Писание и предание
Самым главным, хотя и малоприметным на первый взгляд отличием являются различные представления православия и евангельского христианства об источнике богопознания. В отличии от евангельского христианства, которое видит главный источник богопознания в Библии, православие рассматривает истину «как выражение той жизни, которую Церковь имеет через Святого Духа». Это очень обширное и широкое понятие, так как литургическая и доктринальная жизнь Церкви исторически находилась в постоянном развитии, но более конкретно Истина выражается в двух формах – Священное Писание и Священное Предание, хотя само Священное Писание часто рассматривается как часть Предания.
Формально Священное Писание, то есть Библия, ставится выше, чем Священное Предание. Как утверждает православный катехизис: «Священное Писание дано для того, чтобы откровение Божье сохранилось более точно и неизменно». Однако, по учению православия, Предания являются «ключом», раскрывающим сокровенные истины Священного Писания. Этот «ключ» разумения кратко изложен в Никео-Цареградском символе веры, в «Апостольских правилах», в решениях вселенских и поместных соборов, а также в Священное Предание входит, по определению православного катехизиса, «то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому и потомкам учение веры, Закон Божий, таинства и священные обряды». Такое представление о Священном Предании делает его границы очень расплывчатыми и неопределенными.
В настоящее время большая часть Преданий Православной церкви записаны в «Кормчей книге», в «Великих Четьи-Минеях», в «Степенной книге» (две последние составлены в середине XVI в. митрополитом Макарием), а также в «Добротолюбии» и других произведениях. Для богослужебных целей используются, кроме книг Священного Писания, – «Служебник», содержащий порядок (чин) богослужения, «Требник» и «Канонник», содержащие канонизированные молитвы, «Типикон» (устав) с указаниями о порядке и образе всенощных богослужений на весь год и другие книги.
Все протестантские группы христиан неизменно считают, что единственным и вполне достаточным источником для обоснования веры и практической христианской жизни являются исключительно книги Библии. На этом же настаивает и сама Библия.
Бог запретил не только отнимать что-либо от Библии, но в равной мере наказанию будет подвержен тот, кто приложит что-либо к написанному Самим Богом через святых Божьих человеков (Отк. 22:18-19), то есть Бог прямо запрещает вносить дополнительные правила и уставы, регламентирующие духовную жизнь христианина в той области, которая определена Священным Писанием. Иисус Христос, называя предания «человеческими», а не Божьими, неоднократно говорил, что нельзя устранять Священное Писание ради Преданий (Мф. 15:2-5). Он не отрицал Предания, но ставил их на уровень обычных человеческих творений, и если какое-либо Предание противоречит Писанию, то, с точки зрения Христа, такое Предание принимать нельзя. Православие же оправдывает Преданием не только те доктрины и обряды, которые не подтверждаются Писанием, но и те взгляды, которые являются антиевангельскими по существу.
Например, Священное Писание, утверждая, что всякий муж, молящийся с покрытой головой, постыжает свою голову, не делает из этого правила каких-либо исключений (1 Kop. 11:4) и не относит его только к мирянам. Но священнослужители Православной церкви совершают молитвы только в специальных головных уборах, как бы намеренно противореча Евангелию, и обосновывают это Священным Преданием. Другим классическим примером антиевангельского Предания является 48-е правило Трулльского собора, которое требует от кандидата в епископы развода со своей женой, хотя Христос категорически запретил разводы (кроме вины прелюбодеяния): «Что Бог сочетал, то человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Правда, этим правилом в настоящее время практически никто не пользуется, но именно этот факт как раз и подчеркивает зыбкость и неопределенность догматического основания Православной церкви.
Эта неопределенность позволяет служителям церкви в нужный исторический момент «забыть» неудобные или невыгодные Предания, называя их литургическими, а не догматическими. Например, согласно 10-му правилу Трулльского Собора, христианин, три раза пропустивший богослужение в храме, подлежит отлучению. Это правило никто не отменял, но никто и не пользуется им в настоящее время. Следовательно, на практике не все Священное Предание признается Православной церковью, тем более, что есть большое количество Преданий, признаваемых Католической церковью и прямо отвергаемых православием. Предание считается «живым», то есть постоянно меняющимся, но что в таком случае определяет Истину как не сиюминутное, часто только политически обоснованное решение церковной иерархии?
Такое положение вносит большую неустойчивость в само основание духовной жизни Православной церкви. Эта неопределенность проявляется и в том, что очень часто по одному и тому же вопросу существуют противоположные Предания. Например, по одному Преданию евангелист Матфей скончался мученически в Эфиопии, согласно другому – он скончался в мирной, домашней обстановке. Другой пример несогласованности Преданий дает 3-е правило 7-го Вселенского Собора, строго запрещавшее назначение духовных лиц светской властью, а также 7-е правило 4-го Вселенского Собора, не разрешающее духовным лицам принимать светское звание. Тем не менее, из исторических фактов известно много нарушений этих правил. Например, патриарх Константинопольский в дни Византийской империи фактически играл роль политического сановника, а часто и политического вождя империи (особенно – Сергий I, 610-638 гг., Николай Мистик, 901-925 гг. и др.). На Руси духовные лица также часто принимали на себя политическую ответственность: митрополит Алексий, 1353-1371 гг., патриарх Филарет, 1619-1634 гг., а также общеизвестный политический вождь Сергий Радонежский.
Не только история, но и практическая жизнь православных верующих показывает, что предания не служат «ключом» к Писанию. Не только рядовые верующие, но и священнослужители чаще всего ограничиваются познанием только этого «ключа» и не открывают им сокровищницу Слова Божьего, а иногда, к сожалению, даже закрывают её. Православные христиане, как правило, не изучают и не читают регулярно Библию, или хотя бы Новый Завет. Мотивируют они такое поведение тем, что Библия слишком сложна и недоступна и мало кто имеет необходимую подготовку для её чтения. Однако Христос и Апостолы неоднократно подчеркивали необходимость личного исследования Писаний (Ин. 5:39; 1 Тим. 4:16 и др.).
Таким образом, хотя теоретически Священное Писание ставится на высшее место в православии, но практически духовенство, и еще в большей мере прихожане, увлечены повествованиями о жизни святых и преданиями человеческими, но не Христом. А именно от такого положения предостерегал Апостол Павел колоссян, говоря: «Смотрите, чтобы кто не увлек вас философией... по преданию человеческому ... а не по Христу» (Кол. 2:8). Поэтому своему соработнику Титу Апостол Павел прямо предписывает не внимать «постановлениям людей» (Тит. 1:14). Безусловно, во времена Апостола Павла еще не было тех многочисленных преданий, которыми в настоящее время опутано христианство, его слова в буквальном смысле не относятся к ним, но принципиальное отношение Апостола Павла к человеческим преданиям высказано весьма определенно.
Это отношение тем более актуально в наши дни, ибо Предания, не являясь богодухновенным творением Божьим, что признает и догматика Православной церкви, не являются безошибочными. В них могли вкрасться элементы чисто человеческого преувеличения какого-либо реального события, искажения и неточности в передаче отдельных фактов, затушевывание плохих, с точки зрения рассказчика, и выпячивание хороших сторон повествования и т. д. Таким образом, в наше время христианство с горечью вынуждено констатировать, что часть Преданий являются заведомо ложными и даже некоторые описания истинных событий и фактов содержат искаженные элементы.
Часть этих искажений, возможно, были сделаны сознательно, так как духовная жизнь церквей III-V веков уже далеко ушла от евангельских норм и, чтобы оправдать все эти «новшества», был выбран наиболее удобный путь – не перечеркивающий, а дополняющий Священное Писание – привычный путь дополнительных человеческих установлений и преданий старцев. Но несомненно, что большая часть искажений была сделано несознательно, из самых благих намерений и порывов.
Как сориентироваться в этом море Преданий, часть из которых истинны, а часть – ложны? Где находится критерий истинности? Может быть, древность? Но по меткому выражению Карфагенского епископа Киприана – древность еще не авторитет, она может быть лишь «древностью заблуждения». Безусловно, та часть Преданий, которая прямо противоречит Библии, – должна быть безоговорочно отвергнута, но большинство Преданий прямо не противоречат евангельскому учению, а развивают то, что мало отражено в Писании. Например Предания детально описывают детство Иисуса Христа, детство Его матери – Марии, и т. д. Какой же меркой определить истинность этой части Предания? Мирской здравый смысл не может быть такой меркой, ибо речь идет о духовных явлениях. Единственным критерием истины может быть только Дух Святой – Наставник на всякую истину (Ин. 16.13). Но вся беда в том, что только истинно возрожденные люди могут иметь помазание Духа Святого. Если же в церкви присутствует большое число невозрожденных душ, то церковь не способна выявить элементы истинности в человеческих преданиях. Так случилось с историческими церквями. Поэтому единственным разумным выходом в этой ситуации будет полный отказ строить духовную жизнь на изменчивых преданиях. Для трезвомыслящего христианина становится ясно, что единственным истинным и непогрешимым источником бого- и миропознания является только Священное Писание. Только такое отношение может гарантировать в век обольщения и духовных заблуждений возможность сохранить истинную и чистую веру.
- Доктринальные особенности православия
- Писание и предание
- Учение о боге и о человеке
- Бог и богопоклонение
- Богообщение и богопочитание
- Спасение
- Учение о церкви
- Преемственность
- Священство
- Священнодействия
- Храмовые богослужения
- Святые угодники
- Дева Мария
- Крещение
- Вечеря господня
- Загробная жизнь
- Монашество