологической доктрины, является древнейшим из всех существующих в настоящее время государств.
2Слово «веда» буквально означает «знание», «вéдение».
1Самхиты делятся на четыре сборника: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Примыкающая к этим текстам комментаторская литература делится на три группы текстов: Брахманы, Араньяки и Упанишады.
2Этимология слова «упанишады» не ясна. В индийской традиции его значение понимается как «сидящий около» – ученик сидит у ног учителя и внимает его поучениям.
3Слово «brahma» в ведической традиции имеет несколько значений: 1) брахман – член касты жрецов (брахманов); 2) брахманы – книги составляющие часть Вед; 3) Брахма – имя одного из ведических богов, вошедшего позже в тримурти индуизма; 4) Брахман – религиозно-философское понятие, обозначающее безличный абсолют, выступающий в качестве первоосновы всего сущего.
1Все цитаты из Упанишад и указания на страницы приводятся по изданию: Древнеиндийская философия. Начальный период.– М.: Мысль, 1972.
1О путях преодоления смерти и выхода из сансары размышляет автор «Сказания о Начикете», входящем в Катха-упанишаду.
1Греческое слово «драма» буквально означает «действие». Это название удачно отражает основное свойство жанра. В драме содержание раскрывается именно в действии, а не в форме повествования, рассказа. В драме событие как бы совершается для зрителя или читателя в настоящее время, на его глазах.
1Такое наименование эта часть драмы получила по названию театрального прохода по которому хор выходил на орхестру (парод буквально означает «проход»).
2Эписодий буквально означает «привходящий».
3Буквальное значение слова «стасим» – «стоячий». В драме стасимы исполнялись хором в стоячем положении.
4Эксод буквально означает «исход».
1Театр от греч.theâsthai – «смотреть».
2Слово скена буквально означает «палатка». От него производно и современное слово «сцена», обозначающее специальные подмостки, на которых играют в театре актеры.
1Так, известно, что Софокл из-за слабого голоса вынужден был отказаться от личного исполнения ролей в постановках своих трагедий.
1Существует рассказ (возможно и недостоверный) о привлечении Софокла к суду его сыном Иофонтом, который из корыстных соображений (в споре из-за наследства) обвинил отца в старческом слабоумии и пренебрежении хозяйственными заботами, требуя установления над ним опеки. В ответ девяностолетний Софокл прочитал судьям отрывок из только что написанной трагедии «Эдип в Колоне», чем настолько восхитил их, что выдвинутые обвинения были безоговорочно отвергнуты.
2Термин «трагедия» довольно часто применяется в обыденном словоупотреблении; при этом трагическими называют любые события, серьезно травмирующие человека, как духовно, так и физически; наиболее часто трагическое в восприятии людей сопряжено с понятием смерти. Однако, как это часто бывает, обыденный язык применяет понятие неточно, не определив его содержание. Имея дело с научными категориями – а таковой является «трагическое» в философии и эстетике, – следует учитывать содержательное несовпадение обыденных и научных понятий, имеющих одинаковое терминологическое выражение.
1Имманентный (от лат.immanentis – свойственный, присущий) – внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, проистекающий из него.
2Правда, зороастризм и иудаизм оставляют человеку выбор между добром и злом, но осуществление его находится под таким силовым давлением (неотвратимость наказания за зло), что вряд ли может быть признано свободным.
3Так, для Аристотеля раб – всего лишь «говорящее орудие», собственность хозяина, наравне в рабочим инвентарем и домашними животными.
1Кáтарсис (от греч.katharsis –очищение) – введенный Аристотелем в его учении о трагедии термин, означающий душевную разрядку, испытываемую зрителем под воздействием аффектов, вызываемых сопереживанием трагическому. Такое «очищение духа» Аристотель считал главной целью трагедии.
1Этот цикл мифов принято называть фиванским, по наименованию города – Фивы, с которым так или иначе связаны все описываемые события.
1Аутентичный (от греч. authentikos) – подлинный, исходящий из первоисточника.
2Во второй половинеXXв. появляется около десятка драм, опер, кино- и телепостановок, в большей или меньшей мере связанных с сюжетом «Антигоны». Самой знаменитой в ряду этого рода произведений является трагедия французского драматургаXXв. Жана Ануя с тем же, что и у Софокла, названием «Антигона», написанная в 1942 году. Трагедия Ануя получила мировую известность и по сей день, не потеряв своей актуальности, не сходит с афиш крупнейших театров, в том числе и отечественных.
1Все цитаты из «Антигоны» и указания страниц приводятся по изданию: Софокл. Драмы.–М., Наука, 1990.
1Апóкрифы (от греч.apokryphos –тайный) – произведения религиозного содержания, но не признанные церковью священными.
1На этом диалекте говорили современные Иисусу Христу жители Палестины.
2Существует легенда, согласно которой перевод Ветхого завета на греческий язык был осуществлен по указанию египетского царя ПтолемеяIIФиладельфа за 72 дня семьюдесятью переводчиками, приехавшими в Александрию из Иерусалима. Отсюда и название перевода – Септуагинта по латыни означает «семьдесят». Однако эти сведения исторически недостоверны.
1Сакральный в буквальном переводе с латинского означает «священный».
1Сказание о Каине и Авеле заслуживает внимания в контексте современной дискуссии о целесообразности применения смертной казни.
1Интересно в этом сюжете то, что Бог не допускает наказания невинных людей даже тогда, когда силою обстоятельств они оказываются в самом центре порока. Историю уничтожения Содома и Гоморры (Бытие. Гл. 18 –19) полезно было бы помнить современным политикам, планирующим широкомасштабные военные акции в борьбе с терроризмом или с так называемыми недемократическими режимами.
1Иаков, будучи избранным, получил от Бога новое имя Израиль и стал, таким образом, родоначальником-эпонимом евреев, называвших себя народом израильским, или просто – Израилем.
1Декалог (от греч.deka –десять иlogos– слово) – десятисловие, или десять заповедей.
2Трансцендентный (от лат.transcendens – выходящий за пределы) – применительно к Богу характеризует его как абсолют, превосходящий всякое определенное бытие.
1До Синайского законодательства у евреев действовало право естественного священства: глава семьи был в то же время и священником; теперь для целей религиозного служения и отправления культа назначаются особые священники, единые для всего еврейского народа; для этой цели Бог избирает членов семьи Аарона, брата Моисея, а самого Аарона назначает первосвященником. Поскольку Аарон и его сыновья принадлежали к роду Левия, одного из двенадцати сыновей Иакова, то священническое сословие у евреев получило название левиты.
1Соломон – царь Израильско – Иудейского царства в 965 – 928 гг. до н. э., сын царя Давида. Библия свидетельствует о необыкновенной мудрости царя Соломона, полученной им, как особый дар, от Бога. Соломону приписывается авторство таких библейских книг, как Екклесиаст, Притчи Соломоновы и Песнь Песней.
1Гедонизм (от греч.hēdonē – наслаждение) – этическое учение, согласно которому целью жизни и высшим благом признается наслаждение.
1Идея воскрешения из мертвых появляется в иудаизме достаточно поздно и приводит к расколу его на противоборствующие течения. Так, воIIв. до н. э. возникают часто упоминаемые в Библии, особенно в евангельских текстах Нового Завета, религиозные партии фарисеев и саддукеев. Фарисеи, настаивая на строжайшем выполнении Закона, признавали наряду с этим бессмертие души и грядущее царство Мессии. Их противники, саддукеи, признавая исключительное значение Пятикнижия, отвергали не только посмертное бытие души, но и все мессианские пророчества поздней библейской литературы.
1Синедрион – верховный суд иудеев, находящийся в Иерусалиме и состоящий из 72 членов, под председательством Первосвященника. До покорения Иудеи Римом Синедриону принадлежало право жизни и смерти; в Римской империи власть его была ограничена; он мог выносить смертные приговоры, но на исполнение их требовалась санкция римского правителя – прокуратора.
1Согласно церковной истории, апостол Павел во времена гонения на христиан, предпринятые при императоре Нероне, был приговорен к обезглавливанию и казнен вместе с апостолом Петром в 65 г. в Риме.
2К язычникам евреи относили всех иноверцев, т. е. неиудеев.
1Экзегеза (от греч.exēgēsis – толкование) – толкование неясных мест в древних, особенно религиозных текстах. В христианском богословии выделяется специальный раздел – экзегетика, занимающийся толкованием смысла Библии.
1Кант И. Основы метафизики нравственности //Кант И. Соч. в 6-ти т. Т. 4 (1). М.: Мысль, 1965. С. 270.
1В ситуации, когда внутренний долг – совесть – вступает в противоречие со служебным, человек, полагает Кант, должен оставить свое профессиональное поприще, так как никто не может достойно выполнять свои служебные обязанности, осознавая одновременно их безнравственность.
1Здесь уместно вспомнить учения Лао-цзы и Конфуция, а также философские идеи в религии Упанишад.
2«Бог есть дух, – говорит Иисус Христос, – и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Библия. Новый Завет. Евангелие от Иоанна. Гл. 4. Ст. 24).
3Теодицея (от греч.theos –бог иdikē– справедливость) – оправдание Бога.
1Греческая культура не только создала науку, ей же мы обязаны и появлением философского скептицизма, принципиально отвергающего возможность постижения истины.
1Для правильного понимания высказанных здесь идей Ясперса надо иметь в виду, что он очевидно не относит к числу наук философию, считая ее особой формой духовной деятельности, осуществляющей своего рода синтез веры и мышления, порождая то, что он называл «философской верой» и именно с ней связывал надежды на преодоление кризиса как в науке, так и в современной культуре в целом.
1Ясперс высоко ценит вклад Маркса в мировую науку, как мыслителя, который первым смог правильно понять масштабность тех перемен в культуре, которые возникли под воздействием технического прогресса; марксистская теория имеет, по мнению Ясперса, эпохальное значение.
1Библия. Ветхий Завет. Книга пророка Даниила. Гл. 2. Ст. 44.
1«Философические письма» были написаны Чаадаевым в 1829 г. Уже к середине 30-х годов его оценка исторического прошлого России и особенно ее будущего радикально изменяется. В своей частной переписке, в незаконченном произведении «Апология сумасшедшего» (1837 г.) Чаадаев высказывает идеи о будущем великом предназначении России; он признает, что его прежние пессимистические оценки, хотя и не были совершенно лишены оснований, но страдали явными преувеличениями. Даже в культурной отсталости своего отечества Чаадаев теперь усматривает особый божественный умысел, согласно которому Россия до поры как бы уберегалась от западных соблазнов, сохраняя духовную чистоту и накапливая энергию для будущих исторических свершений. Он уверен, что Россия еще станет духовным средоточием Европы и более того – ее учителем. Однако широкой публике были известны только идеи «Первого философического письма» (остальные тексты при жизни Чаадаева не были опубликованы), и именно они оказали огромное влияние на становления русской культурной рефлексии.
2О востоке здесь следует говорить именно условно, имея в виду не буквально географический восток и даже не принадлежность к восточному типу культуры, а демонстративное противоположение западноевропейской культуре и прежде всего западному, католическому, христианству.
1Напомним, что Апокалипсис – это сокращенное название последней книги Нового Завета «Откровение святого Иоанна Богослова» (от греч.apokalipsis – откровение), в которой апостол Иоанн пророчествует события, сопровождающие наступление конца мира. В переносном смысле термин апокалиптический применяется для характеристики катастрофических событий в завершающих стадиях исторических эпох в развитии человечества.
2В качестве иллюстрации пессимистических настроений, охвативших русскую интеллигенцию, Бердяев приводит замечательное эссе крупнейшего русского философаXIX в. Вл. Соловьева «Повесть об антихристе», являющееся частью его последней книги «Три разговора о войне прогрессе и конце всемирной истории», в которой тот открыто высказывает свое разочарование в идеалах христианской теократии и предрекает миру печальное будущее.
1Интересно, что в свой проект преобразования мироздания Федоров включает и такую позицию, как воскрешение умерших предков, полагая, что средства для подобной акции вполне может дать наука. Забвение своих отцов, без жертвы которых не были бы возможны и люди, достигшие актуального бессмертия, Федоров считал предельно безнравственным и невозможным для будущего совершенного человеческого бытия.
2Аутентичный (от греч. authentikos)– подлинный, исходящий из первоисточника.
- И. И. Авксентьевский, л. В. Фивейская
- Учебное пособие
- Содержание
- Тема I. Греческая мифология
- Развитие мифа
- Исторические истоки греческой мифологии
- Периодизация греческой мифологии
- Текстовые источники греческой мифологии
- Основные темы греческой мифологии
- Основные персонажи греческой мифологии
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Общая характеристика греческой мифологии.
- 2. Греческие мифы о богах.
- 3. Греческие мифы о героях.
- Литература
- Тема II. Религиозно-философские идеи в культуре древнего китая и древней индии
- § 1. Учение Лао-цзы о дао.
- Личность Лао-цзы
- Учение Лао-цзы
- § 2. Конфуций о человеке и обществе
- Личность Конфуция
- Учение Конфуция
- § 3. Учение о начале сущего и человеке в Упанишадах
- Общая характеристика Упанишад
- Учение Упанишад
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Учение Лао-цзы о дао.
- 2. Учение Конфуция о человеке и человеческих отношениях.
- 3. Учение о начале сущего и человеке в Упанишадах.
- Литература
- Тема III. Трагедия софокла «антигона» как памятник античной культуры
- § 1. Театр в Древней Греции
- Общая характеристика греческой драмы
- Организация театральных представлений
- Устройство театра
- Участники театральной постановки
- § 2. Трагедия Софокла «Антигона»
- Личность Софокла
- Понятие трагедии
- Сюжетная основа «Антигоны»
- Конфликт «Антигоны»
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- Литература
- Тема IV. Религиозная идея в христианских текстах
- § 1. Формирование и состав священных текстов христианства
- Понятие священного текста
- Время создания и состав Библии
- Переводы Библии
- Символ веры
- § 2. Развитие религиозной идеи в текстах Ветхого Завета
- Общий смысл Ветхого Завета
- Сотворение мира и человека
- История до Закона
- Человек и Закон
- § 3. Религиозная идея в текстах Нового Завета
- Общий смысл Нового Завета
- Истоки и смысл мессианской идеи
- Личность Иисуса Христа
- Учение Иисуса Христа
- Учительская деятельность апостолов
- § 4. Догматизация христианского вероучения в Никео – Царьградском Символе веры.
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Общая характеристика основных христианских текстов.
- 2. Развитие религиозной идеи в текстах Ветхого Завета.
- 3. Религиозная идея в текстах Нового Завета
- 4. Оформление религиозной идеи в Никео – Царьградском Символе Веры.
- Литература
- Тема V. Рационалистическая идея в научных текстах нового времени
- § 1. Идея автономности человеческого мышления в статье и. Канта «Ответ на вопрос: что такое просвещение?»
- Об авторе
- Понятие просвещения
- Публичное и частное применение разума
- § 2. Наука в культуре xXвека (по произведению к. Ясперса «Истоки истории и ее цель»)
- Об авторе
- Техника
- Современная ситуация
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 2. Технократическая цивилизация.
- Литература
- Тема VI. Развитие русской культуры (по произведению н. А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма»)
- Личность Бердяева
- Общий замысел книги
- Противоречивость русской культуры
- Самосознание русской культуры
- Революционный характер культуры России XIX в.
- Марксизм и Россия
- Историческое значение русского коммунизма
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Формирование русской культуры.
- 2. Становление самосознания русской культуры.
- 3. Русская революционная идеология и революционное движение в России XIX века (домарксистский этап).
- 4. Выражение революционного духа русской культуры в русской литературе и философской мысли.
- 5. Судьбоносное значение коммунизма для России.
- Литература