Тема 7. Первобытные формы религии: анимизм, шаманизм.
Говоря о ранних формах религии, нельзя не упомянуть об анимизме (от латинского «анима» - душа) - вере в существование душ и духов, как своеобразных двойников человека, животных, растений, явлений природы Детальный анализ анимистических верований был дан Э. Тейлором в работе «Первобытная культура». Согласно его теории эти верования развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических представлений возник в ходе размышления древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций. Кроме этого размышления касались темы, что составляет разницу между живым и мертвым телом. Будучи не в состоянии правильно объяснить эти сложные явления, «первобытный философ» вырабатывает понятия о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. В дальнейшем формируются более сложные представления о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире и т.п.
Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древний человек рассматривал все предметы объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами, мыслями и т.д. Отсюда возникает вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, которая в ходе сложной эволюции трансформировалась в политеизм, а затем в монотеизм.
Анимистические верования входят составной и весьма существенной частью во все религии мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу - все это модификации анимистических представлений первобытной эпохи.
На ранних этапах развития человеческого общества первобытные формы религиозных верований не существовали в чистом виде. Они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том какая из этих форм возникла раньше, а какая - позже, вряд ли возможно. Очевидно, речь должна идти о комплексе религиозных верований. Композиция этого комплекса могла быть весьма разнообразной. Например, у аборигенов Австралии наиболее предпочтительным элементом их религиозного комплекса был тотемизм с тщательно разработанной системой табу. Среди многочисленных народов Сибири и Дальнего Востока явно доминировали магия и тесно связанная с ней практика шаманизма. Что касается народов Африки, то они отличались своей склонностью к фетишизму. Однако в каждом конкретном случае выдвижение на первый план какой-либо части религиозного комплекса не означает, что первобытные люди не были знакомы с остальными его элементами. Именно комплекс рассмотренных первобытных верований стал ядром так называемых племенных религий, которые отличались большой пестротой, так как отражали специфические для того или иного племени условия обитания, социальные связи, особенности материальной культуры.
Еще одной из первобытных форм религии является шаманизм (на языке сибирских народов «саман» - буйный) – особый комплекс обрядов и ритуалов, связанный с верованиями в сверхъестественные способности и возможности древних служителей культов – шаманов.
Шаманизм хорошо описан на материале охотничьих и рыболовных народов Северной Америки, Сибири и Дальнего Востока. Он был основан на представлении древних людей о существовании тесной связи между шаманом и духами, которая помогает бороться с другими, враждебными человеку силами. Судя по всему, первым духом-покровителем шамана был его родовой или семейный тотем. Недаром у многих народов душу шамана олицетворяло животное, с которым она была слита в единое целое.
Шаманские обязанности в равной степени исполнялись и мужчиной и женщиной. Иногда встречалось и такое явление, как травестизм, когда мужчины-шаманы одевались и вели себя как женщины, ибо на то была соответствующая воля духов.
Изначально древние люди считали, что именно духи устанавливают связь с будущим шаманом. Наглядным свидетельством тому была так называемая «шаманская болезнь», поражавшая человека обычно в детском или юношеском возрасте. Симптомы этой болезни могли быть самыми разнообразными, но почти всегда заболевший человек выглядел в глазах окружающих умалишенным. Он совершал непонятные поступки, мог часами сидеть в состоянии оцепенения, иногда убегал из дому и по несколько дней жил один в лесу. Заболевший подолгу не вставал с постели, ощущая во всем теле страшные боли, во сне часто бредил и разговаривал сам с собой. Считалось, что больного «шаманкой» человека посещали духи и предлагали стать их избранником. Натолкнувшись на отказ, духи принимались принуждать кандидата в шаманы, угрожали ему, а потом откровенно преследовали и применяли «методы физического воздействия». После того, как человек соглашался стать шаманом, начинался длительный и болезненный процесс его «переработки», закалки, формирования у него сверхъестественных качеств. Духи меняли кости и внутренние органы человека, переливали ему кровь и бесцеремонно вторгались в его разум. Иначе говоря, течение шаманской болезни полностью совпадало с циклом инициации: страдание, смерть и последующее воскрешение. Когда рано или поздно шаманская болезнь проходила, человек, который её перенёс, превращался в «избранника духов», превосходящего своими возможностями всех смертных.
В подавляющем большинстве случаев шаманская болезнь сопровождалась «профессиональным» обучением кандидата у старого, опытного шамана, благодаря чему он приобретал необходимые знания, навыки и умения, расценивавшиеся его соплеменниками как сверхъестественные. Будущий шаман узнавал об устройстве Вселенной, именах, привычках и предпочтениях обитателей «верхнего», небесного, или «нижнего», подземного, мира, с которыми ему предстояло тесное общение, осваивал средства передвижения по потусторонним мирам, изучал приемы влияния на духов, укреплял волю и мужество, закалял своё тело, учился контролировать сознание. Длительность ученичества колебалась у разных народов от нескольких дней до нескольких месяцев или лет.
Шаманский культ невозможно представить себе без особого «шаманского реквизита» (передник, головной убор, барабан или бубен). Он щедро разукрашивался стилизованными изображениями духов-покровителей и духов-помошников, космическими символами, многочисленными подвесками, также олицетворяющими духов. В религиозном отношении факт переодевания шаманы был очень значимым и символизировал преодоление шаманом мирского пространства и удостоверял его готовность войти в контакт с миром духов.
Обрядность шаманизма характеризуется экстатичностью. Наиболее типичен для неё танец-камлание. Во время танца под аккомпанемент бубна или барабана движения шамана всё больше ускоряются, переходя в неестественно высокие прыжки. Часто у него начинались судороги, выступала пена на губах, речь становилась бессвязной, могла даже наступить потеря сознания. В подобном состоянии он становился способным на различные чудеса: прокалывание своего тела острыми предметами, касание голыми руками раскаленных предметов, глотание тлеющий углей.
Шаманская Вселенная состояла из трех частей: Верхнего Мира (Неба), Среднего Мира (Земли), где живут люди, и Нижнего Мира. Все три части Вселенной соединяла воедино Мировая Ось – чаще всего она символизировалась Мировым деревом, горой, наконец, столбами. В этих мирах шаман встречался с духами, договаривался с ними о помощи и о том, о чем не смог узнать обычным путем (к примеру, о судьбе исчезнувшего человека).
Источники шаманства ищут в нервных болезнях, которые люди не могли объяснить естественными причинами, потому изобретали им сверхъестественное объяснение, но то, что они умели искусственно вызывать у себя подобные состояния, умели контролировать свой разум, обладали незаурядной физической ловкостью, выносливостью, все-таки свидетельствует о том, что они не были просто мошенниками и актерами.
В отличие от духовенства в развитых обществах, шаманы опирались не на авторитет своей должности, а исключительно на свои личные качества. Путь шамана требовал особого мужества и особых знаний, чрезвычайно нервного напряжения и был связан с риском для жизни. В качестве исходного толчка для измененного состояния сознания могли использоваться галюциногенные грибы, кактусы. Наибольшее же значение, судя по всему, имел особый ритм барабанного боя или звона бубнов, который дестабилизировал сознание шамана.
В целом шаманов нельзя считать служителями культа в точном значении этого слова. Ведь они не составляли отдельной социальной группы с четким статусом, возможным его наследованием, завершенной системой внутренней иерархии. Большая часть шаманов работала наравне со всеми. Почти все шаманы сочетали культовую деятельность наравне с пророчествами, консультированием по различным вопросам, магической практикой, но главным образом с лечением.
В наши дни шаманизм, похоже, переживает второе рождение, становится популярным, модным явлением западной культуры. Им увлекаются тысячи людей, многочисленные статьи и семинары предлагают всем желающим «архаические техники экстаза», доступные подавляющему большинству тех, кто их практикует. Современная религиозная статистика также содержит графу «шаманизм», в которой указывается цифра 10-12 млн. чел.
Таким образом первые следы религии прослеживаются на довольно ранних этапах человеческой истории – за много тысяч лет до н.э. Первобытные формы религии заметно отличались от современных нам религиозных проявлений (в первую очередь мировых религий) по характеру вероучения, культа и организации. Единственное, что их объединяет – это наличие веры. В первобытных формах религии были заложены основные тенденции для дальнейшего развития человечества, происходит формирование вероучения. Это касается главным образом представлений о сверхъестественном, которые становятся всё более абстрактными, точнее, всё более абстрагированными от обычной земной жизни, и возникновения представления о бессмертии человеческой души. Усложняется и приобретает всё более массовый характер культ. Кроме того, в развитии культа прослеживается всё более выразительная тенденция к его символизации, когда, например, кровавое жертвоприношение людей или животных заменяются различными знаками – уменьшенными копиями, куклами или простыми изображениями.
Литература основная:
Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение. Учебное пособие. Р/д, Феникс. 2001.
Радугин А.А. Введение в религиоведение: Курс лекций. М.: Центр, 2001.
Религиоведение Учеб. пособие / Науч. ред. А.В. Солдатов. — СП6., 2003.
Токарев С.А. Религия в историй народов мира. М.,1986.
Литература дополнительная:
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Пер. с фр. — М., 1994.
Махайлов Т. М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. — Новосибирск, 1987.
Смоляк А. Шаман: личность, функции, мировоэзрение (Народы Нижнего Амура). — М., 1991.
Тайлор Э. Первобытная культура / Пер. с англ. — М., 1989.
Фрэзер дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии / Пер. с англ.— 2-е изд. — М., 1986.
Элиаде М. Шаманизм: Архаические техники экстаза / Пер. с фр. — М., 1999.
- Религиоведение
- Тема 1. Религиоведение: понятие, история, предмет, методы.
- Тема 2. Структура религиоведения.
- Тема 3. Понятие, элементы и структура религии.
- Тема 4. Функции и классификация религии.
- Тема 2. Структура религиоведения.
- Тема 3. Понятие, элементы и структура религии.
- Тема 4. Функции и классификация религии.
- Тема 5. Основные теории происхождения религии.
- Тема 6. Первобытные формы религии: магия, фетишизм, тотемизм.
- Тема 7. Первобытные формы религии: анимизм, шаманизм.
- Тема 8. Этнические и региональные религии: индуизм.
- Тема 9. Этнические и региональные религии: зороастризм, иудаизм.
- Тема 10. Этнические и региональные религии: конфуцианство, даосизм.
- Тема 11. Мировые религии: буддизм.
- Тема 12. Распространение буддизма. Основные направления и школы.
- Тема 13. Мировые религии: христианство, истоки и развитие.
- Тема 14. Основные направления христианства: католицизм, православие, протестантизм.
- Тема 15. Мировые религии: ислам.
- Тема 16. Ислам и современность.
- Тема 17. Нетрадиционные религии, (неканонические и внеконфессиональные религиозно-философские школы и течения) на рубеже хх-хх1 веков.