logo
Отношение человека и Абсолюта в религиозной системе христианства на материале анализа текста "Благовенствие от Фомы"

1.4 Понятие «Религия»

1. От лат. religio - благочестие, набожность, святыня - мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах религии в качестве Бога. Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе. Религия отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами, субстанцией - безусловным сосредоточием всего существующего, главной святыней). Религия осмысливает и в различных версиях интерпретирует эволюцию и горизонты духовной связи человека и Абсолюта. Эта связь может полагаться:

А. Как изначально непосредственная, впоследствии прерванная и подлежащая восстановлению;

Б. Как ориентация на достижение (опосредованно через промежуточные уровни) определенного идеала - непосредственной связи;

В. Как подлежащая постоянному воспроизведению как в разные периоды жизни индивида, так и в целостном ряду поколений людей.

Религия - универсальный феномен, связанный с «исполнением древнейших, сильнейших и жизненно необходимых желаний человечества» (Фрейд).

Существование разнообразных духовных феноменов в истории человечества, формально не относящихся к явлениям религиозного порядка, но совпадающих с ними по базовым механизмам функционирования, воспроизводства и экспансии, позволяют выделить религиозные системы эгоцентрического, социоцентрического и космоцентрического порядка. [9, с. 569]

2. Слово «религия» (лат religio) происходит от слова «лига»,т.е. «связь, союз». Понятие связи может обозначать такие реалии, как обусловленность, сопряжение, соединение, неотрывность, скрепление, нераздельность, зависимость, общность, слияние в целое. Вместе с тем на практике под «религией» подразумевается не всякая связь, но связь прежде всего духовная. Связи бывают внешними и внутренними, случайными и необходимыми, несущественными и существенными, материальными (вещественными) и нематериальными.

В феномене связи различают три аспекта: материальный, энергетический и информационный. Когда же говорят о религии как об особой связи, то обычно имеют в виду союз внутренний, необходимый, существенный, закономерный, нематериальный, информационно-энергетический; при этом религиозная энергия понимается как жизненная активность, высвобождение духовных сил. Будучи по преимуществу незримой, духовной связью, религия в то же время сопровождается своими материальными воплощениями - знаками, знамениями, символами, предметами культа, социальными организациями. Поэтому самая обобщенная характеристика религии все-таки нуждается в генеральном термине «связь вообще», хотя ее сердцевиной является устойчивая духовная связь. Духовность человека есть постоянное стремление в полноте бытия, Абсолюту, беспредельному, к сверхчувственным первоистокам и вершинам Космоса и Социума. Духовность - это процесс преодоления ограниченности своего индивид бытия посредством:

1. актуализации врожденных дух способностей

2. совершенствования приобретаемого дух опыта

3. открытости другим людям и Богу

В соответствии с этими векторами религия имеет индивидуальные, социальные и космические грани, тесно связанные друг с другом. Гармония между названными гранями духовной связи редко достижима. В зависимости от того, какая из граней приобретает первостепенную ценность, религии можно условно подразделить на социоцентрические, эгоцентрические и космоцентрические.

Как видим, «ре-лигия» во всех ее общих вариантах обычно понимается как изменяющаяся духовная связь (с Абсолютным я, родовым человеком, Богом). При этом в каждой конкретной религии возможно свое понимание этой связи:

1. эта связь могла быть изначально непосредственной, но затем оборвалась и ее восстанавливают.

2. эту связь еще предстоит установить вначале опосредованно, а потом, переводя на более высокие уровни, превратить в непосредственную

3. эту связь требуется воспроизводить как в разные периоды жизни одного и того же индивида, так и в череде поколений людей.

4. в определенную религию будет вовлекаться все больше людей и она станет всеохватывающей.

Следует различать понятия религии, веры и конфессии.

Вера религиозная - интегративная черта религиозного сознания и существенной признак религии в целом. Вера религиозная - это особое состояние психики верующих субъектов, выражающееся в феноменах уверенности, почитания, исповедания соответствующих взглядов. В рамках религиозных систем формируются и разрабатываются учения о вере религиозной, и ее содержание в разных религиях приобретает свое своеобразие. Вера религиозная соединяет в себе интеллектуальный, эмоциональный и волевой элементы, но при этом, как правило, превалируют чувства. Интеллектуальный компонент образуют представления, образы, понятия, вероучительные утверждения, догматы соответствующей религии. Вера религиозная объективируется в религиозных культах, отношениях институтах. [32, с.74]

Конфессионализм (исповедование) описывается как строгий образ мысли и поведения, неукоснительно отвечающий всем догматам, обрядам и уставам своей церкви. Ортодоксальности и консервативности конфессионализма противоположен либерализм, который иногда принимает формы модернизма или индифферентизма в области религии. Внецерковная и внеконфессиональная религиозность - одна из реалий религии. Сегодня она особенно широко распространена в мире.

Таким образом, можно, например, верить в существование бога, но не искать с ним связи или порывать эту связь. Вместе с тем, вера в существование полноты бытия («Абсолютного я» внутри эмпирического я, социальной Софии, Бога) является центральным миросозерцательным ядром религии любого типа - эгоцентрической, социоцентрической, космоцентрической.

Религиозность бывает церковной, внецерковной, обрядовой и внеобрядовой.

Вывод: Можно составить наиболее емкое и общее понятие «религии»:

Религия (лат religio) происходит от слова «лига», т.е. «связь, союз». Религия отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами, субстанцией - безусловным сосредоточием всего существующего, главной святыней). Религия осмысливает и в различных версиях интерпретирует эволюцию и горизонты духовной связи человека и Абсолюта. Эта связь в разных религиозных системах может полагаться как:

1. Изначально непосредственная, но затем оборвавшаяся и теперь восстанавливаемая.

2. Связь, которую еще предстоит установить вначале опосредованно, а потом, переводя на более высокие уровни, превратить в непосредственную

3. Связь, которую требуется воспроизводить как в разные периоды жизни одного и того же индивида, так и в череде поколений людей.

4. В определенную религию будет вовлекаться все больше людей и связь станет всеохватывающей.

Будучи по преимуществу незримой, духовной связью, религия в то же время сопровождается своими материальными воплощениями - знаками, знамениями, символами, предметами культа, социальными организациями. Поэтому самая обобщенная характеристика религии все-таки нуждается в генеральном термине «связь вообще», хотя ее сердцевиной является устойчивая духовная связь. Духовность человека есть постоянное стремление в полноте бытия, Абсолюту, беспредельному, к сверхчувственным первоистокам и вершинам Космоса и Социума. Духовность - это процесс преодоления ограниченности своего индивид бытия посредством:

1. актуализации врожденных дух способностей

2. совершенствования приобретаемого дух опыта

3. открытости другим людям и Богу

В соответствии с этими векторами религия имеет индивидуальные, социальные и космические грани, тесно связанные друг с другом. Гармония между названными гранями духовной связи редко достижима. В зависимости от того, какая из граней приобретает первостепенную ценность, религии можно условно подразделить на социоцентрические, эгоцентрические и космоцентрические.

Следует также отличать религию, как восстановление связи от веры, как особого состояния психики верующих субъектов, выражающееся в феноменах уверенности, почитания, исповедания соответствующих взглядов, и конфессионализма, как строгий образ мысли и поведения, неукоснительно отвечающий всем догматам, обрядам и уставам своей церкви.

Вывод: религия - это восстановление связи, прежде всего, духовной между абсолютным и человеческим (относительным) началом. Религия рассматривает различные горизонты этой связи и интерпретирует их по-разному. Несмотря, на преимущественную духовность связи, религия всегда сопровождается материальными знаками, которые характерны для определенной религиозной системы. Каждая религия имеет индивидуальные, социальные и космические грани, гармония между которыми редко достижима и в зависимости от преобладания которых религии можно условно подразделить на социоцентрические, эгоцентрические и космоцентрические.

Вывод параграфа

1. Таким образом, Абсолютное начало являет собой первооснову всего сущего, обладает такими свойствами, как бесконечность, вездесущность и всеобщность. Одним из аспектов Абсолюта в религиозных системах является Бог, который также обладает качествами вечности, совершенства и всеведения.

2. Непосредственное отношение к категории абсолютного имеет категория относительного начала, которым является человек. Он содержит в себе частицу абсолютного, которая является его духом.

3. Две эти категории нуждаются в друг друге, т.к. именно в их взаимосвязи выявляется мера проявления безусловного в условном, вечного во временном, совершенного в несовершенном.

4. Абсолют и человек с помощью определенных сакральных ритуалов вступают в отношение друг с другом, которое направленно, прежде всего на восстановление связи. Таким образом, отношение человека и Абсолюта происходит в религиозном пространстве. Каждая религиозная система по-разному организует восстановление связи, используя различные ритуалы, культы, обряды.