2. Первородный грех.
-- Корпоративная личность – когда Бог обращается к группе людей как к одному человеку. Чис.16:27-33. Обращение к целой группе (семье или нации), как к одному человеку. – Судьба представителя – это судьба всей группы.
– Восстание Дафана и Авирона – они с семьями погибли, т.к. восстали против Моисея.
-- Перепись Давида -- жители Иерусалима пострадали.
-- Ахан украл -- погибла вся семья с ним.
-- Авраам, Исаак, Иаков – служили Богу и получили благословение и их потомки.
-- Люди Иерихона --- Раав блудница.
-- Моавитяне были прокляты на 10 поколений, но Руфь была благословлена.
Можно потерять благословение, как цари Давида после него, потеряли власть над Божьим народом.
Священник Илия и его семья потеряли служение из-за грехов его детей.
3. Наследственная греховность. 1Петр.1:18 «Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов».
Это наследственная греховность передана нам от отцов по наследству. Все мы греховны и не надо человеку говорить как плохо поступать, это все знают сами.
ПЕЛАГИАНСТВО
Пелагианство -- нам ничего не передаётся от Адама и мы рождаемся духовно нормальными. Основатель: ПЕЛАГИЙ был моралистом: предметом его главной заботы была нравственная, добродетельная жизнь людей. Ему казалось, что чрезмерно отрицательный взгляд на природу человека оказывает неблагоприятное воздействие на человеческое поведение.
Социнианизм.
-- Грех Адама не влияет на человека и не является наследственным грехом.
-- Состояние человека, можем заслужить спасение своими добрыми делами.
-- Воля свободна и не связана с грехом.
-- Дух сотворён непосредственно (кренцианизм).
-- Тело смертно, но он не объясняет, как это происходит.
-- Душа, созданная Богом для каждого человека, не испорчена и не несёт чувства вины.
-- Нет связи между врождённым грехом Адама и человеческим родом.
-- Благодать доступна всем в равной степени.
Греховность человека
-- Нехватка образования.
--У нас плохие привычки и мы их повторяем снова и снова.
-- Плохие примеры.
-- Божья благодать (мы считаем, что это сила Божья изменяет нас).
-- Естественные свойства по его теории (наш разум, дух).
-- Примет Иисуса, но не Его силой, а своей силой.
Это всё ошибочное понимание, но церковь осудила такое понимание.
Описание
-- Приобретение спасения.
-- Добрые дела.
-- Заповеди подразумевают способность их выполнять.
Опровержение:
-- Спасение не по делам.
-- Грех распространяется на всех нас – Рим.5глава.
-- Стихи, говорящие о греховности.
-- Заместительной смерти Христа.
ПОЛУПЕЛАГИАНСТВО -- мы частично в грехе и нуждаемся в спасении и можем делать добро.
Приверженцы:
-- МОНАХ КАССИАН (360-435г.);
-- ЛЮТЕРАНИН МЕЛАНХТОН;
-- Некоторые Арминиане (против Кальвинизма) свободная воля и считают, что они могут принять или не принять Иисуса, и своей силой без благодати могут принять Христа.
-- Католики
-- Влияние греха Адама;
-- Состояние человека (есть остаток силы, и мы частично противостоим греху и что-то хорошее делать, но это иногда);
-- Порочность частична;
-- Все, в конце концов грешат.
Приобретение спасения
-- Прощение нужно всем через Иисуса Христа по благодати.
Поддержка:
-- Мтф.7:11 «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим».
-- Рим.7:22 «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем».
-- Мф.9:12 «Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, больные».
-- Рим.2:14 «ибо когда язычники, не имея закона, по природе законное делают, то, не имея
закона, они сами себе закон».
-- Объяснение разницы между людьми.
-- Объяснение поведения святых В.З.
-- ( у них был остаток силы и поэтому они что-то хорошее делали)
Опровержение
По Пелагианству. «Праведные люди» отвергли и сейчас отвергают Иисуса.
ПОЛНАЯ ИСПОРЧЕННОСТЬ
Описание
-- Грех Адама влияет на нас.
-- Состояние человека.
-- Испорченность касается каждого элемента человеческого состава.
-- Все желания, мысли, поступки падшего человека злы.
-- Нет у него чистого мотива любви, отсюда все его поступки.
-- Человек не может изменить своё состояние в лучшую сторону, пока Бог не коснётся его
Сердца и не изменит его (человек безнадёжно испорчен).
-- «Добро» грешника.
-- Перед людьми, а не перед Богом (Бог знает их сердце, видит их нечистые мотивы и знает
их поступки).
-- Действие «общей благодати» люди могут, что-то делать доброе и это даёт Бог, а не они
сами (всем людям).
Поддержка
«никто не ищет Бога» Рим.3:9-18.
«Отец привлекает» Инн.6:44 (Иисус говорил, что только Отец может привлечь).
«мертво во грехах» (по отношению к Богу они мертвы) Еф.2:3; Кол.2:13.
«душевный не принимает духовного» (не возрождённый) 1Кор.2:14.
«во тьме» (без света полностью испорчены неверующие, они сами не могут быть
спасены без Бога) Еф.5:18; Инн.1:5;
«рабы греха» Рим.6: 17,20;
«плотские не могут покоряться» Рим.8:7;
«предались распутству» Еф.4:18,19.
собор в Оранже, 529г.
Предопределение
Кальвин и Арминий говорят, что все люди полностью испорчены и что только через Божью благодать люди могут получить спасение, и обратились к Иисусу. Кальвин учил, что благодать
не преодолима, и обязательно человек придёт к Иисусу, и что люди избраны, но не все.
Армий учил, что предваряющая благодать способствует, но не заставляет человека принять решение -- принять Иисуса Христа как своего Спасителя.
Доктрина о спасении
- 1. Основные этапы исследования Священного Писания (текстология, исагогика, экзегетика, герменевтика). Принципы толкования и изучения Священного Писания.
- 2.Понимание Библейского канона. История канонизации книг Ветхого и Нового Завета.
- 3.История перевода Священного Писания на национальные языки. История перевода Библии на русский язык.
- 4.Библейская критика: причины появления и основные исторические этапы.
- 1 Этап – Историческая критика
- 2 Этап – литературная критика (или источниковедческая) – возникла из сопоставления Евангелий, главной ее задачей был поиск источника Евангельских повествований.
- Синоптические евангелия схожи иногда даже до мелочей. Иногда странное слово, в странной форме встречается во всех трех евангелиях.
- Источник Марка
- Источник Логий (изречений), то, что сегодня нам более знакомо как источник q – Quelle (с нем. Источник).
- 6. Исторические реалии Апостольского века (основные периоды и их характеристика).
- 7. Богословская цель в написании Евангелий (общая и частные).
- 8. Универсализм и иудейские черты Евангелий и Посланий Апостола Павла.
- 9. Иудео-христианский конфликт в ранней церкви. Благодаря каким событиям и письменным источникам мы узнаем об этом? Отношение Иисуса к Закону в свете Евангельских повествований.
- 10.Проблема датировки книг, входящих в состав Нового Завета. Какие исторические события способствуют в определении хронологии Евангельских событий и Посланий.
- 11.Послания к Коринфянам: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 12.Послания к Римлянам и Галатам: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 13.Тюремные послания: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 14.Пасторские послания: общая информация, особенности и богословский контекст этих посланий.
- 15.Эсхатологические ожидания Ранней Церкви. Апокалиптические книги Библии (Даниил, Откровение, 1 и 2 Фессалоникийцам): краткий обзор хронологии эсхатологических событий.
- 16.Библейская история: краткий обзор основных исторических этапов, описанных в Ветхом Завете.
- 17.Содержание религиозного культа Израиля. Понятия Завета, священства, жертвоприношений и праздников.
- 18.Поэтические книги Ветхого Завета: общая информация и рассматриваемая проблематика.
- 19.Период Вавилонского изгнания: основные события и изменение менталитета иудейского народа.
- 20.Концепция Мессии и события Последних времен в описании авторов Ветхого Завета
- 21.Богословие Ветхого Завета: основные богословские идеи и их развитие в Ветхозаветных Писаниях: учение о Боге, человеке, спасении, искуплении, Законе, Завете и т.Д.
- 22.Пятикнижие: проблемы авторства и структурного единства текста.
- 24.Большие пророки: авторство, личность пророка, исторический фон книги, содержание книги. Богословие пророческих книг: учение о Боге, человеке, спасении-искуплении.
- 25.Понятие богословия: восточное и западное представление, положительное и отрицательное в их понимании.
- 26.Катафатический и апофатический путь богопознания. Деонисий Ареопагит.
- 27.Догмат и ересь, становление христианского богословия в эпоху Вселенских Соборов.
- 28.Методы богословия. Ответственное богословие. Принцип Solo Scripture, понятие Предания, сущность реформаторской богословской традиции.
- 30.Дайте определение концепции «Божья трансцендентность» и « Божья имманентность», опровергая ложные понимания этих понятий.
- 31.Опишите главные черты Божьего царства. Укажите, как оно проявлялось в прошлом, проявляется в настоящем и будет проявлено в будущем.
- 32.Указать ключевые места Писания, доказывающие как единство Бога, так и Его троичность. Включите в Ваш ответ и ключевые мест, указывающие на божественность каждой личности в Троице?
- 33.Сравните взгляды восточной и западной церквей на природу Троицы, указывая слабые стороны обеих позиций.
- 34.Обсудите и опровергните неверные взгляды на Троицу, а именно арианство, субординационизм, динамическое монархианство, модалистское монархианство.
- 35.Обсудите места Писания 2Тим.3:16 и 2Пет. 1:19-21 с точки зрения их учения о богодухновенности Писания и укажите на трудности, связанные с их толкованием.
- 36.Раскройте следующие взгляды на богодухновенность Писания: консервативный евангельский, фундаментальный, ортодоксальный, умеренный евангельский, либеральный, неоортодоксальный.
- 37.Опишите следующие подходы к разрешению кажущихся ошибок в Библии: абстрактный подход, согласовательный подход, умеренный согласовательный подход, оговорочная безошибочность.
- 38.Опишите, насколько богодухновенность распространяется на копии оригиналов и переводы. Доработать
- 39.Сравните теории дихотомии и трихотомии, указывая на сильные и слабые стороны каждой теории. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 40.Сравните теории креационизма и традуционизма, указывая на сильные и слабые стороны каждой теории. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 41.Сравните следующие взгляды на Божий образ в человеке: субстанциальный, реляционный, функциональный, православный, католический. Какая теория более соответствует библейскому учению?
- 42.Укажите суть греха и разные классификации греха, подтверждая вашу точку зрения местами Писания.
- 1Тим.1:5,19 «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицеприятной веры
- 4. Непростительный грех.
- 2. Первородный грех.
- 45.Раскройте концепцию «союз со Христом» в связи с понятием «корпоративная личность». Назовите аспекты нашего спасения относящиеся к аспектам нашего союза со Христом.
- 46.В чем заключается протестантская доктрина об оправдании? Сравните ее с католическим и православным подходами.
- 48.Раскройте отношения между покаянием, верой и таинствами в приобретении спасения. Какие элементы входят в библейское понимание истинного покаяния и истинной веры.
- 49. Библейское обоснование Божественности и Личности Святого Духа.
- 51.На чем основано учение, что признаком получения крещения Духом Святым является говорение на иных языках?
- 52.Сравните разные употребления выражения «исполнение Духа Святого», встречаемые в Писании.
- 53.Сравните и оцените определение церкви у католиков, православных и протестантов. Какой взгляд наиболее соответствует библейскому учению?
- 54.Сравните и оцените следующие взгляды на церковное управление: епископальная система, пресвитерианская система, конгрегационалистская система.
- 55.Дайте классификацию духовных даров, и определите суть каждого дарования.
- 57.Сравните и оцените следующие взгляды на восхищение церкви: восхищение до скорби и восхищение после скорби.
- 58.Сравните и оцените следующие взгляды на тысячелетнее царство Христа: постмилленаризм, атмилленаризм, примилленаризм. Какое мнение имеет наибольшее библейское обоснование.
- 59.Ветхий Завет об Иисусе Христе: Семя Жены, Грядущий Пророк, Раб Господень, концепция ветви из корня Иессея, время и место рождения Мессии.
- 60.Особенности образа Иисуса Христа в Евангелиях;
- 62.Имена Иисуса Христа: Сын Божий, Единородный Сын, Сын Человеческий, Первенец, Господь;
- 63.Служение Иисуса Христа как Пророка, Священника и Царя;
- 64.Божественность Иисуса Христа: библейские свидетельства и тексты, значение Божественного достоинства Христа;
- 65.Человечность Иисуса Христа: библейские свидетельства и тексты, значение Человечности Христа;
- Человеческое тело.
- 66.Тайна безгрешности Христа, искушения, взаимодействие природ во Христе.
- 67.Ереси, отвергающие Божественность Христа: истоки, смысл.
- 68.Ереси, отвергающие Человечность Христа: истоки и смысл.
- 69.Халкидонское вероопределение и последующее развитие христологической проблематики.
- 70.Либеральное богословие о Христе: Ренан, Штраус, Бультман;
- 72.Что означает древнееврейское слово «йом»? Расскажите, как обычно используется это слово?
- 74.Объясните духовную символику Ноева Ковчега.
- 75.Объясните, для какой цели была написана Книга Иова. Каково назначение Книги Иова?
- 76.Назовите любые три из восьми Псалмов, важных с точки зрения учения о сотворении мира.
- 77.Объясните, почему генетика не допускает макроэволюции. Меняются ли живые существа со временем? Назовите любые три из списка причин, позволявших людям прожить 900 лет.
- 78.Происходит ли глобальное потепление? Объясните.
- 79.Насколько ценна человеческая жизнь? Проиллюстрируйте свой ответ отрывком из Библии.
- 81.Основные типы проповедей, особенности подготовки, выбора темы и произношения проповедей. Христологичность и христоцентричность проповеди. Личность проповедника.
- 82.Основные виды служений в поместной церкви (Причастие, Крещение, Бракосочетание, молитва за детей, похороны и др.) их особенности и порядок проведения.
- 84.Библейское обоснование миссионерства. Концепция Missio Dei. Основные этапы миссионерского служения Церкви, осбенности и влияние на церковную жизнь.
- 85.Насаждение церквей: принципы, особенности, подготовка миссионера. Самоуправление, самофинансирование, саморазмножение поместной церкви. Особенности насаждения церквей в нашей стране.
- 86.Пятидесятническое движение: история появления, исторический и богословско-философский контекст, особенности и трудности, с которыми сталкивалось движения.
- 87.Понятие философии. Особенности философии античного мира, средних веков, нового и новейшего времени.
- 88.История Церкви, как становление христианской веры, культуры, богословия и философии. Особенности истории ранней Церкви, средневековой Церкви, Церкви нового и новейшего времени.
- 89.Реформация и ее всемирно-историческое и духовное значение.