logo
Религиозные организации в России

2.2 Законодательство о свободе совести в современной России

Международные соглашения по вопросам, касающимся соблюдения прав человека, сыграли определенную роль в изменении государственно-церковных отношений в нашей стране не только в 70-е, но и в последние десятилетия XX в. В 1980-х и 1990-х годах этот процесс приобрел качественно новые характеристики. В это время были сняты ограничения, которые на протяжении многих лет в определенной степени связывали деятельность религиозных организаций, что, в свою очередь, способствовало активизации различных религиозных конфессий, действующих на территории страны.

1 октября 1990 г. постановлением Верховного Совета СССР был принят Закон "О свободе совести и о религиозных организациях", который в соответствии с нормами международного права гарантировал гражданам СССР право на выражение и определение своего отношения к религии, устранил многочисленные ограничения и противоречия, препятствующие практическому осуществлению свободы совести.

Закон "О свободе вероисповедания" 25 октября 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон "О свободе вероисповедания", который гарантировал осуществление свободы совести и значительно расширил рамки прав и свобод верующих граждан России. Этот закон содержит три раздела.

В первом разделе раскрываются наиболее важные общие принципы осуществления свободы совести: (1) равноправие граждан независимо от их отношения к религии; (2) отделение религиозных и атеистических организаций от государства; (3) светский характер системы государственного образования; (4) равенство религиозных объединений перед государством; (5) наличие специальных законодательных актов, обеспечивающих ответственность за их нарушение.

Статья 3 данного Закона обозначила принцип свободы вероисповеданий как право каждого гражданина свободно выбирать, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Действовать в соответствии со своими убеждениями при единственном условии -- соблюдении законов государства. В статьях 6-13 Закона раскрывается содержание названных выше принципов. Например, равноправие граждан не допускает каких-либо ограничений или установлений преимуществ в зависимости от отношения к религии, возбуждения в связи с этим вражды и ненависти либо оскорбления граждан.

Отделение религиозных объединений от государства в Законе трактуется как невмешательство государства, его органов и должностных лиц в вопросы, определяющие отношение граждан к религии. С другой стороны, в Законе отмечается, что и религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства, не участвуют в выборах его органов власти и управления, в деятельности политических партий. Однако служители этих организаций имеют право на участие в политической деятельности наравне со всеми гражданами. Общественные организации, разделяющие и распространяющие атеистические убеждения, также отделяются от государства и не получают от него ни материальной, ни идеологической помощи.

Закон гласит, что система государственного образования носит светский характер и не преследует цели формирования определенного отношения к религии. Преподавание вероучений и религиозное воспитание могут осуществляться в негосударственных учебных заведениях, частным образом на дому или при религиозных объединениях. На основе этого Закона доступ к образованию предоставляется всем -- верующим и неверующим. Государственное образование не преследует цели формирования определенного отношения к религии. Это означает, что в государственных учебных заведениях не допускаются религиозная проповедь, обучение Закону Божьему, хотя не исключается изложение истории религии, ее функций в жизни общества и человека. В равной степени недопустима и атеистическая пропаганда, сознательное и целенаправленное формирование атеистических убеждений. В целях изучения религиозных вероучений региональные церковные конфессии могут создавать свои специализированные учебные заведения, группы для взрослых, детей и т.д. Такие же права имеют и атеистические организации. В общеобразовательных программах учебных заведений должны быть прописаны отношения терпимости и уважения между верующими и неверующими гражданами, между представителями разных религий. Все религии и религиозные объединения равны перед законом, ни одна из них не пользуется какими-либо преимуществами или ограничениями. Государство нейтрально в вопросах веры и убеждений.