logo
экзамен

Основные направления ислама

Между основными направлениями в исламе существуют значительные разногласия. Суннизм (с араб, «сунна» — образ действия) — в исламе В «сунна» — «священное» предание, совокупность рассказов о Мухаммеде и его изречениях. Именно от этого слова происходит данное направление. Его последователи составляют около 90% мусульман. Суннизм выделился как самостоятельное направление в исламе в первые десятилетия возникновения ислама в ходе борьбы за власть в арабо-мусульманском государстве (халифате).

Шиизм (от араб. — группировки, партия) — возник в начале второй половины VII в. Развивался как религия против злоупотреблении власти. Возникнув как однородное движение, шиизм со временем раскололся на многочисленные течения и секты. Среди наиболее многочисленных и влиятельных шиитских течений выделяется исмаилизм. Эта секта возникла в VIII в. и названа по имени Исмаила, которого, в отличие от других шиитов, считают законным седьмым имамом. Исмаилиты проживают во многих странах мира: Индии, Ираке, Афганистане, Восточной Африке, Сирии и др.

В момент своего возникновения ислам был синкретической религией, впитавшей в себя элементы ряда религий Аравийского полуострова. Основное влияние на первоначальный ислам оказали доисламские древние верования и культы, ханифизм, иудаизм, христианство и маздеизм

Основателем ислама считается пророк Мухаммед - исторически достоверная личность

В 610 году Мухаммед выступил в Мекке публично как пророк. Этот год можно считать годом возникновения ислама. Хотя ни первая, ни последующие проповеди Мухаммеда в Мекке не принесли ему успеха, ему удалось набрать некоторое количество приверженцев новой религии. Проповеди того периода касались преимущественно не реальной жизни, а души, и потому не могли вызвать большой интерес у населения. Со стороны правящих кругов как к проповеди, так и к самому Мухаммеду, сложилось враждебное отношение.

После смерти богатой жены положение Мухаммеда в Мекке стало рискованным, и в 622 году он был вынужден перебраться в Медину. Выбор новой базы был удачен, так как Медина была конкурентом Мекки во многих отношениях, прежде всего в торговле. Часто происходили военные стычки между населением этих районов. Реальные интересы людей определили идеологическую атмосферу, в которой нашла поддержку проповедь новой религии. Проповеди того периода (мединские суры) исполнены уверенности и категоричности.

К концу жизни Мухаммеда образовалось исламское теократическое государство, охватывающее весь Аравийский полуостров.

Идеология ислама

Основным источником исследования и описания ислама является Коран - исторический документ, составленный ближайшими последователями Мухаммеда после его смерти по его высказываниям. Хотя по преданиям высказывания Мухаммеда записывались при его жизни специальными писцами на пальмовых листьях, есть основания полагать, что в Коран входят высказывания, к которым Мухаммед не имеет никакого отношения.

Основные догматы ислама - поклонение единому всемогущему богу Аллаху и почитание Мухаммеда пророком Аллаха. Иисус Христос ставится Кораном на очень высокое место в ряду пророков, однако его божественная природа отрицается.

Религиозная литература ислама, созданная в последующие периоды, делится на Сиру - биографическую литературу, посвященную Мухаммеду, и хадисы - предания, описывающие реальные или вымышленные периоды жизни Мухаммеда. В IX веке шесть сборников хадисов были отобраны в Сунну - Священное предание ислама.

Пять основных "столпов ислама":

Шахада - вера в то, что нет Бога кроме Аллаха, а Муххамед есть посланник Аллаха

Салат - пятикратное ежедневное совершение молитвы

Закат - милостыня в пользу бедных

Сауи - пост в месяц рамадан

Хаджж - паломничество в Мекку, совершаемое хотя бы раз в жизни

Вся правовая система ислама заложена в особом своде правил - шариате.

Так же как иудаизм и христианство, ислам стоит на позиции предопределения всего происходящего по воле бога. Ислам признает грядущий конец света и Страшный суд. В отличие от христианства, эти события не связываются с появлением мессии.

Наряду с Аллахом в Коране упоминается противостоящий ему злой бог, именуемый либо Шейтаном, либо Иблисом.

Мусульмане признают бессмертие души и загробную жизнь.

Обстоятельно разработаны в исламе картины ада и рая. Эти места предназначены не только для воскресших, прошедших Страшный суд, а и для покойников, прошедших некий промежуточный суд и ожижающих окончательного расчета после воскрешения.

Ад в представлении мусульман расположен под семью землями. Сам ад тоже состоит из семи этажей. Чем больше провинился грешник, тем на более глубокий этаж он заточается. Ассортимент адских мучений состоит из всего набора доступных воображению.

Рай - это семь этажей садов, которые разделены между собой сотнями ступеней, расстояние между которыми составляет 50 лет пешего пути. Главная утеха праведников - гурии и вечно юные мальчики, обносящие всех немыслимо вкусными яствами и питьем.

В начальном исламе отсутствовал культ святых. Он возник в средние века и сформировался под влиянием сохранившихся в массах верующих архаичных доисламских представлений, предполагающих в некоторых выдающихся деятелях ислама мистические способности к сотворению чудес и способных к посредничеству между богом и людьми. Провозглашение святого в исламе происходит существенно после смерти человека и по воле общественного мнения верующих. Существенным моментом в культе исламских святых является поклонение месту захоронения святого, которое становится местом паломничества. В исламе широко празднуются годовщины смерти святых.

Обряд обрезания, видимо, проник в ранний ислам из иудейских общин. В настоящее время этот обряд считается обязательным условием для каждого мусульманина.

Каждому мусульманину разрешается иметь одновременно четыре законные жены. Для развода мусульманину достаточно трижды произнести фразу "Ты разведена". Несмотря на подобную простоту отношений, Коран запрещает прелюбодеяние.

В бытовом плане ислам имеет некоторые ограничения на еду и питье. Как правило, это касается продуктов, малопопулярных среди арабов, например, свинины. Вопрос о запрете спиртного достаточно неопределен - в общем и целом прямого запрета на алкоголь в Коране нет.

Ислам заимствовал из иудаизма запрет изображать живые существа.

В X веке создана система теоретического богословия ислама - калам.

Суфизм — это путь очищения души от скверных качеств (нафса) и привития похвальных качеств духу

Главной целью земной жизни суфии считают не только соблюдение обязательных предписаний, установленных Кораном и сунной, но дополнительных духовных предписаний, рекомендуемых шариатом, избавление души от лицемерия, развитие искренности перед Богом. Искреннее и неуклонное соблюдение этих духовных предписаний Корана и сунны, в конечном итоге, приводит к преодолению примата нафса (эго), актуализации в земной жизни человека Божественных атрибутов - милосердия, прощения, сострадания, любви, проницательности - это и есть полноценная духовная жизнь, на пути Аллаха, ради обретения Его довольства и обретения спасения в вечной жизни.

Отличительные особенности

Приоритеты тасаввуфа определяют его методологические особенности по отношению к мусульманским первоисточникам. Например, в толковании Корана, методы тасаввуфа отличаются попытками дать объяснение и трактования тем аятам, которые в ортодоксальном исламу отнесены в разряд муташабих (непостижимые). Эти методы предусматривают акцент на эзотерических, сокрытых (батин) смыслах Корана и применять для их понимания различные аллегории и иносказания (тавиль).

Эти моменты в методологии тасаввуфа часто вступают в противоречие с положениями ортодоксального ислама.

  1. Проповедь бедности — факр.

  2. Утверждение призрачности (аш-шабах) окружающего мира.

  3. Аскетизм — зухд.

  4. Безмолвная молитва — таффакур. (некоторые суфии таффакур практикуют наравне с зикром)

  5. Полагание на волю Аллаха — таввакуль.