logo
Основные направления в исламе: фундаментальный раскол ислама (VII-VIII вв.)

1. Халифат. Политическое противоборство при преемниках Мухаммеда

Халифат (араб. ? -- Khalifah -- «наследник», «представитель») -- означает как титул халифа, так и обширное государство, созданное после Мухаммеда арабами-завоевателями под предводительством его «халифов» (наместников). Абдулла Ринат Мухаметов, кандидат политических наук, журналист, понятие «халифат» раскрывает таким образом: «Халифат, с точки зрения исламской политической доктрины, вообще не стоит сводить исключительно к общемусульманскому государству имперского типа, такому, каким он был на определенном этапе в раннем Средневековье. На самом деле, вопрос гораздо шире. Халифат - это политическая организация Божьего наместничества, институт политического присутствия и измерения Ислама на Земле. Оно может иметь разные формы и выражаться в том или ином случае по-своему. Но в основе каждого подхода один принцип - Халифат должен олицетворять центр уммы, символизировать единство и структурировать ее. Халиф является не только наместником Пророка (мир ему), но и представителем всех мусульман, от имени которых он выступает» [2].

После того, как был написан Коран, распространение ислама по Аравийскому полуострову происходило чрезвычайно быстро и уже к 30-м годам VII века привело к созданию единого феодально-теократического арабского государства - Арабского Халифата. Но Мухаммед умер, не оставив сыновей и не установив закона преемственности.

Первым халифом стал Абу Бакр, один из старейших приверженцев Пророка, представитель религиозной аристократии, принадлежавший к одному из мелких родов племени курайш. Кроме того, он явлелся еще и одним из тестей Мухаммеда.

Когда Пророк не был в состоянии исполнять обязанности имама во время молитвы, он просил Абу Бакра взять на себя его обязаннасти. Этот и многие другие факты указывали на то, что именно Абу Бакр должен стать руководителем мусульман после смерти Мухаммеда. Однако в день выборов халифа, ансары (мединские сподвижники) предложили вождя племени хазрадж Сада ибн Убаду. Мухаджиры предложили вместо Абу Бакра Омара и Абу Убейда. Но под давлением бедуинов они согласились принести присягу Абу Бакру. Шамиль Аляутдинов описывает это событие так: « В момент, когда мнения разделились, Умар подошел к Абу Бакру; и сказал, что только он достоин быть халифом, и в знак уважения и доверия подал ему руку. Сразу после этого споры утихли, все устремились пожать руку Абу Бакру, показывая свое согласие с Умаром. Абу Бакр был избран первым халифом, главой исламского государства» [3].

Однако исламская умма претерпела раскол на два враждующих лагеря: суннитов, приверженцев ортодоксального направления ислама, и шиитов, считавших, что власть должна принадлежать только прямым потомкам пророка Мухаммада, то есть прямым потомкам Али ибн Абу Талиба, двоюродного брата пророка, женатого на Фатиме, самой любимой дочери Мухаммада.

Свою деятельность в качестве халифа Абу Бакр начал с успешного покорения мятежных племен в Аравии. После смерти Муххамеда, созданная им политическая система пошатнулась. Многие важнейшие племена сочли себя свободными от договорных обязательств, прогнали сборщиков налогов и вернулись к прежней жизни. Однако, их отделение (ридда) не сопровождалось возрождением язычества. Свободолюбивые бедуины просто-напросто разорвали союз. Государство Мухаммеда было лишено политического единства; так же как и Римская империя, оно представляло лишь совокупность территорий и народов, находившихся в той или иной степени в зависимости от уммы, и от Пророка.

Первый праведный халиф продолжил дело Мухаммеда по расширению границ исламского государства. Его войсками командовал талантливый военачальник Халид ибн аль-Валид. Окончательно утвердив свою власть дома, Абу Бакр начал расширять владения халифата за счет соседей. В 633 году Халид ибн аль-Валид совершил победоносный поход в Персию, но главной его целью была Сирия. В следующем году в битве при Аджнадайне было разбито войско византийского императора Ираклия.

Однако вскоре, в 634 Абу Бакр умер, указав наследником Омара ибн аль-Хаттаба.

Продолжалось расширение границ. Став во главе мусульманской общины, Омара ибн аль-Хаттаба начинает завоевательные походы на Сирию, Египет, Ирак и Персию. При халифе Омаре мусульманские войска овладели Иерусалимом. При нём произошло значительное увеличение государственных территорий и, вместе с тем, распространение ислама на покорённых мусульманами землях. Правителем города становился мусульманин. Но, тем не менее, персидские и византийские обычаи, устои и местный язык сохранялись. Апогеем его правления стала знаменательная победа над Персидской империей.

Завоевания привели к необходимости перестроить систему государственного управления. При Омаре побежденные евреи и христиане принуждались к выплате дани, но могли сохранять свои обычаи и религию, а также свое имущество в тех районах, где подчинение носило мирный характер. Управление осуществлялось из Медины, являвшейся духовным и административным центром; при этом провинциальным властям была предоставлена значительная независимость. Население было разделено на два «класса» - на правящих мусульман и на подчиненные народы, исповедовавшие иную веру.

Скончался Омар ибн аль-Хаттаб 644 году от удара ножом перса Абу Лула Фируза (персидского раба) за неудовлетворение жалобы на куфского наместника. Его смерть вызвала раскол в исламской общине, который так никогда полностью и не был преодолён. Перед смертью халиф успел создать шура, избирательный комитет, состоявший из шести самых выдающихся представителей исламской аристократии, которые все были курайшитами. Именно они должны были выбрать нового халифа. Наиболее популярны были две кандидатуры - Али, зять пророка, и Осман Ибн Аффан, представитель старой курейшитской аристократии. Очевидно, остальные четверо решили голосовать за Османа, потому что он был более слабым политиком и потому казался им более покладистым претендентом. Кроме того, «критерием достойности были не прежние доблести араба-рыцаря (мурувва), а религиозные достоинства, духовная близость и похожесть на Мухаммада» [6, с 17]

Сторонники Али (шииты) называли это собрание "заговором", целью которого было отнять власть у семьи пророка.

Осман собрал все откровения Пророка, привел их в порядок с помощью специальной комиссии и в 653 г. официально выпустил каноническое издание, приказав, чтобы все прежние редакции изъяли и уничтожили. В следствии этого впервые начали раздаваться жалобы, впоследствии ставшие обычными, что государство препятствует выполнению заповедей Пророка, что «власть», султан (арамейское слово, появившееся уже в самудитских надписях и только позднее приобретшее значение «правитель»), выступает против Аллаха. Кроме того, Осман жил намного роскошнее своих предшественников и к тому же разрешал членам своей семьи и наиболее видным сподвижникам Мухаммеда покупать большие поместья в завоеванных странах. Недовольство новым халифом бурлило в лагерях, где стояли арабские войска, в Медине, которая на тот момент была столицей, то и дело составлялись заговоры. В 656 году повстанцы осадили дворец Османа в Медине, число его сторонников начало катастрофически таять. Однако несмотря на осаду, он отказывался уйти "с должности, данной ему Богом". В конце концов группа его противников прорвалась в дом и изрубила 82-летнего халифа, который вышел им навстречу с Кораном в руках. «Сподвижники» отреклись от движения, однако не помогли Осману и уехали в Мекку до того, как произошла катастрофа. Только Али ибн Абу Талиб остался, и в тот самый день, когда погиб Осман, ему была принесена присяга. Так закончилось правление третьего «праведного халифа».

Восставшие поспешили провозгласить Али халифом. Потрясенный убийством Османа, он неохотно дал себя уговорить двум членам собрания преемников Омара, голосовавшим за Османа, - Тальхе Ибн Убайдалле и Зубейру Ибн аль-Авваму, которые позже перешли в оппозицию к Осману, а теперь убедили Али в интересах общины дать свое согласие занять пост халифа.

Тальха и Зубейр скоро остыли к Али и стали обвинять его в том, что он причастен к убийству Османа и что его избрание незаконно. Вместе с Айшой, дочерью Абу Бакра, они бежали в Басру, где стали собирать войско против Али.

Али поспешил в Куфу, чтобы не дать этому важному центру попасть в руки мятежников; впоследствии он сделал Куфу своей столицей, признав таким образом, что база политической власти вместе с армией переместилась из столицы в провинцию. Хотя его сторонники сумели разгромить войска Тальхи и 3убейра, а их самих убить в "битве верблюда", трудности для Али только начинались. Он опирался главным образом на склонные к восстаниям племенные группировки, лишившись поддержки жителей Мекки и Медины, когда "принял халифат из рук убийц".

Али осуществлял контроль за империей из Куфу, за исключением Сирии, правитель которой Муавийа ибн аби Суфйан, назначенный в 636 г. Омаром, отказался признавать нового халифа. Сирийская армия была предана Муавии, на его сторону перешло не мало мекканских лидеров и героев завоеваний. Муавия был также талантливым полководцем и дипломатом. Сначала он вынудил Али согласиться на третейский суд для разбора разногласий. Этим халиф настроил против себя многих мусульман в собственной армии. Они стали покидать его, утверждая, что, согласившись на посредничество с Муавией, он нарушил слово Божье, Коран, в котором говорится: "И если бы два отряда из верующих сражались, то примирите их. Если же один будет несправедлив против другого, то сражайтесь с тем, который несправедлив, пока он не обратится к велению Аллаха" (Коран, 49:9). Так возникли хариджиты (от араб. "хаваридж" - "вышедшие из общины"), образовавшие особую секту.

Третейский суд объявил Али низложенным, что было подстроено сторонниками Муавии, которого и "избрали" халифом. Обе стороны стали готовиться к войне. Первый удар нанес Али, разгромив группу хариджитов, но последовавшая за этим кровавая резня оттолкнула от него многих верных приверженцев. Будучи отличным дипломатом, Муавий завоевывал провинцию за провинцией, пока Али с самыми близкими сторонниками не оказался изолированным в своей столице Куфе. На 40 году хиджры (661 год), во время молитвы в мечети Али был смертельно ранен хариджитом и через два дня скончался. Так закончиолсь правление четырех праведных халифов.

После смерти Али, Муавия ибн Абу Суфьян из рода Омейядов завладел упраздненным халифатом (661 г.) и провозгласил наследником своего старшего сына Иезида. Таким образом, из государства с выборным правлением образовалась наследственная монархия, а сам Муавия I стал родоначальником династии Омейядов, царствовавшей без перерыва с 661 до 750 г.