Тема 3. Понятие, элементы и структура религии.
Религия понимается по-разному: и как система представлений, практик, ценностей, и как истина, и как исторический и социальный феномен, и как благочестие. В одном случае мы употребляем слово «религия» как родовое понятие, в другом говорим – «религии», подчеркивая их многообразие.
Еще в античную эпоху сформировалось две традиции в интерпретации происхождения самого слова «религия». Первая - философская, идущая от римского оратора и философа Цицерона (1в до н.э.), выводившего это слово от глагола relegere (лат. – перечитывать, размышлять), подчеркивая тем самым человеческое измерение религии. Вторая традиция – теологическая, идущая от раннего христианского писателя Лактация (Ш-1У вв.), выводившего его от глагола religare (лат. – связывать): религия связывает человека с Богом.
О религии размышляли и писали не только богословы – многообразие и сложность религиозных явлений заставляли многих мыслителей искать различные подходы для их понимания и изучения. Так, философ Иммануил Кант связывал религию с чувством нравственного долга, которое воспринимается как божественная воля. Антрополог Эдуард Тайлор определял религию как веру в сверхъестественное. Психолог Зигмунд Фрейд сравнивал религию с неврозом, а социолог Макс Вебер рассматривал её как фактор общественного развития. Чтобы разобраться в различных определениях религии, существует определенная классификация. К так называемым субстанциональным, или сущностным определениям религии относится, например, определение Фридриха Шлейермахера, по мнению этого теолога и философа сущность религии состоит в ощущении собственной зависимости. Среди таких определений выделяют когнитивные (познавательные), использующие для характеристики религиозных представлений слова «сверхъестественный», «потусторонний», «трансцендентный» (например, как определение Тайлора), и психологические, опирающиеся на личный религиозный опыт (как определение Фрейда).
Функциональные определения характеризуют религию как фактор социального измерения (как у Вебера), или как фактор социальной сплоченности (Эмиль Дюркгейм). Он писал, что религия есть система верований и практик, которая объединяет людей в одну моральную общность, называемую церковью.
Феноменологические определения религии основаны на категории «священное». Например, протестантский теолог Рудольф Отто считал, что религия – это то, что вырастает из священного, даёт выражение священному и даёт переживание священного во всех аспектах.
Существуют также антропологические определения религии, рассматривающие религию как систему символов, формирующую мировоззрение, а также нравственные ценности и нормы поведения верующего индивида. Религия характеризуется как определенная классификационная система, ли культурный код, без понимания которого невозможно даже в первом приближении проникнуть в её смысл (К.Гирц).
Религию также определяют с точки зрения её структуры. Каждая религия состоит, из нескольких основных сложных элементов: веры, вероучения, культа и организации. Кроме этого важнейшим элементом религии является психологический. Он представляет собой религиозный опыт, т.е. переживания связанные с верой и проявляющиеся во время ритуалов. Еще одним элементом религии является религиозный этос, т.е. образ жизни, определяемый нравственными ценностями и регулируемый нормами той или иной религии. Роль своеобразного моста из рационального мира в мир религиозного опыта выполняет еще один элемент – символ.
Подводя итог можно составить предельно общее определение религии. Понятие «религия» означает веру, особый взгляд на мир, совокупность обрядово-культовых действий, которые вытекают из убежденности в существовании той или другой разновидности сверхъестественного, а также объединение верующих людей в определенную организацию.
Основу религии, без которой она невозможна, составляет вера – особое психическое состояние полного признания и принятия какого-нибудь утверждения или установки без достаточных обоснований.
Вероучение – систематизированное изложение содержания веры в догматах, признанных раз и навсегда неизменными истинах, не подлежащих критике. Содержание вероучения охватывает не только непосредственно религиозные истины, но и взгляды на экономический, политический, общественный уклад, моральные основы человеческой жизни.
В наиболее значительных религиях вероучение содержится в Священных книгах – Священном Писании, например, таких как Библия для христиан и Коран для мусульман. Авеста – для зороастрийцев. Священное Писание по своей сути является Откровением, с которым Бог обратился к людям, а в истинность этого откровения остается лишь только верить.
Божественный характер Писания не запрещает комментировать и толковать его, чтобы сделать более понятным для ограниченного человеческого разума. Такая практика была распространена в средневековых западноевропейских университетах, где каждое слово Библии толковалось в нескольких смыслах.
В определенной степени комментаторскую функцию по отношению к Священному Писанию выполняет другая разновидность священных текстов – Священное Предание, написанное людьми (но, как считают, например, католики и православные, по вдохновению Святого Духа). Кроме того, Священное Предание содержит правила и установления, отсутствующие в Священном Писании, но логически следующие из него. Примером такого Предания может служить еврейский Талмуд.
Проявить своё отношение к тому, во что или в кого верит религиозный человек, он может через внешние действия, которые называют культом.
Культ – система (упорядоченная совокупность) определенных, установленных в деталях индивидуальных и коллективных обрядов, с помощью которых человек мистическим образом общается с Богами. Наиболее известны среди обрядов религиозного культа молитва (индивидуальное или словесное обращение верующего к предмету своей веры), крестное знамение, поклоны, окропление святой водой, жертвоприношение, зажигание свечей, определенная поза и т.д.
Совокупность предписаний и правил, определяющих порядок выполнения обрядов, церемоний религиозного культа, является его ритуалом.
Культовая деятельность отличается рядом характерных черт, среди которых наиболее значимые: символичность и каноничность,
Для отправления религиозного культа верующим необходимы специальные культовые средства. К культовым средствам принадлежат, в первую очередь культовые сооружения. Кроме них средствами культа можно считать религиозные изображения и скульптуры, специальную утварь, одежду, музыку. Внешний вид и отделка культовых сооружений, их внутренне планирование, выбор места положения призваны продемонстрировать величие и всемогущество Сверхъестественного, священную гармонию и совершенство созданного и управляемого им мира.
Индивидуальный или коллективный характер культовых действий зависит от формы обряда (исповедь в христианстве индивидуальна, торжественное богослужение – литургия – коллективно).
Культ является важнейшим показателем зрелости религии – чем более развита религия, тем более сложным и регулярным становится её культ. Так, в христианстве богослужебный канон расписан по часам, дням, неделям и годовым датам.
Религиозная организация – оформленное объединение верующих одной религии, возглавляемое чаще всего служителями культа. Исследователи религии выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию.
Церковь (в переводе с греческого – «Господний дом»). Представляет собой централизованное, многочисленное самоуправляемое объединение верующих, которое сложилось на основе общности религиозных представлений и особенностей культовой деятельности. Для этого типа религиозного объединения характерны такие признаки:
централизованное иерархическое управление;
наличие профессиональных служителей (клира), четко отделенных от простых верующих (мирян).
Внешнее формальное членство вместо фиксированного. Фактически, членом церкви является каждый человек в соответствии с обрядом крещения.
Церковь является высшей формой религиозной организации. Уровню Церкви в организационном отношении как раз отвечает традиционное для России православие.
Секта(лат. secta – учение, направление) – религиозное объединение с самобытным вероучением и культом, которое, как правило, откололось от более крупной организации и характеризуется сравнительной немногочисленностью, замкнутостью, изолированностью от мира и от других религий, претензиями на исключительность взглядов, исповедуемых его приверженцами.
Сектантские догматы просты, но тяготеют к основам учения той религии, из которой возникла секта. Самобытность сектантского вероучения сводится к тому, что какие-то второстепенные элементы, уже существовавшие в исходной религии, здесь возводятся в положение центральных. Например, это могут быть исцеления, пробуждение или учение о конце света.
Культовая практика сектантов направлена не на поддержание связи со сверхъестественным, а на демонстрацию своего резко негативного отношения к миру. Многочисленные запреты, соблюдение которых требует от своих поклонников секта, призваны сыграть роль своеобразного сита, проходя через которое, достойные отделяются от недостойных. Такая поведенческая жестокость вырабатывает чувство принадлежности к элитарному меньшинству, владеющему недоступной всем другим полной и окончательной истиной.
Власть в секте даётся благодаря личным «духовным» дарам и признанию «духовной силы». Её лидеры выявляются в результате особого вдохновения будто бы нисходящего на людей.
Обычно секты довольно кратковременные объединения и не существуют дольше, чем жизнь одного поколения. Однако их судьба может складываться по-разному. Одни секты распадаются, обычно после отхода от руководства её лидера. Другие вписываются в общество, расширяют свои ряды и развивают бюрократические структуры управления, превращаясь в деноминации. Наконец, некоторым сектам удаётся сохранить себя, используя определенные средства самосохранения – строгую дисциплину, исключительный коллективизм во всех сферах жизни членов секты, ограничение на общение с внешним миром, браки только между своими и т.д.
Термином «харизматический культ» обозначают небольшую по количеству, кратковременную, часто территориально локальную религиозную организацию с неразвитой организационной структурой, но яркой личностью лидера. Главный признак «культа» - оригинальная культовая деятельность, которая радикально отличается от главенствующей в обществе религиозной традиции. В этом значении «культ» чаще всего применяется для обозначения современных нетрадиционных религиозных объединений, наподобие известного «Белого братства» во главе с «Марией Дэви Христос».
Деноминация(лат. denaminatio – наделение специальным именем) – религиозное объединение, находящееся в стадии организационного оформления. Этот термин употребляется как синоним слов вероисповедание, конфессия, означающих принадлежность к определенной религии.
Основой, рассмотренной структуры религии является религиозное сознание, которое существует на двух уровнях: концептуальном и бытовом.
Концептуальный уровень религиозного сознания состоит из системы религиозных верований, центральное место в которой, занимает идея сверхъестественного. Это специально разрабатываемая систематизированная совокупность понятий, идей, принципов, продукт профессиональной деятельности мыслителей. В её состав входят учение о Боге, мире, природе, обществе, человеке, интерпретация экономики, политики, права, морали, религиозная философия, находящаяся на стыке богословия и философии (неотомизм, персонализм, христианская антропология и т.д.
Интегрирующий компонент составляет вероучение
На бытовом уровне религиозное сознание предстает в виде наиболее типичных религиозных образов, стереотипов, настроений, установок, иллюзий, чувств, влечений, чаяний, привычек, традиций, которые являются непосредственным отражением условий бытия людей. Оно выступает не как нечто целое, систематизированное, а в фрагментарном виде – разрозненных представлений, взглядов или отдельных узлов таких представлений и взглядов. На этом уровне имеются рациональные, эмоциональные и волевые элементы, однако доминирующую роль играют эмоции, чувства и настроения, содержание сознания облечено в наглядно-образные формы.
Исследователи религии говорят о формировании в настоящее время нового религиозного сознания.
Его основные черты:
Эклектическая смесь религиозных и парарелигиозных идей (магия, астрология, колдовство). Например, по данным социологов, современному человеку также легко поверить в колдовство или переселение душ, как в потустороннюю жизнь и воскрешение мертвых.
Акцент не на коллективной ритуальной практике, а на личностном субъективном опыте и мистическом подходе к осуществлению конечной цели бытия – единению человека с Божественным началом.
Неинституциональный характер, который означает, что люди проявляют свою веру, не находясь формально в том или ином религиозном сообществе.
Литература основная
Добреньков В.И., Радугин А.А. Методологические вопросы исследования религии. М., 1989.
Радугин А.А. Введение в религиоведение: Курс лекций. М.: Центр, 2001
Религиоведение Учеб. пособие / Науч. ред. А.В. Солдатов. — СП6., 2003.
Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004.
Дополнительная литература:
Белов А.В. Секты. сектантство. Сектанты. М.,1978 .
Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма М., 1990.
Кураев А. Традиция. догмат. Обряд. — М., 1995.
Лобовик Б.А. Религиозное сознание и его особенности. Киев.,1986
Мартин У. Царство культов. СПб., 1992.
Москолец В. Религиозный культ: особенности функционирования и пути преодоления. — К., 1987.
- Религиоведение
- Тема 1. Религиоведение: понятие, история, предмет, методы.
- Тема 2. Структура религиоведения.
- Тема 3. Понятие, элементы и структура религии.
- Тема 4. Функции и классификация религии.
- Тема 2. Структура религиоведения.
- Тема 3. Понятие, элементы и структура религии.
- Тема 4. Функции и классификация религии.
- Тема 5. Основные теории происхождения религии.
- Тема 6. Первобытные формы религии: магия, фетишизм, тотемизм.
- Тема 7. Первобытные формы религии: анимизм, шаманизм.
- Тема 8. Этнические и региональные религии: индуизм.
- Тема 9. Этнические и региональные религии: зороастризм, иудаизм.
- Тема 10. Этнические и региональные религии: конфуцианство, даосизм.
- Тема 11. Мировые религии: буддизм.
- Тема 12. Распространение буддизма. Основные направления и школы.
- Тема 13. Мировые религии: христианство, истоки и развитие.
- Тема 14. Основные направления христианства: католицизм, православие, протестантизм.
- Тема 15. Мировые религии: ислам.
- Тема 16. Ислам и современность.
- Тема 17. Нетрадиционные религии, (неканонические и внеконфессиональные религиозно-философские школы и течения) на рубеже хх-хх1 веков.