logo search
УМП_Религиоведение

Тема 17. Нетрадиционные религии, (неканонические и внеконфессиональные религиозно-философские школы и течения) на рубеже хх-хх1 веков.

Эволюция религии в современную эпоху проявляется в ослаблении влияния и авторитета традиционных форм.

Под традиционными религиями следует понимать религиозные комплексы, сохранившиеся на протяжении длительного времени и передающиеся последующим поколениям на определенной территории, среди определенного этноса и общности людей. Они возрождаются и развиваются в рамках соответствующих этнических или государственных границ. Традиционные религии глубоко укоренены в быту, системе праздников и обрядов, типе и способе мышления, культуре, психологии.

Середина XX столетия была отмечена появлением значительною числа новых религиозных движений, организаций, культов, которые в литературе чаще всего называют нетрадиционными религиями или неканоническими и внеконфессиональными религиозно-философским школами и течениями. Под понятием «нетрадиционные религии» подразумеваются религиозные комплексы, которые исторически не унаследованы от прошедших эпох определенным этносом, не свойственны его религиозной духовности, не укоренились в быту, культуре, а получили распространение в результате миссионерской деятельности проповедников с их исторической родины.

Вопрос возникновения нетрадиционных религий весьма сложный. Его нельзя связать с отдельным политическим, социальным или мировоззренческим процессом. К числу его причин следует прежде всего отнести глобальные проблемы человечества. В различной степени опасность войн, экологические проблемы, демографический фактор становятся источником негативных настроений: чувств пессимизма, бесперспективности жизни, психологических ощущений хрупкости окружающего мира. Комплекс социальных причин (невозможность установления гармоничных отношений в обществе, осуществления гуманных идеалов) создал благоприятные условия для распространения нетрадиционных религий, обещающих каждому личное спасение, безграничные возможности нравственного самосовершенствования, самовыражения. Социальные причины нетрадиционной религиозности вызвали и воспроизводят в настоящее время определенные социальные потребности. Нетрадиционные религии, как и религии в целом, выполняют компенсаторную, мировоззренческую, регулятивную, интегрирующую, коммуникативную функции.

Факт появления нетрадиционных религий характерен и для зарубежных стран и для нашей страны. За последнее десятилетие в России появились и расширили свое влияние новые религиозные движения, организации и культы.

В нашей стране распространение «новых религий» началось в конце 80-х годов ХХ века. Многие специалисты-религиоведы рассматрива­ют их как проявление иностранной духовной агрессии.

Среди характерных черт, присущих почти всем нетрадиционным религиям можно выделить харизматический культ, различного рода манипулирования: гипноз, медитация, изну­рительные, длительные молитвы, заклинания, культовые проце­дуры, носящие сугубо коллективный характер, исключа­ющие всякие субъективные, свободные проявления.

Существенной особенностью вероучения «новых религий» явля­ется пропаганда катастрофически-апокалиптического взгляда на мир, предопределенности человеческой жизни, покорности перед судьбой. Особое внимание уделяется идеологической обработке новообращенных, их адаптированию к условиям жизни в группе и усвоению основных положений вероучения.

Общая характеристика «новых религий» включает в себя следующие важные черты. Во-первых, большинство сект отличаются ак­тивной миссионерской деятельностью. Причем, это касается не только лидеров, но и рядовых сторонников, адептов. Здесь приме­няются разные формы и способы распространения «новых» идей, включая выступления руководителей на стадионах перед огромны­ми массовыми аудиториями и доверительные беседы.

Во-вторых, широкое, использование средств массовой информа­ции. Известно, что многие «новые религии» зачастую для популя­ризации своих вероучений имеют регулярные передачи по телеви­дению и радио, рекламные сообщения в прессе, публицистические статьи в журналах. К этому можно добавить, что для оплаты выступлений и публикаций они располагают огромными финансовы­ми возможностями.

В-третьих, некоторые нетрадиционные религии отличаются тота­литарной направленностью. Как это понимать? Ученые-религиоведы отмечают, что подобные религиозные объединения практикуют методы порабощения сознания человека, духовного насилия над ним путем жесткой дисциплины и применением психотропных средств. Все это представляет явную опасность для физического и психического здоровья людей.

В научной, учебно-популярной литературе дается подробная классификация нетрадиционных религий. Специалисты-религиоведы из всего многообразия культов условно выделяют пять их раз­новидностей.

1. Неохристианские объединения. К ним можно отнести распространенные в СНГ следующие ре­лигиозные секты: «Церковь объединения», «Дети Бога», «Церковь тела Христа», «Богородничное братство», «Белое братство» и дру­гие. Для этих сект характерно стремление объединить христиан­ские вероучения с элементами восточных религий.

2. Сайентологическое направление. От английского слова «сайнс» -наука. Объединяет различные «Космические религии». Типичный представитель — «Церковь сайентологии» Рона Хаббарда. Эти наукообразные культы мистически трактуют различные неисследованные явления психики человека и окружающей природы, например, связь Земли и высших косми­ческих сил, контакты с неопознанными летающими объектами НЛО.

3. Неоориенталистские культы. «Общество сознания Кришны», «Тихоокеанский дзенбуддийский центр», «Миссия Божественного света», «Махарай Джи» и др.

Эти вероучения восточного происхождения, представляющие со­бой западные издания индуистских и буддийских культур. Харак­терной особенностью является антирационалистическая направлен­ность, а также способы психофизического воздействия на человека.

4. Сатанинские группы — «Церковь Сатаны», культы Дьявола и другие разновидности зловещих объединений. Они возвеличива­ют значение зла и насилия, проповедуют общение с мистическими источниками зла — демонами, сатаной. Деятельность этих куль­тов отличается особой жестокостью и таинственностью ритуалов посвящения.

5. Религиозно-мистические культы. Речь идет о распространении оккультных учений, новой магии, спиритизма, астрологии, колдовства, целительства и других. Как отмечают ученые-социологи, за последние годы в России эти культы уверенно лидируют и полу­чают довольно широкую популярность среди населения.

Литература основная:

Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение. Учебное пособие. Р/д, Феникс. 2001.

Литература дополнительная:

Антес П. Религии современности. История и вера / Пер. с нем. - М., 2001.

Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ. — Ч. — М., 1999.

Баркер А. Новые религиозные движения. — М., 1997.

Вюркле Х. Человек в поисках бога: проблема нехристианских религий / Пер. с нем. — М., 2001.

Глоссарий

Адвентизм (лат. - пришествие) - течение в протестантизме, возникшее в США в XIX в., в вероучении которого важное место занимает представление о «втором пришествии» Христа. Крупнейшее течение в адвентизме адвентисты седьмого дня.

Аллах - единый, единственный и всемогущий Бог религии ислама.

Анафема (греч. - проклятие) - в христианстве церковное проклятие, отлучение от церкви, лишающее верующего надежды на «спасение», а, следовательно, обрекающее его на «вечную погибель».

Англиканство, англиканская церковь - одно из направлений в протестантизме, в культуре и организации которого многое сохранилось от католицизма с момента его возникновения в XVI в. в период Реформации, когда были разорваны отношения с Ватиканом; соединило протестантское учение с католическим догматом о спасительной силе церкви; государственная церковь в Англии.

Антихрист - образ противника Христа, его антипода, выведенный в Откровении Иоанна Богослова. Его появление мыслится христианам (в т.ч. и православным) как предзнаменование близкого конца света и второго пришествия Христа, в ходе которого антихрист должен быть навсегда уничтожен.

Апокалипсис (греч. - откровение) - одна из древнейших книг Нового Завета (Откровение св. Иоанна Богослова), содержащая пророчество о «конце света» и борьбе Христа с антихристом; современная концепция апокалипсиса предполагает конец света в результате ядерной войны, духовного обнищания, разрушения природной среды и т.п.

Апокриф (греч. - тайный) - В христианской религии - книги с библейским сюжетом, подлинность которых не признана официальной церковью и поэтому не вошедшие в Новый Завет. Апокриф. - сочинение, не имеющее достоверного авторства.

Атман - одно из центральных понятий индуизма, индивидуальное духовное начало Вселенной и Человека. Абсолютный дух. Высшее Я. Самость.

Баптизм (от греч. - окунаю, погружаю в воду) - одна из разновидностей протестантизма, возникшая в XVII в. и более последовательно, чем другие, придерживающаяся принципа спасения души лишьАпологетика (греч. - защищаю) - раздел богословия, в котором рассматривается сущность данной религии, раскрываются особенности ее догматической системы, нравственные принципы, роль и значение в общественной жизни. Главная задача апологетики - защита религии от материалистической и атеистической критики.

Апостолы (греч. - посол, посланник) - в первых христианских общинах так называли странствующих проповедников. Наряду с устными проповедями они обращались к христианам с посланиями по вероучительным вопросам. В Новом Завете апостолами называются двенадцать ближайших учеников Иисуса: Симон (Петр), Андрей, Варфоломей, Иоанн, Матфей, Симон Зилот (по другой версии - Симон Кананит), Фаддей (или Иуда, сын Иакова), Филипп, Фома, Иаков сын Алфея, Иаков - сын Зеведея и брат Иоанна, Иуда Искариот, предавший Иисуса. Согласно Деяниям святых апостолов, после смерти Иисуса его ученики, чтобы сохранить число двенадцать, считавшееся у иудеев священным, вместо Иуды Искариота избрали Матфия. Апостолом называл себя Павел, хотя он не был учеником Иисуса. Деятельности двенадцати апостолов и Павла христианское предание приписывало основание первых христианских общин. Наиболее исторически реальная фигура из апостолов - Павел. Об остальных известно мало, главным образом из апокрифических деяний отдельных апостолов, созданных не ранее конца II в. и полных фантастических вымыслов.

Архат (санскр. - достой посредством личной веры, а не через посредничество церкви; придает большое значение божественному откровению, не признает иконы, святых.

Веданта (санскр. - конец вед) - наиболее распространенная индийская религиозно-философская система, основанная на трактовке священных текстов индуизма.

Вера – особое психическое состояние полного признания и принятия какого-нибудь утверждения или установки без достаточных обоснований.

Вера религиозная - основанная на божественном откровении, а не на логических принципах и доказательствах, вера в реальное существование сверхъестественных сил, свойств и отношений. Является основой любой религии, религиозного сознания и культа, определяет мировоззрение, переживание и поведение верующих. В теологии считается либо неотъемлемым качеством человеческой природы, либо обретенным человеком благодаря божественной благодати. Выступает в качестве высшего проявления человеческого сознания, высшей нравственной ценности и более высокой формы познания, чем разум.

Вероисповедание - принадлежность к какой-либо религии, церкви, деноминации; религиозное объединение, имеющее свое разработанное вероучение, культ и устойчивую организационную структуру.

Вероучение – систематизированное изложение содержания веры в догматах, признанных раз и навсегда неизменными истинах, не подлежащих критике.

Герменевтика (от греч. hermetikos – истолковывающий, разъясняющий) - искусство толкования древних религиозных и исторических текстов, учение о принципах их интерпретации, соединение основы богословия и филологии.

Далай-лама (монг.-тиб. - «океан-учитель») - титул политического (до присоединения в 1951 г. Тибета к КНР) и духовного главы тибетского народа, а также духовный руководитель всех последователей буддизма. Считается воплощением бодхисатвы Авалокитешвары - бодхисатвы милосердия. Всего насчитывается 14 таких земных воплощений. В настоящее время существует Далай-лама XIV (Агван Лобсан Тенцин-гьяцо, род. 1935 г.), после 1959 г. проживающий в г. Дхармасале (Индия) и осуществляющий духовное руководство буддистами Тибета и других территорий, оказавшихся в сфере влияния тибетской культуры и тибетского буддизма (Монголия, Бурятия, Калмыкия, Тува, и др.).

Джихад (араб. - усердие, рвение) - священная война во имя веры. Под знаменем джихада начались рабские завоевания. В современных условиях мусульманские богословы трактуют джихад как борьбу за претворение в жизнь программ социально-экономического развития.

Духовенство - профессиональные служители культа (так называемые священнослужители), удовлетворяющие религиозные потребности верующих. В православии в состав духовенства входят одни мужчины. Делится на белое (состоит из лиц женатых, находящихся в одном браке, неразведенных; обслуживает приходские храмы) и черное (соединяет монашество со священническим саном, дает обет безбрачия, полного послушания и т.п.). Составляет три чина (степени) диакон, иерей и архиерей (архиерейство достижимо только для монашествующих).

Дьявол, диавол (греч. - клеветник), также бес, демон (греч. daimon- божество, дух), лукавый, нечистый. Сатана, черт, Вельзевул, Люцифер и т.д. - в ряде религий - злой дух, источник зла и греха, князь тьмы, владыка ада, отец лжи. Представление о дьяволе, имеющееся в Библии в России испытало некоторое влияние дохристианской славянской демонологии. По иудео-христианскому преданию, дьявол - падший ангел, созданный Богом, но нарушивший долг повиновения ему. Дьявол - антагонист Бога, «враг человеческий», а подчиненные ему ангелы (бесы, демоны) – негативная параллель ангелам божьим.

Ересь (греч. - особое вероучение) - 1) вероучение, отклоняющееся от догматов и организационных форм господствующей религии; 2) отклонение, отступление от общепринятых в обществе правил и взглядов; заблуждение; 3) вздор, чепуха; 4) выбор.

Индульгенция (лат. Indulgentia)- грамота – грамота об «отпущении грехов», выдаваемая католической церковью от имени папы римского за деньги или за какие-либо заслуги перед церковью.

Канон - 1) правила христианской веры и жизни, постановления Вселенских, а также Поместных соборов и отдельных авторитетных лиц; 2) норма, регулирующая монастырскую жизнь; 3) каталог принятых церковью книг Священного Писания и богослужебных книг; 4) одна из форм православной гимнографии, сложившаяся в VIII в.; 5) нормы, регламентирующие художественное воплощение иконописных образов, в частности, заложенные в т.н. иконописных подлинниках.

Канонизация - в христианских церквах (за исключением протестантских) причисление, согласно определенным правилам и порядку, тех или иных лиц к сонму святых.

Католицизм, католичество - одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве, возникшее после разделения с православием в 1054 г. и распространенное преимущественно в романских странах Европы (Италии, Испании, Франции, Португалии), в Бельгии, Австрии, Польше, Венгрии, латиноамериканских государствах, на Филиппинах; имеет строгую иерархическую организацию, возглавляется Римским папой с резиденцией в Ватикане; для нее характерны догматы о исхождении святого духа не только от отца, но и от сына, о непорочном зачатии девы Марии, непогрешимости папы, резкое разграничение между клиром и мирянами, целибат и другие особенности

Клерикализм (лат. - церковный) - система взглядов, общественно-политическое течение, стремящееся к усилению роли церкви в политической и духовной жизни общества и осуществляющее свою деятельность посредством политических партий, находящихся у власти в ряде стран мира, а также различных религиозных организаций.

Культ – (лат. - уход, почитание) система (упорядоченная совокупность) определенных, установленных в деталях индивидуальных и коллективных обрядов, обоснованных верой в сверхъестественное с помощью которых человек мистическим образом общается с Богами

Люцифер (лат. - светоносный) - по христианским представлениям, падший ангел, одно из обозначений Сатаны как бессильного подражателя свету «господней славы». Повелитель ада.

Магия (греч. - волшебство, колдовство) - совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять (привлечь или отпугнуть с помощью воображаемых сверхъестественных сил) на окружающую действительность. Магия - одна из основ формирования древней духовной культуры.

Мекка - главный священный город мусульман в Хиджазе (Аравия). В этом городе, древнем центре торговли, родился, жил и начал свою проповедь основатель ислама Мухаммед. В настоящее время Мекка становится центром вселенского исламского движения. В Мекке размещают свои штаб квартиры международные мусульманские организации, все чаще собираются общемусульманские конференции, пребывание в Мекке паломников широко используется для пропаганды идей мусульманской солидарности

Мировые религии - таковыми принято считать буддизм, христианство и ислам. Их характеризуют массовость, космополитизм, представление о равенстве людей (в грехе, страдании, перед Богом), активный прозелитизм. Возникнув в периоды качественных сдвигов в жизни общества, сами они оказали глубокое влияние на мировую историю и культуру.

Монофелитство - (греч. monos – один, единый, единственный + греч. thelema воля) – религиозно-богословское течение в христианстве, сложившееся в 7 в., согласно которому Христос имеет две природы – божественную и человеческую, но единую волю и одну энергию.

Монофизитство – (греч. monos – один, единый, единственный + греч. physis природа) – одно из течений в христианстве, возникшее в 5 веке, признававшее наличие у Христа только одной божественной природы и отвергавшее представление о Христе-человеке.

Политеизм (греч. - много плюс Бог) - многобожие, вера во многих богов (в отличие от монотеизма, единобожия).

Прозелитизм - стремление или деятельность, направленные на обращение в свою веру лиц других вероисповеданий; горячая преданность вновь принятой вере

Ритуал религиозный - совокупность предписаний и правил, определяющих порядок выполнения обрядов, церемоний религиозного культа.

Сакральное (священное, святое) - совокупность вещей, лиц, действий, текстов, языковых формул, зданий и пр., входящая в систему религиозного культа. Сакральное противопоставляется мирскому, светскому, не относимому к сфере религии

Секуляризация (лат. saecularis – светский) 1) обращение церковной и монастырской собственности в собственность светскую; 2) изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому, 3) освобождение от церковного влияния.

Секта (лат. secta – учение, направление) – религиозное объединение с самобытным вероучением и культом, которое, как правило, откололось от более крупной организации и характеризуется сравнительной немногочисленностью, замкнутостью, изолированностью от мира и от других религий, претензиями на исключительность взглядов, исповедуемых его приверженцами

Символ веры - краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения какого-либо религиозного течения или церкви

Таинства - важнейшие обряды в христианстве, во время совершения которых, по учению церкви, на верующих сходит особая божественная благодать. Православная и католическая церкви признают 7 таинств - крещение, причащение, священство, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение

Филиокве (лат. - и от сына) - сформулированное впервые на Толедском церковном соборе в 589 г. добавление к христианскому Символу веры. Согласно утвержденному I и II Вселенскими соборами (325 и 381) символу веры, Святой Дух исходит от Бога-отца. Добавление же заключалось в утверждении, что Святой Дух исходит и от Бога-отца, и от Бога-сына. Греко-византийская (православная) церковь не приняла добавление, что явилось одним из формальных предлогов к разделению в 1054 г. христианской церкви на западную и восточную ветви.

Философия религии – базовый раздел религиоведения, претендующий исключительно на рациональную трактовку феномена религии и его наглядных проявлений, следует отличать от религиозной философии. Последняя образует систему взглядов на мир и человека с точки зрения присутствия в ней Божественного Начала,.

Фундаментализм – (лат. fundamentum основание) – одно из течений в протестантской теологии, выступавшее против критического пересмотра устаревших религиозных понятий; общее название сторонников сохранения ортодоксии.

Целибат (лат. - неженатый) - обет безбрачия католических священников, узаконенный в XIII в.

Экуменизм, экуменическое движение – движение за объединение всех христианских церквей, возникшее в начале ХХ века, ставящее своей целью усиление влияния религии, ограничение роста атеизма, выработку общехристианской социальной программы, пригодной для верующих, живущих в странах с разным социальным строем.

Эсхатология (греч.) - религиозное учение о конце света, смысле и завершении земной истории, конечных судьбах человека и человечества.

Язычество - верования, обряды и праздники до появления монотеизма, послужило «строительным материалом» для формирования мировых религий. Православие вобрало многие черты языческих верований и культа (святки, масленица, яблочный спас, культ хлеба, березы). Язычество в настоящее время распространено в России среди народов Севера.