logo search
1888 год в истории АСД - Статья

Заключение.

В данной статье мы затронули ряд вопросов, связанных с оценкой событий, имевших место в истории нашей Церкви более 100 лет тому назад. Проанализировав позицию руководителей "Комитета вести 1888 года" Виланда и Шорта, мы пришли к выводам.

Во-первых, их попытка представить весть Ваггонера и Джоунса о праведности через веру, как уникальную и неповторимую, не соответствует позиции непосредственных участников Миннеаполисской конференции. Как Ваггонер и Джоунс, так и Е. Уайт рассматривали весть о праведности через веру как неотрывную составляющую общего достояния христианской Церкви.

Во-вторых, тот факт, что Е. Уайт поддерживала "весть" в 1888 году и всячески содействовала ее провозглашению в последующие годы, вовсе не означает, что она разделяла с "вестниками" все их взгляды. Призыв Виланда и Шорта к "реабилитации" пострадавших от Церкви "вестников"означает возврат на богословскую арену тех крайних взглядов, которых придерживались Ваггонер и Джоунс в целом ряде вопросов.

В-третьих, призыв к коллективному покаянию, на котором настаивают Виланд и Шорт, расходится с традиционным адвентистским пониманием природы человека и греха, и отражает скорее августинсккую позицию, основанную на идее первородного греха.

Подведя итог сказанному, хотелось бы призвать читателей занять сбалансированную позицию в этой затянувшейся дискуссии по вопросу о роли Миннеаполисса в понимании природы спасения. Вскрывая законническую ориентацию Церкви доминнеаполисского периода, мы, вместе с тем, чрезмерно акцентируя "праведность через веру" легко можем уклониться в сторону "дешевой" благодати, исключающей всякое участие человека в спасительном процессе. Священное Писание не противопоставляет оправдание освящению, благодать - закону, веру - делам, и потому всякая попытка смещения акцентов с одного на другое, совершенно искусственна и чревата опасностью впасть в ту или иную крайность. Гений Миннеаполисской конференции в том, что две половинки сотериологического процесса закон и благодать, оправдание и освящение были соединены воедино. Именно это единство закона и благодати, веры и дел, и венчает третью ангельскую весть (Откр. 14:12), которую мы призваны возвестить миру, объединенные в духе братской любви, смирения и посвящения.

1 Роберт Дж. Виланд, Дональд К. Шорт. Новый взгляд на 1888 год: Перевод с англ., Кишинэу, 1996. См. Предисловие (нумерация страниц отсутствует).

2 EGW, MS 9, Oct. 24, 1888; EGW, RH, Sept. 3, 1889 , pp. 545-546. Для более детального анализа периода после 1888 года смотри G. R. Knight, “From 1888 to Apostasy: The Case of A. T. Jones”. Washington, D. C., 1987, 46-60.

3 Arthur G. Daniells.Christ Our Righteousness, Washington, D. C.: Review and Herald Pub. Assn., 1941, p. 47.

4 T. G. Bunch,. Forty Years in the Wilderness: In Type and Antitype, n. p., 1928. Ср. Виланд, Шорт. Новый взгляд, с. 93.

5 Lewis H. Christian. The Fruitage of Spiritual Gifts. Washington D. C.: Review and Herald, Pub. assn., 1947, p. 219.

6 Arthur W. Spalding. Captains of the Hosf. Washington, D. C.: Review and Herald, Pub. Assn., 1949.

7 См. A. V. Olson Through Crisis to Victory: 1888-1901, Washington, D. C., Review and Herald, Pub. Assn., 1966.

8 См. L. E. Froom. Movement of Destiry, Review and Herald, Pub. Assn., 1971.

9 См. Виланд, Шорт. Новый взгляд, с. 20-21.

10 Там же, с. 72.

11 Там же, с. 71.

12 Там же, с. 76.

13 Там же, с. 65.

14 Там же, с. 86.

15 Review and Herald, March 18, 1890.

16 Letter S 24, 1892.

17 См. Виланд, Шорт. Новый взгляд, с. 76-77.

18 Ibid., p. 76.

19 Ibid., p. 77.

20 Ibid., p. 77.

21 См. Виланд, Шорт. Новый взгляд, с. 61-65.

22 Ibid., p. 70.

23 См. Бюллетень ГК 1891 г., р. 238.

24 Ibid., p. 239-246.

25 EGW, MS 8a, Oct. 21, 1888, EGW, MC 37, n. d. 1890.

26 EGW, MS 15, November, 1888.

27 EGW, MS 24, Dec. 1888.

28 EGW, MS 27, Sept. 13, 1889; Сравни EGW, MS 5, June 17, 1889; EGW, MS 30, late June 1889; EGW, RH, July 23, 1889, p. 465; EGW, RH, Mar. 20, 1894, p. 177; EGW, RH, Aug. 13, 1889, p. 154; EGW, RH, Apr. 1, 1890, p. 193.

29 EGW, MS 24, Dec. 1888; Сравни EGW, MS 27, Sept. 13, 1889; EGW, RH, Mar. 20, 1894, pp. 177, 178.

30 EGW, TM, 91-92. См. Также письмо Е. Уайт О.А. Олсену 1 мая 1895 г.

31 EGW, to G. Butler, Oct. 14, 1888.

32 EGW, MS 15, Nov. 1888.

33 W. White to Mary White, Oct. 27, 1888.

34 E. Waggoner, “Signs of the Times”, Jan. 21, 1889, p. 39.

35 E. Waggoner, “Christ and His Righteousness”, Oakland, 1890, pp. 21-22.

36 E. Waggoner, 1899 GCB pp. 80, 53 Ср. idem “The Glad Tidings”, Oakland, 1900, p. 92.

37 E. Waggoner, letter, May 16, 1916. См. Виланд, Шорт. Новый взгляд, с. 18.

38 Haskell’s letter to E. White, Apr. 22, 1894; сравни E. White’s letter to A. Jones, Apr. 14, 1894.

39 E. White, to Brethren and Sisters, Mar. 16, 1894.

40 Виланд, Шорт. Новый взгляд, с. 138-140.

41 E. White, letter, July 5, 1906.

42 Виланд, Шорт. Новый взгляд, с. 241.

43 Там же. с. 230.

44 Истолкование в Рим. 5:12 восточными отцами церкви как “потому что” более точно отражает ход рассуждений Павла, нежели латинский перевод “в нем”, который привносит в Библейский текст совершенно чуждую ему идею.

45Виланд, Шорт. Новый взгляд, с. 91.