62.Имена Иисуса Христа: Сын Божий, Единородный Сын, Сын Человеческий, Первенец, Господь;
Сын Божий – Сын проявляет природу Отца. Это Богочеловек, одновременно обладающий всеми свойствами человеческой природы, и, в то же время, истинный Бог со всеми атрибутами божественной природы. Более того, Христос прожил безгрешную жизнь. Его святость и непорочность была подтверждена как друзьями, так и врагами. Сын послушен в исполнении воли Отца. В иудейском представлении это либо ангельская, либо царская личность , которая имеет особые взаимоотношения с Богом. Но И.Х. не был тождественен ни греческому представлению сыновства, ни иудейскому. Он Единородный Сын, Сын Божий - есть Бог. Он указывал на совместное владение с Отцом, имел полное знание о Нём и Свои уникальные отношения с Богом.
Единородный Сын (греч. моногенес) – Иисус Христос, не создан Богом, а является вечным, нетварным Богом. Он рожден от Бога. Есть понятие вечного рождения (Ориген, Кальвин) - это Его предвечное существование. Рождение Сына, как отношения между Отцом и Д.С. Рождение и уникальность имеют библейское обоснование: рождение указывает на внутренние отношения между Троицей, а уникальность подчеркивает положение Сына и Отца.
Первенец (греч. протокос) - первородный, рожденный, первенец. Во-первых, он должен был быть посвященным Господу. Во-вторых, иметь высший авторитет в семействе. Право первородства заключалось в наследовании двойной части в сравнении с другими потомками своих родителей. Первородство также отражалось в большем почтении и власти в роде. Следствием такого положения первородного было то, что он становился преемником своего отца во всех его делах. Таким образом, первородство со временем стало обозначать достоинство и преимущество. Отсюда произошли некоторые символические выражения. Например, Израиль называется «сын Мой, первенец Мой» (Исх. 4:22). Это указывает на особенное положение Израиля среди всех народов земли, как первого избранного народа для особенной миссии в Божьем плане спасения. Иисус Христос, как Первородный был принесен в храм согласно закону Моисея и посвящен Господу (Лк. 2:22,24). Апостол Павел, следуя этой традиции, называет Христа Первородным между многими братьями (Рим. 8:29), рожденным прежде всякой твари (Кол. 1:15), Первенцем из мертвых (Кол. 1:1; Отк. 1:5)
Сын Человеческий объединял ожидания евреев и язычников. Человека, Который придет на землю как Спаситель и вернет человечеству его подлинное назначение. Сын Человеческий часто служило просто именем Иисуса. Писание неоднократно подчеркивает человеческую сторону Христа. И.Х. говорил об этом, в контексте страданий (в чём сомневаются либеральные богословы). Это имя указывало как на небесное происхождение, так и на будущее царственное, так как Мессия и Сын Человеческий - одно и то же). Он как Сын Человеческий имел право прощать грехи, расширил понимание роли Мессии. Сын Бога добавляет не лицо человека к Своему собственному естеству, а естество человека к Своему собственному Лицу.
Господь - является самым первым послепасхальным исповеданием веры первых христиан. Это имя употреблялось для того, чтобы оказать честь, как Богу, так и царю или другому уважаемому человеку (3Цар. 20). Но это же слово стало личным именем Бога. После Его воскресения понимание и отношение учеников к имени Господь радикально изменилось. Они начали понимать, что Иисус является не просто уважаемым человеком, но Господом в смысле Божественной Личности: «Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море» (Ин.21:7).
Греческое понимание имени Сын Божий.
Между греческими идеями и христианским учением - непреодолимая пропасть. Во-первых, в случае, если бы потомок родился от бога и богини, то он не мог бы быть человеком. Во-вторых, если бы потомок родился от бога и женщины, то он был бы быстрее человеком, чем богом, обладающим свойствами Бога Библии (всемогущество, всеведение, всезнание и т.д.). В-третьих, греческие боги были порочными. Иисус Христос, как Сын Божий – это Богочеловек, одновременно обладающий всеми свойствами человеческой природы и истинный Бог со всеми атрибутами Божественной природы. Более того, Христос прожил безгрешную жизнь. Его святость и непорочность была подтверждена как друзьями, так и врагами. Поэтому для древних греков такое понимание Сына Божьего, каким явялется Христос, было совершенно новым. Следовательно, концепция Сына Божия никак не могла быть взята от древних греков.
Иудейское понимание имени Сын Божий.
Согласно ветхозаветеному пониманию, Сын Божий – это ангел или человек, который имеет особенные отношения с Богом, он особенно послушен Богу. Очень важно отметить еще одно понимание. Во времена Христа ожидаемый Мессия также считался Сыном Божиим.
Итак, греки считали Сына Божия потомком богов, а иудеи – человеком, имеющим особенные отношения с Богом, как Мессия.
Откровение Иисуса Христа о значении имени Сын Божий.
Необходимо сразу отметить, что Иисус Христос не был согласен ни с греческим ни с иудейским представлениями о значении титула Сын Божий.
Он называет Себя Единородным Сыном (Ин. 3:16, 18), подчеркивая, таким образом, Свое уникальное положение у Отца. Да, Сын Божий имеет особенные отношения с Отцом, но это не все. Иисус неоднократно давал понять Своим слушателям, что Сын Божий - это истинный Бог.
Отметим, что Иисус указывал на различие между отношениями Своих учеников с Богом и Своим личным отношением к Богу. Например, в день Своего воскресения Он сказал: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17). Заметьте, что Христос не сказал: «Восхожу к Отцу нашему и Богу нашему». Ученики могут быть сыновьями Божьими, но в другом смысле отличном от Иисуса.
Значение понятия Единородный Сын.
Единородный – это перевод греческого слова μονογενης (моногенес). В рамках Нового Завета это слово встречается у евангелиста Иоанна всегда в отношении Сына к Отцу.
Соответственно, существуют два подхода в понимании словосочетания Единородный Сын. Согласно первой версии, греческое слово моногенес переводится как единородный в смысле единственно рожденного. Согласно второму предположению, это слово можно перевести словами особенный или уникальный, в смысле отсутствия другого такого же, как Христос.
Иисус Христос как Первенец.
Употребляется греческое слово πρωτοτοκος (прототокос). Это слово в вышеперечисленных текстах переводится словами первородный, рожденный и первенец.
В Н.З. это слово используется для описания первородного.
Итак, мы можем сделать вывод, что Первородство Христа заключается не только в том, что Он Единственно рожденный, но и в том, что Он – 1) Предшественник всего творения; 2) Начало и Глава Церкви; и 3) Наследник всего творения.
Иисус Христос – Сын Человеческий.
Согласно евангельским повествованиям, Иисус предпочитал для Себя название Сын Человеческий. В этих местах Священного Писания очевидно подчеркивается человеческая природа Иисуса.
В Ветхом Завете это название указывало на человечество вообще, на отдельного человека как у Иезекииля, и на будущего небесного царя и спасителя. Но иудеи времен Иисуса смутно представляли смысл этого названия и обращали мало внимания на него.
Вместо титула Мессии Он пользовался названием, которое большинству было неизвестно – это имя Сын Человеческий. Таким образом, Он смог изменить мнение о Мессии, используя другое имя. В то же время, такое название указывало как на Его небесное происхождение, так и на Его будущее царствование.
Необходимо отметить, что это имя связано также с отождествлением Христа с человечеством.
Иисус Христос – Господь.
Так как евреи не могли произносить священное имя Бога Яхве, то они в местах употребления этого имени использовали слово Адонай.
В Септуагинте Адонай переводится греческим словом (кириос), что означает Господь, Господин. Поэтому для греческой культуры того времени было ясно о чем идет речь, когда Иисуса провозглашали Господом: либо Он очень уважаемый человек либо Он – Божественная Личность.
Если ученики обращались к Иисусу до Его воскресения Господь в смысле уважаемый человек и учитель, то после воскрешения в смысле Господь Бог.
- 1. Основные этапы исследования Священного Писания (текстология, исагогика, экзегетика, герменевтика). Принципы толкования и изучения Священного Писания.
- 2.Понимание Библейского канона. История канонизации книг Ветхого и Нового Завета.
- 3.История перевода Священного Писания на национальные языки. История перевода Библии на русский язык.
- 4.Библейская критика: причины появления и основные исторические этапы.
- 1 Этап – Историческая критика
- 2 Этап – литературная критика (или источниковедческая) – возникла из сопоставления Евангелий, главной ее задачей был поиск источника Евангельских повествований.
- Синоптические евангелия схожи иногда даже до мелочей. Иногда странное слово, в странной форме встречается во всех трех евангелиях.
- Источник Марка
- Источник Логий (изречений), то, что сегодня нам более знакомо как источник q – Quelle (с нем. Источник).
- 6. Исторические реалии Апостольского века (основные периоды и их характеристика).
- 7. Богословская цель в написании Евангелий (общая и частные).
- 8. Универсализм и иудейские черты Евангелий и Посланий Апостола Павла.
- 9. Иудео-христианский конфликт в ранней церкви. Благодаря каким событиям и письменным источникам мы узнаем об этом? Отношение Иисуса к Закону в свете Евангельских повествований.
- 10.Проблема датировки книг, входящих в состав Нового Завета. Какие исторические события способствуют в определении хронологии Евангельских событий и Посланий.
- 11.Послания к Коринфянам: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 12.Послания к Римлянам и Галатам: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 13.Тюремные послания: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 14.Пасторские послания: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 15.Эсхатологические ожидания Ранней Церкви. Апокалиптические книги Библии (Даниил, Откровение, 1 и 2 Фессалоникийцам): краткий обзор хронологии эсхатологических событий.
- 16.Библейская история: краткий обзор основных исторических этапов, описанных в Ветхом Завете.
- 17.Содержание религиозного культа Израиля. Понятия Завета, священства, жертвоприношений и праздников.
- 18.Поэтические книги Ветхого Завета: общая информация и рассматриваемая проблематика.
- 19.Период Вавилонского изгнания: основные события и изменение менталитета иудейского народа.
- 20.Концепция Мессии и события Последних времен в описании авторов Ветхого Завета
- 21.Богословие Ветхого Завета: основные богословские идеи и их развитие в Ветхозаветных Писаниях: учение о Боге, человеке, спасении, искуплении, Законе, Завете и т.Д.
- 22.Пятикнижие: проблемы авторства и структурного единства текста.
- 24.Большие пророки: авторство, личность пророка, исторический фон книги, содержание книги. Богословие пророческих книг: учение о Боге, человеке, спасении-искуплении.
- 25.Понятие богословия: восточное и западное представление, положительное и отрицательное в их понимании.
- 26.Катафатический и апофатический путь богопознания. Деонисий Ареопагит.
- 27.Догмат и ересь, становление христианского богословия в эпоху Вселенских Соборов.
- 28.Методы богословия. Ответственное богословие. Принцип Solo Scripture, понятие Предания, сущность реформаторской богословской традиции.
- 30.Дайте определение концепции «Божья трансцендентность» и « Божья имманентность», опровергая ложные понимания этих понятий.
- 31.Опишите главные черты Божьего царства. Укажите, как оно проявлялось в прошлом, проявляется в настоящем и будет проявлено в будущем.
- 32.Указать ключевые места Писания, доказывающие как единство Бога, так и Его троичность. Включите в Ваш ответ и ключевые мест, указывающие на божественность каждой личности в Троице?
- 33.Сравните взгляды восточной и западной церквей на природу Троицы, указывая слабые стороны обеих позиций.
- 34.Обсудите и опровергните неверные взгляды на Троицу, а именно арианство, субординационизм, динамическое монархианство, модалистское монархианство.
- 35.Обсудите места Писания 2Тим.3:16 и 2Пет. 1:19-21 с точки зрения их учения о богодухновенности Писания и укажите на трудности, связанные с их толкованием.
- 36.Раскройте следующие взгляды на богодухновенность Писания: консервативный евангельский, фундаментальный, ортодоксальный, умеренный евангельский, либеральный, неоортодоксальный.
- 37.Опишите следующие подходы к разрешению кажущихся ошибок в Библии: абстрактный подход, согласовательный подход, умеренный согласовательный подход, оговорочная безошибочность.
- 38.Опишите, насколько богодухновенность распространяется на копии оригиналов и переводы. Доработать
- 39.Сравните теории дихотомии и трихотомии, указывая на сильные и слабые стороны каждой теории. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 40.Сравните теории креационизма и традуционизма, указывая на сильные и слабые стороны каждой теории. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 41.Сравните следующие взгляды на Божий образ в человеке: субстанциальный, реляционный, функциональный, православный, католический. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 42.Укажите суть греха и разные классификации греха, подтверждая вашу точку зрения местами Писания.
- 1Тим.1:5,19 «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицеприятной веры
- 4. Непростительный грех.
- 2. Первородный грех.
- 45.Раскройте концепцию «союз со Христом» в связи с понятием «корпоративная личность». Назовите аспекты нашего спасения относящиеся к аспектам нашего союза со Христом.
- 46.В чем заключается протестантская доктрина об оправдании? Сравните ее с католическим и православным подходами.
- 48.Раскройте отношения между покаянием, верой и таинствами в приобретении спасения. Какие элементы входят в библейское понимание истинного покаяния и истинной веры.
- 49. Библейское обоснование Божественности и Личности Святого Духа.
- 51.На чем основано учение, что признаком получения крещения Духом Святым является говорение на иных языках?
- 52.Сравните разные употребления выражения «исполнение Духа Святого», встречаемые в Писании.
- 53.Сравните и оцените определение церкви у католиков, православных и протестантов. Какой взгляд наиболее соответствует библейскому учению?
- 54.Сравните и оцените следующие взгляды на церковное управление: епископальная система, пресвитерианская система, конгрегационалистская система.
- 55.Дайте классификацию духовных даров, и определите суть каждого дарования.
- 57.Сравните и оцените следующие взгляды на восхищение церкви: восхищение до скорби и восхищение после скорби.
- 58.Сравните и оцените следующие взгляды на тысячелетнее царство Христа: постмилленаризм, атмилленаризм, примилленаризм. Какое мнение имеет наибольшее библейское обоснование.
- 59.Ветхий Завет об Иисусе Христе: Семя Жены, Грядущий Пророк, Раб Господень, концепция ветви из корня Иессея, время и место рождения Мессии.
- 60.Особенности образа Иисуса Христа в Евангелиях;
- 62.Имена Иисуса Христа: Сын Божий, Единородный Сын, Сын Человеческий, Первенец, Господь;
- 63.Служение Иисуса Христа как Пророка, Священника и Царя;
- 64.Божественность Иисуса Христа: библейские свидетельства и тексты, значение Божественного достоинства Христа;
- 65.Человечность Иисуса Христа: библейские свидетельства и тексты, значение Человечности Христа;
- Человеческое тело.
- 66.Тайна безгрешности Христа, искушения, взаимодействие природ во Христе.
- 67.Ереси, отвергающие Божественность Христа: истоки, смысл.
- 68.Ереси, отвергающие Человечность Христа: истоки и смысл.
- 69.Халкидонское вероопределение и последующее развитие христологической проблематики.
- 70.Либеральное богословие о Христе: Ренан, Штраус, Бультман;
- 72.Что означает древнееврейское слово «йом»? Расскажите, как обычно используется это слово?
- 74.Объясните духовную символику Ноева Ковчега.
- 75.Объясните, для какой цели была написана Книга Иова. Каково назначение Книги Иова?
- 76.Назовите любые три из восьми Псалмов, важных с точки зрения учения о сотворении мира.
- 77.Объясните, почему генетика не допускает макроэволюции. Меняются ли живые существа со временем? Назовите любые три из списка причин, позволявших людям прожить 900 лет.
- 78.Происходит ли глобальное потепление? Объясните.
- 79.Насколько ценна человеческая жизнь? Проиллюстрируйте свой ответ отрывком из Библии.
- 81.Основные типы проповедей, особенности подготовки, выбора темы и произношения проповедей. Христологичность и христоцентричность проповеди. Личность проповедника.
- 82.Основные виды служений в поместной церкви (Причастие, Крещение, Бракосочетание, молитва за детей, похороны и др.) их особенности и порядок проведения.
- 84.Библейское обоснование миссионерства. Концепция Missio Dei. Основные этапы миссионерского служения Церкви, осбенности и влияние на церковную жизнь.
- 85.Насаждение церквей: принципы, особенности, подготовка миссионера. Самоуправление, самофинансирование, саморазмножение поместной церкви. Особенности насаждения церквей в нашей стране.
- 86.Пятидесятническое движение: история появления, исторический и богословско-философский контекст, особенности и трудности, с которыми сталкивалось движения.
- 87.Понятие философии. Особенности философии античного мира, средних веков, нового и новейшего времени.
- 88.История Церкви, как становление христианской веры, культуры, богословия и философии. Особенности истории ранней Церкви, средневековой Церкви, Церкви нового и новейшего времени.
- 89.Реформация и ее всемирно-историческое и духовное значение.