logo
Istoriq_religii

2. Что такое «свобода совести»?

I/ История формирования представлений о свободе совести.

2/ Законодательное обеспечение свободы совести в современной России.

История формирования представлений о свободе совести.

В настоящее время в России происходит формирование гражданского общества, закладываются основы демократических обществен­ных отношений. В связи с этим большое значение для будущего Рос­сии приобретает характер складывающимися взаимоотношений |между людьми, придерживающихся различных мировоззренчес­ких ориентации, в том числе между верующими и неверующими, между различными религиозными вероисповеданиями и их отношения с государством в лице законодательной и исполнительной власти, между государством и неверующими. Нельзя сказать, что в наше время эти проблемы обострены до предела. Однако в общественной жизни страны в постсоветский период отчетливо проявляются тен­денции к конфронтации, претензии одних на исключительное поло­жение в государстве на правах «религии большинства», «господст­вующей в данном регионе религии», попытка создания политичес­ких объединений по вероисповедальному признаку для отстаивания интересов тех или иных религиозных организаций. Имеет место так­же стремление использовать властные структуры государства для борьбы с ведущими активную миссионерскую деятельность нетра­диционными для России религиозными организациями: католициз­мом, кришнаизмом, мунизмом и т. д.

Определенные проблемы возникают между религиозными ор­ганизациями и неверующими. Можно даже сказать, что на место «воинствующего атеизма» приходят элементы «воинствующего кле­рикализма», которые проявляются в стремлении некоторых кругов религиозных организаций насильственно навязать неверующим ре­лигиозные взгляды и нормы поведения. Подобные рецидивы встре­чаются в деятельности Русской православной церкви, но особенно широкое распространение получили в регионах традиционного распространения ислама, ламаизма. Так, в частности, предпринимают­ся попытки поставить под вопрос светский характер школьного об­разования через введение цикла учебных дисциплин, таких как «За­кон Божий», «Основы религии», изучение которых предполагает функции катехизации, то есть привлечение к религии на основе разъяснения основ вероучения. При этом игнорируется тот факт, что в данной школе, в данном классе обучаются дети, родители которых придерживаются различных мировоззренческих ориентации: неве­рующие, представители различных вероисповеданий — ислама, иу­даизма , православия и т. д.

Правовой основой разрешения всех этих проблем в современ­ном Российском обществе может служить соблюдение принципа свободы совести. Совесть — это категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязаннос­ти, требовать от себя их выполнения и производить самооценку со­вершаемых поступков. В самом общем виде принцип свободы сове­сти означает признание права человека на самостоятельный выбор своих убеждений и возможность их проявления в действиях и по­ступках не в ущерб другим людям и обществу в целом. Таким обра­зом, постановка вопроса о свободе совести означает постановку во­проса о духовной свободе человека, о возможности существования для индивида такой области духовной жизни, куда не в праве втор­гаться никакая власть, никакие общественные или иные организа­ции. Реализация принципа свободы совести означает признание не­обходимости установления в социальном взаимодействии в межлич­ностных взаимоотношениях и в отношениях с властью принципа толерантности (терпимости).

В условиях сакрализованных обществ духовная жизнь челове­ка целиком формировалась на основе той или иной религии. И пробле­ма совести была исключительно религиозной проблемой. Поэтому ис­торически вопрос о свободе совести сформировался как вопрос о пра­ве человека на выбор того или иного вероисповедания, на основе которого он мог формировать свои нравственные принципы. Таким об­разом, первоначально свобода совести означала свободу вероиспове­дания. Борьбу за эту свободу в течение длительного времени вынуж­дены были вести люди, оказавшиеся по тем или иным причинам под властью людей, государственных структур, навязывающих им иное, чуждое им вероисповедание. Такую борьбу, например, вели евреи, когда их территория была покорена римлянами. Христианство в Рим­ской империи на первых порах было запрещено. И христиане, если они не отрекались от своей веры, подвергались гонениям. Раннехристиан­ские мыслители — апологеты, отстаивали право для своих сторонни­ков исповедовать христианство наравне с другими религиями.

Ситуация изменилась после того, как христианство стало господствующей религией Римской империи, а, затем, и других го­сударств Европы. В средневековой Европе католическая церковь была нетерпима ко всякому иноверию и жестоко преследовала его, не останавливаясь перед физическим уничтожением так называе­мых «еретиков». В России в течение длительного времени сущест­вовала аналогичная ситуация. В «Уложении» от 29 января 1646 года царя Алексея Михайловича в главе 1 о богохульниках и цер­ковных мятежниках говорится: «Будет кто иноверцем, какие ни буди веры или и русский человек, возложит хулу на Господа Бога и спася нашего Иисуса Христа или на рожденную его пречистую Владычицу нашу Богородицу и приснодеву Марию, или на святых Его угодников: и про то сыскивати всякими накрепко. Да будет сы­пется на то допрямо, и того богохульника, обличив, казнити, сжечь». И мы знаем, что это «Уложение» и другие законодатель-вые акты в полной мере применялись в отношении старообрядцев, отказавшихся принять нововведения Русской православной церкви. Таким образом в Средневековой Европе отклонение от господ­ствующей веры рассматривалось как опасное государственное преступление.

Идеология Эпохи Возрождения в качестве одного из своих важных принципов содержала принцип веротерпимости. Практи­ческое же воплощение этих принципов началось в эпоху Реформа­ции. В знаменитых 95 тезисах М. Лютера уже содержится по суще­ству принцип свободы совести как свободы выбора вероисповедания, беспрепятственного распространения Священного писания, Вольной проповеди, свободы религиозных союзов. Принцип свобо­ды совести получил свое теоретическое обоснование и развитие в

В работах философов Нового времени. Английский философ Джон Локк в своих письмах о веротерпимости выдвинул требование от­деления церкви от государства. По его мнению, государство должно предоставить людям право религиозного самоопределения, оно не должно лишать своих подданных гражданских и политических прав в зависимости от определенной принадлежности к религии. Французский мыслитель Ф. Вольтер в 1763 году провозгласил, что свобода совести есть право, которое человек получил от природы и никто не может принуждать его в вопросах веры. Каждому нужно разрешить молиться на свой лад, каждый вправе .исповедовать ту или иную веру в согласии лишь со своей совестью. Эти идеи получи­ли законодательное закрепление во французской «Декларации прав человека и гражданина» (1789), положенной в основу законо­дательства французского государства эпохи буржуазных револю­ций, а также в Конституции США (17'87) и американском Билле о правах (17 94).'

Россия позже других стран Европы пошла на признание прин­ципа свободы вероисповедания. В «Своде законов Российской импе­рии» изданных в 1875 году, все религии на территории страны дели­лись на три группы: государственная (православнце исповедание), терпимые (католическая, протестантская, армяно-григорианская церкви, ислам, буддизм, иудаизм, язычество) и нетерпимые («секты» — духоборы, молокане, иудействующие, скопцы, иконоборцы). В «Уложении о наказаниях» особым видом государственного преступ­ления объявлялось отвлечение и совращение из православия в дру­гую веру, воспрепятствование воспитанию детей в православной или христианской вере, распространение ересей и расколов. К виновным в этих преступлениях применялась целая система карательных мер, вплоть до каторги и ссылки в Сибирь. Внеисповедное состояние госу­дарством вообще не признавалось. В 1894 году к числу запрещенных религий причислены и так называемые «штундисты» — русское наи­менование баптистов и евангельских христиан. Их вероисповедание было объявлено вредным, а их молитвенные собрания запрещены.

После Февральской революции постановление от 20 марта 1917 года «Об отмене вероисповедных и национальных ограниче­ний» и постановление от 17 июля 1917 года «О свободе совести" бы­ли отменены все ограничения, связанные с вероисповеданием: на жительство, передвижение, приобретение права собственности, за­нятия ремеслами, торговлей, промышленностью, поступлением на государственную службу,.на учебу, участие в выборах и т. д. Под свободой совести по-прежнему понимались свобода выбора вероис­поведаний. При этом, постановления Временного правительства ос­тавляли неизменным господствующее положение Русской право­славной церкви по отношению к другим религиозным организациям на том основании, что православие является религией большинства населения России. Внеисповедное состояние по-прежнему не при­знавалось.

После Октябрьского переворота и установления Советской власти был принят Декрет от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы, от церкви». В этом Декрете впер­вые провозглашалось, что все религии должны быть в равном поло­жении и что каждый гражданин имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Таким образом, в этом доку­менте впервые принцип свободы совести получил современную форму — он означал не только свободу выбора вероисповедания, но и свободу не исповедывать никакой религии.

Из изучения истории, да и из самой жизни, мы знаем, что дек­ларация о свободе совести в СССР в значительной мере оставалась декларацией. Ее провозглашали все конституции Советского госу­дарства, а принимавшиеся в дополнении к конституциям правовые акты в значительной мере ограничивали реальные возможности ре­лигиозных организаций, содержали многочисленные запреты. Во­преки конституционным гарантиям, государство вмешивалось во внутренние дела религиозных организаций, стремилось оттеснить верующих граждан на периферию общественной жизни. В реальной практике существовали большие ограничения на различные формы деятельности для верующих людей, религиозных активистов. Для них практически была закрыта возможность карьеры в организаци­ях управления, в армии, в системе образования, здравоохранения и т. д. Как отмечают историки-исследователи советского периода Рос­сийского общества, в идеологии и практике Советского государства был реализован так называемый «государственный атеизм». Одна­ко, давая отрицательную оценку практике реализации свободы со­вести в СССР, следует признать положительное значение той новой трактовке принципа свободы совести, которая декларировалась в официальных документах. Эта трактовка в последующем получила свое закрепление в ряде международных документов и стала осно­вой для признания принципа свободы совести в таком виде всем ми­ровым сообществом.

Документы ООН: «Всеобщая декларация прав человека» (10 декабря 1949г.); «Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений» (25 ноября 1981 г.); «Итоговый документ Венской встречи представителей государств — участников совещания по безопасности и сотрудни­честву в Европе» (15 января 1989 г.); «Парижская хартия для Новой Европы» (21 ноября 1980 г.) утверждают право каждого человека «на свободу мысли, совести, религии и убеждений».

Законодательное обеспечение свободы совести в современной России.

Международные акты по вопросам свободы совести послужили им­пульсом для изменения государственно-церковных отношений в на­шей стране. Уже в 70-е годы появился ряд законодательных актов, расширяющих возможности религиозных организаций в удовлетво­рении религиозных потребностей верующих, отчасти освобождав­ших их от мелочной регламентации и опеки. В 80-х и 90-х годах этот процесс приобрел качественно новые характеристики. Постановле­нием Верховного Совета СССР от 1 октября 1990 г. был принят закон «О свободе совести и религиозных организациях», который привел советское законодательство в соответствие с международными нор­мами права и гарантировал право граждан на определение и.выражение своего отношения к религии, устранил многочисленные огра­ничения и противоречия, препятствующие практическому осуще­ствлению свободы совести.

25 октября 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон «О свободе вероисповеданий», который гарантировал осуществле­ние свободы совести в нашей республике. Данный закон состоит из трех разделов. В первом разделе освещаются общие наиболее важные принципы осуществления свободы совести: 1) Равнопра­вие граждан независимо от их отношения к религии; 2) Отделение религиозных и атеистических организаций от государства; 3) Светский характер системы государственного образования; 4) Равенство религиозных объединений перед законом; 5) Наличие специальных законодательных актов, обеспечивающих реализа­цию свободы вероисповедания и устанавливающих ответствен­ность за их нарушение.

Статья 3 данного закона сформулировала принцип свободы вероисповеданий как право каждого гражданина свободно выби­рать, иметь и распространять религиозные и атеистические убежде­ния, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, действовать в соответствии со своими убеждениями при единствен­ном условии — соблюдении законов государства. В последующих статьях закона уточняется, что равноправие граждан не допускает ограничения каких-либо прав или установления преимуществ в за­висимости от отношения к религии, возбуждения в связи с этим вражды и ненависти, либо оскорбления граждан.

Принцип отделения религиозных объединений от государст­ва предусматривает невмешательство государства, его органов и должностных лиц в вопросы, определяющие отношение граждан к религии, во внутреннюю деятельность религиозных объединений, если эта деятельность не нарушает требований законов страны. Го­сударство не должно финансировать деятельность религиозных ор­ганизаций, равно как и деятельность по пропаганде иных убежде­ний. В свою очередь, религиозные объединения не могут вмешивать­ся в дела государства, не участвуют в выборах его органов власти и управления, в деятельности политических партий. Но служители этих организаций имеют право на участие в политической деятель­ности наравне со всеми гражданами.

В законе четко сформулирован светский характер государст­венного образования. На основе этого закона доступ к образованию предоставляется всем одинаково: верующим и неверующим. Госу­дарственное образование не преследует цели формирования опре­деленного отношения к религии. Это означает, что в государствен­ных учебных заведениях не допускается религиозная проповедь, обучение Закону Божьему, катехизация (разъяснение основ веро­учения), хотя не исключается изложение истории религии, ее функ­ций в жизни общества и человека. В равной мере недопустима и атеистическая пропаганда, сознательное и целенаправленное формирование атеистических убеждений. Обучение религиозному ве­роучению и получение религиозного образования возможно только на внегосударственной основе. С этой целью региональные организа­ции имеют возможность создавать свои специализированные учеб­ные заведения, группы для взрослых и детей и т. д. Аналогичные права подразумеваются и для атеистических организаций, хотя они не прописаны в законе. В общеобразовательных программах должно быть выражено отношение взаимной терпимости и уважения между » гражданами, исповедующими религию и неисповедующими ее, между последователями разных религий.

Все религии и религиозные объединения равны перед законом, ни одна из них не пользуется какими-либо преимуществами или ог­раничениями. Государство нейтрально в вопросах веры и убеждений.

Второй раздел закона регулирует право на религиозные убеждения и религиозную деятельность. Статья 15 закона предусматривает право выбирать, иметь и менять религиозные убеждения, высказывать и распространять их в устной, печатной и любой другой форме, исповедовать любую религию, беспристрастно совершать ч религиозные обряды, добровольно вступать в религиозные объеди­нения и выходить из них. Статья 17 определяет религиозные объеди­нения как добровольные объединения совершеннолетних граждан, , образованные в целях совместного осуществления права граждан на | свободу вероисповедания. Они имеют право образовывать региональные или централизованные структуры со своими органами управления и подразделениями. В статьях 18, 20 указывается, что ре­лигиозные объединения наделяются правами юридического лица с момента регистрации их устава (положения) в Министерстве Юсти­ции или его органах на местах. Статья 21 определяет, что деятель­ность религиозного объединения может быть прекращена либо по , решению общего собрания его учредителей или съезда, его образо­вавшего, либо в случае его самоликвидации (распада), либо по реше­нию суда.

Религиозные объединения могут осуществлять миссионер­скую деятельность, милосердие и благотворительность, религиоз­ное обучение и воспитание, подвижничество в монастырях, скитах и г. д., паломничество и другие виды деятельности, которые соответст­вуют определенным вероучениям и предусмотрены уставом (поло­жением) данного объединения. Раздел третий этого закона реализует имущественные и финансовые правоотношения религиозных объединений.

Принципы свободы совести, сформулированные в законе «О свободе вероисповеданий», нашли свое конституционное закрепление в основном законе страны — Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. В статье 2 главы 1 утверждается, что человек, его права и свободы яв­ляются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Согласно статье 17 (1) в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека согласно общественным принципам и нормам международного права и в соответствии с на­стоящей конституцией. Статья 14 (1) провозглашает Российское го­сударство светским государством, причем никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 14 (2) Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать ин­дивидуально или совместно с другими религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Статья 29 (2):

Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающая социаль­ную, расовую, национальную или религиозную направленность и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, религиоз­ного или языкового превосходства.

Статья 19. Государство закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положе­ния, места жительства, отношения к религии, убеждений, принад­лежности к общественным объединениям. Конституция запрещает любые формы ограничения прав граждан о социальной, расовой, на­циональной, языковой или религиозной принадлежности.

Статья 59(2) устанавливает, что гражданин Российской Феде­рации несет военную службу в соответствии с Федеральным зако­ном. Пункт 3 этой статьи устанавливает правовую норму, согласно которой гражданин Российской Федерации в случае, если его убеж­дениям или вероисповеданию противоречит несение военной служ­бы, а также в иных установленных Федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. По­ка не принят Федеральный закон об альтернативной гражданской службе, эта норма Основного закона не действует.

Таким образом законодательство Российской Федерации при­ведено в соответствие с международными актами и гарантирует ре­ализацию принципа свободы совести.

Билет 4.