Символ веры ислама
Коран и Сунна были доступны далеко не каждому - их изучали и анализировали лишь сравнительно немногие грамотные и образованные мусульмане, в первую очередь знатоки исламской догматики, богословы и правоведы. До широких масс простого народа, неграмотных крестьян заповеди исламадоходили лишь в устной форме проповедей и в виде священных заповедей, составлявших обязательный для каждого правоверного комплекс правил поведения, прежде всего религиозного.
Основных обязанностей мусульманина исламнасчитывает пять: исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж.
Принцип исповедания - центральный висламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно соблюсти именно его, т. е. торжественно произнести фразу о том, что нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его. Тем самым человек становится покорным Аллаху, мусульманином. Но, став им, он должен был соблюдать остальные обязанности правоверного.
Молитва - обязательный каждодневный пятикратный ритуал, от которого могут быть освобождены лишь больные, немощные и малые дети. Те, кто не молится пять раз в день, - неверные. Молитву полагается совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Чаще всего ее совершают индивидуально, реже - группами, обычно в мечетях (не менее 40 мужчин; женщины в мечетях не молятся). Там же по пятницам и в дни праздников - торжественные богослужения, которыми руководят уважаемые в исламской общине руководители - имамы («стоящие впереди»). Перед молитвой правоверный обязан провести обряд очищения, омовения (малого - сводящегося к мытью рук, ног и лица, и большого - в случае серьезной нечистоты, что чаще касается женщин и сводится к полному омовению всего тела). Если нет воды, например в пустыне, можно очиститься песком. Молитву совершают в одежде, в чистом месте (вне кладбищ, боен, отхожих мест и т. п.), на специальном коврике и обратившись в сторону Мекки.
Перед совершением молитвы следует обязательно заявить (вслух или про себя) о своем намерении совершить молитву, ибо намерение что-либо сделать в исламевообще и в мусульманском праве в частности значит очень много. В данном случае, при молитве, оно как бы настраивает на определенный лад, готовит к торжественному моменту общения с Аллахом. Затем молящийся стоя вздымает руки, вкладывая одну в другую, приседает, снова встает и воздевает руки кверху. После этого он опускается на колени и совершает земной поклон, затем привстает на коленях и вновь кланяется, сопровождая все эти действия невнятным бормотанием формулы исповедания веры и первой суры Корана, реже - других молитвенных текстов. Как правило, мусульманин во время молитвы Аллаха ни о чем не просит.
Во время каждой из пяти ежедневных молитв мусульмане повторяют такого рода молитвенный ритуал (ракат) по два, а то и три-четыре раза. По пятницам число ракатов возрастает, а во время поста достигает подчас двадцати. Кроме пяти обязательных ежедневных молитв, правоверные совершают и дополнительные - за умерших, по случаю вступления в брак, рождения ребенка, важного предприятия или начинания. Молитвы такого рода обычно совершаются в присутствии имама или иного знатока ислама; подразумевается, что молящийся просит Аллаха о содействии, ожидает его благословения, надеется на его защиту.
Чтобы правоверные за своими текущими делами не забывали о времени молитвы, в городах и селах воздвигаются высокие минареты при мечетях, а служители-муэдзины громкими голосами возвещают о том, что время молитвы наступило. Если молитва совершается в мечети, пришедшие туда обязаны совершить омовение в специальном бассейне с проточной водой, установленном во дворе. При молитве в мечети все становятся лицом к специальной нише-михрабу, указывающей сторону Мекки, и совершают ракаты, повторяя все движения стоящего впереди них (тоже лицом к Мекке) имама.
Пост. У мусульман лишь один главный и обязательный пост, но зато он длится целый месяц (рамазан, рамадан). На протяжении месяца все, кроме малых детей и больных, с рассвета до заката солнца не имеют права ни есть, ни пить, ни тем более развлекаться, курить и т. п. После заката и перед восходом солнца они едят и пьют весьма умеренно, и затем опять настраиваются на благочестивый лад, высказывая намерение поститься и отдать свои думы Аллаху. В конце дня, перед закатом, мусульмане снова благодарят Аллаха, и лишь после этого могут обратиться к земной пище.
За соблюдением поста следят строго. Он начинается с появлением молодой луны месяца рамазана по распоряжению кади (исламский судья). А так как мусульманский лунный год имеет всего 354 дня и месяцы исламского календаря сменяют друг друга, невзирая на сезон года и принятое в современном мире летосчисление (отчего исламский календарь не совпадает с общепринятым - по мусульманскому календарю сейчас XV век, хотя начинается он с 622 г.), пост может приходиться не только на короткие дни зимы, но и на длинные жаркие дни лета, да еще совпасть с тяжелыми полевыми работами. Но закон неумолим: правоверные обязаны с утра до вечера работать без еды и капли воды, причем за нарушения положены суровые наказания. От поста освобождаются лишь путешествующие, да и то с обязательством возместить дни поста в другое время.
Кроме рамазана мусульмане постятся и в другое время -по обету, в случае засухи, в порядке возмещения за пропущенные дни рамазана. Нельзя поститься (вне рамазана) в пятницу, субботу и воскресенье. От поста иногда можно откупиться (особенно больным и старым) пожертвованием дополнительной милостыни. В дни поста мусульмане особенно тщательно молятся, а в рамазане к пяти ежедневным молитвам добавляют шестую, тоже вечернюю, с 20 ракатами, чаще всего под руководством имама.
Милостыня. Каждый имущий обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных. Милостыня собиралась специальными сборщиками, ее нередко раздавали в дни праздников натурой (в форме участия неимущих в пиршествах и т. п.). Кроме обязательной милостыни-закята, воспринимавшейся в качестве очистительного ритуала для имущих и исчислявшейся обычно в несколько процентов их годового дохода, существовала и дополнительная милостыня (садака - добровольное даяние), выражавшаяся в виде воздаяния отдельным лицам, подаяния нищим дервишам, дарений на богоугодные нужды - строительство мечетей, школ, больниц (иногда в форме дарения недвижимости - вакуфа).
Хадж - пятый и последний из обязательных столпов веры, причем наименее обязательный из всех. Считается, что каждый здоровый мусульманин раз в жизни может посетить святые места в Мекке и поклониться Каабе. Но так как практически это осуществить было нелегко, хадж для правоверных был делом чести, престижа. Многие стремились исполнить этот свой долг, хотя не многим удавалось добиться этого. Ежегодно в среднем около 70 тыс. правоверных (в последние годы - намного больше) прибывает в Мекку в дни великого жертвоприношения Аллаху
(в другие дни хадж не засчитывается): они делжны посетить святые места в Мекке, Медине и Иерусалиме, семикратно обойти Каабу и поцеловать ее черный камень. Кроме того, каждый паломник приносит жертву. Лишь совершившие весь обряд паломники получают правоносить почетное наименование ходжи.
К пяти столпам исламской веры нередко добавляют еще один -шестой, священную войну против неверных (джихад или газават). Такая война тоже была священной заповедью правоверных. Это не значит, что всех немусульман всегда уничтожали. В исламских странах проживало немало иудеев, христиан и прочих неверных, плативших все положенные налоги и лишь несколько ограниченных в их гражданских правах. Речь о газавате шла преимущественно в годы военных действий, в периоды резкой вражды и особенно в условиях национально-освободительных войн. В это время война против неверных становилась священной заповедью, причем участие в ней освобождало от всех грехов и обеспечивало правоверному в случае его гибели в бою место в раю, что всегда воодушевляло воинов-мусульман. Своими ратными успехами и победоносным продвижением в первые века исламаарабы были во многом обязаны именно этому священному принципу. И здесь свою роль играл не только фанатизм, но и фатализм, т. е. убежденность в том, что судьба каждого предопределена Аллахом заранее, что ее все равно не обойти (чему быть - того не миновать) и что поэтому нечего бояться, можно смело идти в бой, особенно за правое дело.
- Оглавление
- Глава 1. Религия и религиоведение
- Основные функции религии
- История изучения религии
- Теории религиоведения
- Марксизм о религии
- Религия как автономная система
- Религия и общество
- Глава 2. Восток: общество и религия
- Что такое восток?
- Политическая власть на востоке
- Социальная структура на востоке
- Религия на востоке
- Глава 3. Возникновение и ранние формы религии
- Формирование основ религиозного сознания
- Заимствования и взаимовлияния культур
- Религиозные представления эпохи неолита
- Глава 4. Религиозные системы древних обществ ближнего востока
- Возникновение ранних религиозных систем
- Религиозная система древнего двуречья
- Религиозная система древнего египта
- Глава 5. Религии древних иранцев
- Зороастризм и маздеизм
- Мифология зороастризма
- Зороастризм в древнем иране
- Мани и манихейство
- Глава 6. Монотеистические религии: иудаизм
- Евреи в палестине
- Чудеса и легенды ветхого завета
- Иудаизм евреев диаспоры
- Иудаизм и история культуры востока
- Глава 7. Христианство
- Возникновение христианства
- Иудаизм и христианство
- Споры об иисусе христе
- Основы христианского учения
- Харизматические лидеры раннего христианства
- Трансформация раннего христианства
- Католицизм и реформация
- Греческая православная церковь
- Православная церковь в россии
- Христианство и традиции европейской культуры
- Христианство в странах востока
- Глава 8. Ислам: возникновение и распространение
- Аравия до ислама
- Ханифы и мухаммед
- Учение мухаммеда
- Мухаммед в медине. Хиджра
- Первые (выборные) халифы
- Али и шииты
- Омейяды и суннизм
- Арабские завоевания
- Халифат аббасидов
- Сельджуки и османская империя
- Ислам в индии и других странах востока
- Глава 9. Ислам: теория и практика
- Содержание корана
- Толкование корана (тафсир)
- Сунна и хадисы
- Ислам о происхождении мира
- Эсхатология ислама
- Социальная этика ислама
- Символ веры ислама
- Ислам о предопределении
- (Суннитское богословие (калам)
- Школы исламского права (мазхабы)
- Предписания и запреты ислама
- Мечети и школы
- Исламские обряды
- Праздники в исламе
- Глава 10. Ислам: направления, течения, секты
- Хариджиты и их секты
- Суфии и суфизм
- Суфийские ордена. Шейхи и мюриды
- Культ святых и ваххабиты
- Оппозиционный ислам (шииты)
- Идейные вожди шиитов
- Имамиты в иране
- Секты шиитов. Исмаилиты
- Секты исмаилитов. Ассасины
- Алавиты и али-илахи
- Глава 11. Ислам: традиции и современность
- Мир ислама
- Основы религиозно-культурных традиций ислама
- Трансформация ислама
- Модернизация ислама
- Исламский национализм
- Ислам после второй мировой войны
- Ислам и современность
- Глава 12. Религии древней индии
- Арии и веды
- Боги ригведы (пантеон вед)
- Трансформация ведической религии. Боги атхарваведы
- Брахманиз
- Упанишады
- Философия упанишад
- Брахман, атман, тот, ом(аум)
- Основы древнеиндийской религиозной философии
- Веданта
- Глава 13. Оппозиционные учения: джайнизм
- Теория джайнизма
- Этика джайнизма
- Образ жизни джайнов
- Монахи-аскеты
- Космография и мифология джайнизма
- Джайнизм в истории индии
- Глава 14. Буддизм в индии
- Легенда о будде
- Учение будды
- Первые общины буддистов
- Монастыри и сангха
- Основы философии буддизма
- Этика буддизма
- Буддизм махаяны
- Космология и мифология буддизма
- Буддизм в индии и за ее пределами
- Глава 15. Индуизм
- Возникновение индуизма
- Религиозно-философские основы индуизма
- Тримурти - брахма, шива и вишну
- Шива и культ лингама
- Шива и шакти
- Дурга и кали
- Рама и рамаяна
- Сказания и мифы. Махабхарата
- Брахманы и храмы
- Мантры и колдовство
- Обряды и праздники
- Семья и каста
- Глава 16. Индуизм и ислам. Модернизация индуизма
- Исламизация индии
- Взаимодействие ислама и индуизма
- Гуру нанак и сикхи
- Говинд ихальса
- Рам мохан рой и «брахмо самадж»
- Даянанда сарасвати и «арья самадж»
- Рамакришна и вивекананда
- Неоиндуизм и современность
- Глава 17. Религия в древнем китае
- Шанцы, чжоусцы и шан-ди
- Гадания и гадатели в шан
- Чжоусцы, шанди и культ неба
- Культ умерших предков
- Культ земли
- Жрецы-чиновники
- Ритуалы в чжоуском китае
- Древнекитайская религиозная философия
- Глава 18. Конфуций и конфуцианство
- Конфуций
- Глава 18. Конфуций и конфуцианство социальный идеал конфуция
- Социальный порядок по конфуцию
- Культ предков и нормы сяо
- Культ семьи и клана
- Конфуцианство и легизм
- Трансформация конфуцианства
- Конфуцианское воспитание и образование
- Система экзаменов и сословие шэньши
- Конфуцианцы в истории китая
- Культ формы в конфуцианстве
- Конфуцианство - регулятор жизни китая
- Глава 19. Даосизм
- Философия даосизма
- Даосизм в цинь-хань (III в. Дон. Э. - III в. Н. Э.)
- Крестьянское даосское восстание «желтых повязок»
- Теократическое государство даосов
- Даосизм о достижении бессмертия
- Псевдонауки даосов
- Даосы в средневековом китае
- Верхний и нижний пласты даосизма
- Пантеон даосизма
- Глава 20. Китайский буддизм
- Распространение и китаизация буддизма
- Буддизм чань (дзэн)
- Буддизм в эпоху тан (VII-х вв.). Упадок буддизма
- Буддизм и китайская культура
- Глава 21. Религиозный синкретизм в китае. Традиции и современность
- Всекитайский пантеон
- Культ сил природы и животных
- Добрые и злые духи. Культ благопожеланий
- Система ценностей в традиционном китае
- Трансформация традиционного китая
- Крестьянство и его традиции
- Возрождение традиций
- Глава 22. Буддизм и синтоизм в японии
- Синтоизм
- Буддизм в японии
- Буддизм и синтоизм
- Буддизм при регентах и сегунах
- Эстетика дзэн
- Конфуцианство в японии
- Конфуцианство и синтоизм
- Культ императора и расцвет национализма
- Новая религиозная ситуация в японии
- Секта сока-гаккай
- Глава 23. Ламаизм
- Истоки ламаизма. Тантризм
- Этапы генезиса ламаизма
- Деятельность цзонхавы
- Далай-лама и теория воплощений
- Основы теории ламаизма
- Этика ламаизма
- Магическая практика ламаистов
- Пантеон ламаизма
- Монастыри, ламы и обряды
- Ламаизм и современность
- Глава 24. Цивилизации востока: религиозно-культурные традиции и современность
- Арабо-исламская цивилизация
- Индуистско-буддийская традиция-цивилизация
- Китайско-конфуцианская традиция-цивилизация
- Сравнительный анализ восточных традиций
- Религиозные традиции востока и проблема развития
- Религии сегодня. Экстремизм исламских фундаменталистов