logo
исправл вопр

62.Имена Иисуса Христа: Сын Божий, Единородный Сын, Сын Человеческий, Первенец, Господь;

Сын Божий – Сын проявляет природу Отца. Это Богочеловек, одновременно обладающий всеми свойствами человеческой природы, и, в то же время, истинный Бог со всеми атрибутами божественной природы. Более того, Христос прожил безгрешную жизнь. Его святость и непорочность была подтверждена как друзьями, так и врагами. Сын послушен в исполнении воли Отца. В иудейском представлении это либо ангельская, либо царская личность , которая имеет особые взаимоотношения с Богом. Но И.Х. не был тождественен ни греческому представлению сыновства, ни иудейскому. Он Единородный Сын, Сын Божий - есть Бог. Он указывал на совместное владение с Отцом, имел полное знание о Нём и Свои уникальные отношения с Богом.

Единородный Сын (греч. моногенес) – Иисус Христос, не создан Богом, а является вечным, нетварным Богом. Он рожден от Бога. Есть понятие вечного рождения (Ориген, Кальвин) - это Его предвечное существование. Рождение Сына, как отношения между Отцом и Д.С. Рождение и уникальность имеют библейское обоснование: рождение указывает на внутренние отношения между Троицей, а уникальность подчеркивает положение Сына и Отца.

Первенец (греч. протокос) - первородный, рожденный, первенец. Во-первых, он должен был быть посвященным Господу. Во-вторых, иметь высший авторитет в семействе. Право первородства заключалось в наследовании двойной части в сравнении с другими потомками своих родителей. Первородство также отражалось в большем почтении и власти в роде. Следствием такого положения первородного было то, что он становился преемником своего отца во всех его делах. Таким образом, первородство со временем стало обозначать достоинство и преимущество. Отсюда произошли некоторые символические выражения. Например, Израиль называется «сын Мой, первенец Мой» (Исх. 4:22). Это указывает на особенное положение Израиля среди всех народов земли, как первого избранного народа для особенной миссии в Божьем плане спасения. Иисус Христос, как Первородный был принесен в храм согласно закону Моисея и посвящен Господу (Лк. 2:22,24). Апостол Павел, следуя этой традиции, называет Христа Первородным между многими братьями (Рим. 8:29), рожденным прежде всякой твари (Кол. 1:15), Первенцем из мертвых (Кол. 1:1; Отк. 1:5)

Сын Человеческий объединял ожидания евреев и язычников. Человека, Который придет на землю как Спаситель и вернет человечеству его подлинное назначение. Сын Человеческий часто служило просто именем Иисуса. Писание неоднократно подчеркивает человеческую сторону Христа. И.Х. говорил об этом, в контексте страданий (в чём сомневаются либеральные богословы). Это имя указывало как на небесное происхождение, так и на будущее царственное, так как Мессия и Сын Человеческий - одно и то же). Он как Сын Человеческий имел право прощать грехи, расширил понимание роли Мессии. Сын Бога добавляет не лицо человека к Своему собственному естеству, а естество человека к Своему собственному Лицу.

Господь - является самым первым послепасхальным исповеданием веры первых христиан. Это имя употреблялось для того, чтобы оказать честь, как Богу, так и царю или другому уважаемому человеку (3Цар. 20). Но это же слово стало личным именем Бога. После Его воскресения понимание и отношение учеников к имени Господь радикально изменилось. Они начали понимать, что Иисус является не просто уважаемым человеком, но Господом в смысле Божественной Личности: «Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море» (Ин.21:7).

Греческое понимание имени Сын Божий.

Между греческими идеями и христианским учением - непреодолимая пропасть. Во-первых, в случае, если бы потомок родился от бога и богини, то он не мог бы быть человеком. Во-вторых, если бы потомок родился от бога и женщины, то он был бы быстрее человеком, чем богом, обладающим свойствами Бога Библии (всемогущество, всеведение, всезнание и т.д.). В-третьих, греческие боги были порочными. Иисус Христос, как Сын Божий – это Богочеловек, одновременно обладающий всеми свойствами человеческой природы и истинный Бог со всеми атрибутами Божественной природы. Более того, Христос прожил безгрешную жизнь. Его святость и непорочность была подтверждена как друзьями, так и врагами. Поэтому для древних греков такое понимание Сына Божьего, каким явялется Христос, было совершенно новым. Следовательно, концепция Сына Божия никак не могла быть взята от древних греков.

Иудейское понимание имени Сын Божий.

Согласно ветхозаветеному пониманию, Сын Божий – это ангел или человек, который имеет особенные отношения с Богом, он особенно послушен Богу. Очень важно отметить еще одно понимание. Во времена Христа ожидаемый Мессия также считался Сыном Божиим.

Итак, греки считали Сына Божия потомком богов, а иудеи – человеком, имеющим особенные отношения с Богом, как Мессия.

Откровение Иисуса Христа о значении имени Сын Божий.

Необходимо сразу отметить, что Иисус Христос не был согласен ни с греческим ни с иудейским представлениями о значении титула Сын Божий.

Он называет Себя Единородным Сыном (Ин. 3:16, 18), подчеркивая, таким образом, Свое уникальное положение у Отца. Да, Сын Божий имеет особенные отношения с Отцом, но это не все. Иисус неоднократно давал понять Своим слушателям, что Сын Божий - это истинный Бог.

Отметим, что Иисус указывал на различие между отношениями Своих учеников с Богом и Своим личным отношением к Богу. Например, в день Своего воскресения Он сказал: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17). Заметьте, что Христос не сказал: «Восхожу к Отцу нашему и Богу нашему». Ученики могут быть сыновьями Божьими, но в другом смысле отличном от Иисуса.

Значение понятия Единородный Сын.

Единородный – это перевод греческого слова μονογενης (моногенес). В рамках Нового Завета это слово встречается у евангелиста Иоанна всегда в отношении Сына к Отцу.

Соответственно, существуют два подхода в понимании словосочетания Единородный Сын. Согласно первой версии, греческое слово моногенес переводится как единородный в смысле единственно рожденного. Согласно второму предположению, это слово можно перевести словами особенный или уникальный, в смысле отсутствия другого такого же, как Христос.

Иисус Христос как Первенец.

Употребляется греческое слово πρωτοτοκος (прототокос). Это слово в вышеперечисленных текстах переводится словами первородный, рожденный и первенец.

В Н.З. это слово используется для описания первородного.

Итак, мы можем сделать вывод, что Первородство Христа заключается не только в том, что Он Единственно рожденный, но и в том, что Он – 1) Предшественник всего творения; 2) Начало и Глава Церкви; и 3) Наследник всего творения.

Иисус Христос – Сын Человеческий.

Согласно евангельским повествованиям, Иисус предпочитал для Себя название Сын Человеческий. В этих местах Священного Писания очевидно подчеркивается человеческая природа Иисуса.

В Ветхом Завете это название указывало на человечество вообще, на отдельного человека как у Иезекииля, и на будущего небесного царя и спасителя. Но иудеи времен Иисуса смутно представляли смысл этого названия и обращали мало внимания на него.

Вместо титула Мессии Он пользовался названием, которое большинству было неизвестно – это имя Сын Человеческий. Таким образом, Он смог изменить мнение о Мессии, используя другое имя. В то же время, такое название указывало как на Его небесное происхождение, так и на Его будущее царствование.

Необходимо отметить, что это имя связано также с отождествлением Христа с человечеством.

Иисус Христос – Господь.

Так как евреи не могли произносить священное имя Бога Яхве, то они в местах употребления этого имени использовали слово Адонай.

В Септуагинте Адонай переводится греческим словом (кириос), что означает Господь, Господин. Поэтому для греческой культуры того времени было ясно о чем идет речь, когда Иисуса провозглашали Господом: либо Он очень уважаемый человек либо Он – Божественная Личность.

Если ученики обращались к Иисусу до Его воскресения Господь в смысле уважаемый человек и учитель, то после воскрешения в смысле Господь Бог.