2. Развитие религиозной идеи в текстах Ветхого Завета.
2.1 Библейское сказание о сотворении мира, человека, начале человеческой истории и появлении еврейского народа.
2.1.1 Сотворение природы.
Найдите в тексте сказание о творении мира Богом до появления человека. Укажите основные этапы сотворения природы. Какую структуру имеет природа с точки зрения христианства? Сравните христианское и современное научное представление об эволюции и структуре природы.
2.1.2 Сотворение человека, райская жизнь и грехопадение.
Найдите в тексте сказание о сотворении человека. В чем отличие человека от остального сотворенного мира? Чем человеческая душа отличается от животной? Каково предназначение человека в мире? В чем смысл библейского сказания о создании женщины из ребра мужчины?
Найдите в тексте сказание о жизни людей в раю, грехопадении и изгнании из рая. Какую заповедь Бога нарушили люди в раю? Как они повели себя, будучи уличенными? Как люди были наказаны? Какое новое положительное качество приобрели люди, совершив грех? В чем смысл сказания о грехопадении?
2.1.3 Человеческая история до Закона.
Найдите в тексте сказание о Каине и Авеле. Как в этом сказании выражено исторически первое общественное разделение труда? В чем была причина первого убийства? Как был наказан убийца? В чем смысл этого наказания?
Найдите в тексте сказание о всемирном потопе. С какой целью Бог задумал всемирный потоп? Почему род Ноя был сохранен? Как Бог объяснил и оправдал зло, находящееся в человеке? Почему Бог запретил убийство человека? Какой завет дал Бог Ною? В чем смысл сказания о всемирном потопе?
Найдите в тексте сказание о появлении народов, разделении языков и первом патриархе еврейского народа (Аврааме). Как в Библии объясняется разделение человечества на народы? Как объясняется рабское положение одного народа по отношению к другому? Как объясняется множественность языков? Какое обещание дает Бог Аврааму? Поясните смысл выражения «земля обетованная». Раскройте смысл сказания о приношении в жертву Авраамом Исаака.
2.2 Закон.
2.2.1 Общая характеристика Закона.
Найдите в тексте сказание о заключении Богом завета с еврейским народом и о предписании еврейскому народу законодательства. Кто такой Моисей и какова его роль в истории еврейского народа и становлении иудаизма?
В чем суть завета, данного Богом еврейскому народу через Моисея? Что должно обязать евреев выполнять данный Богом Закон: совесть, любовь к ближнему или страх?
2.2.2 Декалог Моисея.
Найдите в тексте десять главных заповедей Закона, (Декалог Моисея). Укажите, какие из этих заповедей регламентируют отношение человека к Богу, а какие – человека к человеку. По какому принципу строится отношение к Богу, по какому — к человеку? Разъясните смысл заповедей: «Не делай себе кумира» и «Не произноси имени Господа напрасно».
2.2.3 Уголовно-правовые нормы в Законе.
Найдите в тексте Закона нормы, имеющие уголовно-правовой характер. Обратите внимание на диспозицию и санкцию. Укажите нормы, построенные по принципу талиона. Сравните древнееврейское и современное российское уголовное законодательство. Покажите, как изменились взгляды людей на самые распространенные преступные деяния. (Что оценивается более строго, что – менее?)
2.3 Книга Екклесиаста.
В чем Екклесиаст усматривает несовершенство земного бытия человека? Какое самое большое несчастье неизбежно для человека? Получает ли человек адекватное воздаяние на земле за свои действия? Бессмертна ли человеческая душа по представлению Екклесиаста? Допускает ли данная Екклесиастом оценка человеческого бытия выполнение условий договора (завета) между человеком и Богом? Какой практический вывод делает Екклесиаст из своих рассуждений? Что рекомендует людям?
- И. И. Авксентьевский, л. В. Фивейская
- Учебное пособие
- Содержание
- Тема I. Греческая мифология
- Развитие мифа
- Исторические истоки греческой мифологии
- Периодизация греческой мифологии
- Текстовые источники греческой мифологии
- Основные темы греческой мифологии
- Основные персонажи греческой мифологии
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Общая характеристика греческой мифологии.
- 2. Греческие мифы о богах.
- 3. Греческие мифы о героях.
- Литература
- Тема II. Религиозно-философские идеи в культуре древнего китая и древней индии
- § 1. Учение Лао-цзы о дао.
- Личность Лао-цзы
- Учение Лао-цзы
- § 2. Конфуций о человеке и обществе
- Личность Конфуция
- Учение Конфуция
- § 3. Учение о начале сущего и человеке в Упанишадах
- Общая характеристика Упанишад
- Учение Упанишад
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Учение Лао-цзы о дао.
- 2. Учение Конфуция о человеке и человеческих отношениях.
- 3. Учение о начале сущего и человеке в Упанишадах.
- Литература
- Тема III. Трагедия софокла «антигона» как памятник античной культуры
- § 1. Театр в Древней Греции
- Общая характеристика греческой драмы
- Организация театральных представлений
- Устройство театра
- Участники театральной постановки
- § 2. Трагедия Софокла «Антигона»
- Личность Софокла
- Понятие трагедии
- Сюжетная основа «Антигоны»
- Конфликт «Антигоны»
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- Литература
- Тема IV. Религиозная идея в христианских текстах
- § 1. Формирование и состав священных текстов христианства
- Понятие священного текста
- Время создания и состав Библии
- Переводы Библии
- Символ веры
- § 2. Развитие религиозной идеи в текстах Ветхого Завета
- Общий смысл Ветхого Завета
- Сотворение мира и человека
- История до Закона
- Человек и Закон
- § 3. Религиозная идея в текстах Нового Завета
- Общий смысл Нового Завета
- Истоки и смысл мессианской идеи
- Личность Иисуса Христа
- Учение Иисуса Христа
- Учительская деятельность апостолов
- § 4. Догматизация христианского вероучения в Никео – Царьградском Символе веры.
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Общая характеристика основных христианских текстов.
- 2. Развитие религиозной идеи в текстах Ветхого Завета.
- 3. Религиозная идея в текстах Нового Завета
- 4. Оформление религиозной идеи в Никео – Царьградском Символе Веры.
- Литература
- Тема V. Рационалистическая идея в научных текстах нового времени
- § 1. Идея автономности человеческого мышления в статье и. Канта «Ответ на вопрос: что такое просвещение?»
- Об авторе
- Понятие просвещения
- Публичное и частное применение разума
- § 2. Наука в культуре xXвека (по произведению к. Ясперса «Истоки истории и ее цель»)
- Об авторе
- Техника
- Современная ситуация
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 2. Технократическая цивилизация.
- Литература
- Тема VI. Развитие русской культуры (по произведению н. А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма»)
- Личность Бердяева
- Общий замысел книги
- Противоречивость русской культуры
- Самосознание русской культуры
- Революционный характер культуры России XIX в.
- Марксизм и Россия
- Историческое значение русского коммунизма
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Формирование русской культуры.
- 2. Становление самосознания русской культуры.
- 3. Русская революционная идеология и революционное движение в России XIX века (домарксистский этап).
- 4. Выражение революционного духа русской культуры в русской литературе и философской мысли.
- 5. Судьбоносное значение коммунизма для России.
- Литература