Сюжетная основа «Антигоны»
ак уже отмечалось, авторы трагедий черпали сюжеты для своих произведений из древних греческих мифов. Так поступал и Софокл. Подобная практика объяснялась, конечно, не ограниченностью поэтического воображения драматургов, а особенными задачами греческого театра. Тотальность эстетизма в греческой культуре привела к своеобразной диффузии искусства во все сферы жизни греков, а потому театр, будучи одним из наиболее развитых в Древней Греции видов искусств, наряду с узко художественными, выполнял религиозные и общественные функции. Театр воспитывал, театр просвещал, театр, наконец, формировал народный эллинских дух, поэтому все, что здесь происходило, должно было быть понятным и значимым для любого грека. А что было общего у греков, разделенных границами множества государств, политическим и экономическим соперничеством, местными традициями? Боги и герои древних сказаний, унифицированные для общегреческого мира Гесиодом и воспетые в бессмертных поэмах гениального Гомера.
Софокл обращается к фиванскому1мифологическому циклу, избирая для своей трагедии один из сюжетов мифа об Эдипе. Фабула самого мифа проста: за совершенное царем Фив Лаем преступление боги налагают на него родовое проклятие, в результате которого Лай гибнет; страшные преступления, не ведая того, совершает его сын Эдип, жестоко расплачиваясь за них; кончает собой жена Лая (она же мать и одновременно жена Эдипа); в жестокой распре гибнут сыновья Эдипа Этеокл и Полиник; казнена его дочь Антигона; смерть и несчастья преследуют даже непрямых родственников Эдипа – его дядю (и одновременно шурина) Креонта вместе с его сыном и женой.
До нас дошли три трагедии Софокла, написанные на основе этого сюжета – «Царь Эдип», «Эдип в Колоне» и «Антигона». Действие «Антигоны» начинается сразу после того, как сыновья Эдипа в единоборстве убивают друг друга. Таким образом, в «Антигоне» разворачиваются события, являющиеся во всей мифологической эпопее, связанной с Эдипом, завершающими. Сюжет самой трагедии также не сложен: Антигона, вопреки указу Креонта, ставшего после смерти сыновей Эдипа законным правителем Фив, совершает погребальный обряд над телом одного из своих погибших братьев Полиника, который привел к Фивам чужеземное войско и тем самым предал интересы родного города, за что Креонт обрекает ее на мучительную казнь; смерть Антигоны влечет за собой самоубийство ее жениха и сына Креонта Гемона, а также матери Гемона и жены Креонта Евридики; сам Креонт, раскаявшись в содеянном, убит горем и не видит смысла в дальнейшей жизни.
Таковы сюжеты мифа об Эдипе в целом и его фрагмента, легшего в основу трагедии Софокла «Антигона». Но уже на стадии простого сюжетного анализа трагедии надо понимать, что автор не следует в точности за древним мифом, не пересказывает его содержание, но лишь берет его за основу. Миф лишь повод, узнаваемая конструкция, которую Софокл использует для того, чтобы выразить содержание и идеи, волнующие как самого художника, так и его сограждан, и не только их. Софокл разрабатывает сюжет мифа так, как это необходимо для развития трагического действия. Софокл не пересказывает готовый миф, скорее наоборот, написанное Софоклом получает обратную силу, и читатель или зритель уже не различает аутентичное1содержание мифа и его художественную обработку. Сравнительный анализ литературных произведений других античных авторов, написанных на той же мифологической основе, а также работ ранних мифографов, пересказывающих и систематизирующих древние греческие мифы, показывает, что изначально мифы фиванского цикла имели содержание, отличное от того, какое мы встречаем в трагедиях Софокла. Так, например, у Гомера Эдип и после разоблачения остается царем Фив и находит славную смерть в битве, а в утраченной одноименной трагедии Еврипида Антигона становится женой Гемона, спасшего ее от казни, и даже рожает ему сына, с которым и связаны трагические события, приведшие в конце концов к смерти Антигоны и Гемона.
Таким образом, сам по себе мифологический сюжет не выступает для Софокла, как и для других греческих драматургов, в качестве догмы. Он обращается с ним довольно свободно, как то и положено художнику. Основной же смысл трагедии раскрывается в конфликте тех сил, противоборство которых является значимым для человеческого существования и потому, выраженное гением Софокла в эстетической форме, потрясает души зрителей и читателей.
- И. И. Авксентьевский, л. В. Фивейская
- Учебное пособие
- Содержание
- Тема I. Греческая мифология
- Развитие мифа
- Исторические истоки греческой мифологии
- Периодизация греческой мифологии
- Текстовые источники греческой мифологии
- Основные темы греческой мифологии
- Основные персонажи греческой мифологии
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Общая характеристика греческой мифологии.
- 2. Греческие мифы о богах.
- 3. Греческие мифы о героях.
- Литература
- Тема II. Религиозно-философские идеи в культуре древнего китая и древней индии
- § 1. Учение Лао-цзы о дао.
- Личность Лао-цзы
- Учение Лао-цзы
- § 2. Конфуций о человеке и обществе
- Личность Конфуция
- Учение Конфуция
- § 3. Учение о начале сущего и человеке в Упанишадах
- Общая характеристика Упанишад
- Учение Упанишад
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Учение Лао-цзы о дао.
- 2. Учение Конфуция о человеке и человеческих отношениях.
- 3. Учение о начале сущего и человеке в Упанишадах.
- Литература
- Тема III. Трагедия софокла «антигона» как памятник античной культуры
- § 1. Театр в Древней Греции
- Общая характеристика греческой драмы
- Организация театральных представлений
- Устройство театра
- Участники театральной постановки
- § 2. Трагедия Софокла «Антигона»
- Личность Софокла
- Понятие трагедии
- Сюжетная основа «Антигоны»
- Конфликт «Антигоны»
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- Литература
- Тема IV. Религиозная идея в христианских текстах
- § 1. Формирование и состав священных текстов христианства
- Понятие священного текста
- Время создания и состав Библии
- Переводы Библии
- Символ веры
- § 2. Развитие религиозной идеи в текстах Ветхого Завета
- Общий смысл Ветхого Завета
- Сотворение мира и человека
- История до Закона
- Человек и Закон
- § 3. Религиозная идея в текстах Нового Завета
- Общий смысл Нового Завета
- Истоки и смысл мессианской идеи
- Личность Иисуса Христа
- Учение Иисуса Христа
- Учительская деятельность апостолов
- § 4. Догматизация христианского вероучения в Никео – Царьградском Символе веры.
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Общая характеристика основных христианских текстов.
- 2. Развитие религиозной идеи в текстах Ветхого Завета.
- 3. Религиозная идея в текстах Нового Завета
- 4. Оформление религиозной идеи в Никео – Царьградском Символе Веры.
- Литература
- Тема V. Рационалистическая идея в научных текстах нового времени
- § 1. Идея автономности человеческого мышления в статье и. Канта «Ответ на вопрос: что такое просвещение?»
- Об авторе
- Понятие просвещения
- Публичное и частное применение разума
- § 2. Наука в культуре xXвека (по произведению к. Ясперса «Истоки истории и ее цель»)
- Об авторе
- Техника
- Современная ситуация
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 2. Технократическая цивилизация.
- Литература
- Тема VI. Развитие русской культуры (по произведению н. А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма»)
- Личность Бердяева
- Общий замысел книги
- Противоречивость русской культуры
- Самосознание русской культуры
- Революционный характер культуры России XIX в.
- Марксизм и Россия
- Историческое значение русского коммунизма
- Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Формирование русской культуры.
- 2. Становление самосознания русской культуры.
- 3. Русская революционная идеология и революционное движение в России XIX века (домарксистский этап).
- 4. Выражение революционного духа русской культуры в русской литературе и философской мысли.
- 5. Судьбоносное значение коммунизма для России.
- Литература