logo search
1888 год в истории АСД - Статья

Краткая история вопроса.

По вопросу о том, была ли весть Ваггонера и Джоунса принята или отвергнута, дискуссии в Церкви не утихают до сих пор. Мнение Виланда и Шорта однозначно: весть была отвергнута. Оно противоречит официальной позиции Церкви, занимаемой руководителями ГК и богословами-адвентистами, и утверждающей обратное: весть все-таки была принята.

Вопрос этот весьма сложный и однозначно ответить на него, наверное, невозможно. Если говорить непосредственно о сессии Генеральной Конференции 1888 года, большинство делегатов, включая основных руководителей церкви, не приняли весть, несмотря на то, что Е Уайт поддержала Джоунса и Ваггонера. Сам по себе факт этот печальный, но он вовсе не свидетельствует о тотальном отвержении вести о праведности через веру. На протяжении последующих трех лет вплоть до осени 1891 года Е. Уайт, Ваггонер и Джоунс совершали многочисленные поездки по стране, проповедуя весть о праведности через веру. Все это время Е. Уайт постоянно подчеркивала, что Бог избрал Ваггонера и Джоунса для того, чтобы они обратились с особой вестью к Адвентистской Церкви2. Новые руководители ГК О. А. Олсен (1888-1897) и Джордж А. Ирвин (1897-1901) с пониманием отнеслись к настоятельным просьбам Е. Уайт предоставить Ваггонеру и Джоунсу самую широкую трибуну для беспрепятственной проповеди вести о праведности через веру в 90-е годы прошлого столетия. В их распоряжении были все возможные пути воздействия на церковное сознание: уроки Субботней школы, кафедры молитвенных домов, семинары служителей, церковные колледжи, издательства. Особенно важно отметить тот факт, что на каждой сессии ГК в период с 1889 по 1897 годы Ваггонеру и Джоунсу отводилась ведущая роль в семинарах по библейским исследованиям и богословским вопросам. Более того, ГК в 1897 году назначила Джоунса главным редактором ведущего церковного издания Review. Уже сам этот факт много говорит об отношении Церкви к вести, 1888 года.

Тем не менее, в 1924 году экс-президент ГК А. Даниэльс в своей книге “Христос — наша праведность” дал ясно понять, что весть 1888 года все-таки была отвергнута. Вот его слова: “Как печально и прискорбно то, что весть о праведности Христа встретилась с оппозицией в лице ревностных, движимых самым лучшими намерениями братьев, стоящих во главе дела Божия! Весть эта никогда не была принята, она никогда не была провозглашена как должно, чтобы Церковь получила те неизмеримые благословения, которые несет в себе эта весть”3. Когда приближалась сороковая годовщина Миннеаполисской Конференции, Тэйлор Банч сравнил историю Адвентистской Церкви с сорокалетним блужданием израильского народа в пустыне. Происшедшее на Миннеаполисской конференции Банч рассматривал как духовное поражение, хотя с надеждой писал о том, что 40 лет пребывания Адвентистской Церкви в пустыне скоро закончатся триумфом входа в Небесный Ханаан4.

Спустя 20 лет Л. Х. Кристиан занял диаметрально противоположную позицию, заявив, что опыт церкви в 1888 году был “славной победой” для адвентисткого народа. “Не было еще такого собрания во всей нашей истории, когда бы Господь столь удивительным образом приносил свет и победу своему народу”5. Кристиана поддержал А. Сполдинг, известный историк церкви АСД, который, признавая факт конфронтации, имевшей место в 1888 году, приходит к выводу, что в целом церковью была одержана победа, и весть о праведности через веру, в конечном счете, не была отвергнута6.

В 1950 году страсти вокруг Миннеаполисской конференции 1888 года разгорелись с новой силой, когда два миссионера, Роберт Виланд и Дональд Шорт, вернувшись из Африки, представили Генеральной Конференции свою рукопись “Новый взгляд на 1888 год” (1888 Re-examined). По их мнению, Церковь находится в состоянии кризиса и, не смотря на видимый прогресс в своей деятельности, не способна осуществлять свое пророческое предназначение. Причина тому - отказ принять весть Ваггонера и Джоунса в 1888 году. Единственный выход из кризиса - корпоративное, или коллективное, покаяние.

Вызов, брошенный Виландом и Шортом в 1950 году, обострил дискуссию по вопросу о праведности через веру. Мнения исследователей относительно того, была ли весть принята или отвергнута, снова разделились. Одни, как, например, А. В. Олсон,7 утверждали, что весть о праведности через веру победоностно шествует по всему миру; другие, как, например, Лерой Фрум8. По всей видимости, публичный призыв Фрума к исповеданию вины в книге, получившей в предисловии высокую оценку со стороны Роберта Пирсона (президента ГК) и Нила Вильсона (президента Северо-Американского дивизиона), утвердил Виланда и Шорта в том, что они правы, а Церковь ошибается и потому нуждается в безотлагательном покаянии. Начиная с 1972 года, публикации по проблеме 1988 года посыпались как из рога изобилия.

Каковы же основные претензии к официальной Церкви со стороны руководителей “Комитета вести 1888 года”?