logo
ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСЛАВИЯ

Святые угодники

По учению православного катехизиса, Церковь включает в себя всех верующих, живущих на земле (странствующая Церковь), а также всех окончивших свой земной путь в истинной вере и святости (торжествующая Церковь). Это бесспорное евангельское представление толкнуло отцов церкви на следующее заключение: «Единство странствующей и торжествующей Церкви осуществляется во взаимном молитвенном общении». На практике молитвенное общение осуществляется, как правило, в коленопреклоненной молитве какому-нибудь святому, окончившему свой земной путь в вере. То есть толкование взаимного молитвенного общения в православии до предела упрощено и искажено. Истинное молитвенное общение предполагает объединение и одновременное обращение верующих к Богу с одной нуждой. Но просьбу об участии в молитвенном общении никак нельзя превращать в молитву тому или иному святому.

Кроме того, никто из людей не может выполнить роль ходатая и посредника между Богом и человеком. Как бы свято ни прожил человек свою жизнь, как бы достойна ни была его кончина, перед Богом он имеет не больший вес, чем любой другой грешник, так как оправдание и прощение его грехов дается не за его достойную, святую жизнь, а по милости Господа Иисуса Христа (Еф. 2:8-9). Поэтому только Христос назван в Новом Завете Ходатаем (Рим. 8:34, 1 Ин. 2:1) и Посредником. При этом подчеркивается, что между Богом и человеком может быть только один Посредник – Иисус Христос (1 Тим. 2:5), и никто иной – ни Ангелы, ни святые, ни Дева Мария – не могут умилостивить лицо Отца нашего Небесного. Поэтому Писание категорически утверждает, что только Христос (и Дух Святой) «ходатайствует за нас» (Ин. 14:13-15; Рим. 8:34 и т. д.).

Молитвы, обращенные к почившим святым, предполагают их вездесущность, так как многие люди одновременно обращаются к одному святому и утверждают, что он слышит и помогает им. Таким образом, умерших святых невольно наделяют атрибутом, принадлежащим одному Богу, – возможностью быть одновременно во многих местах, слышать и помогать одновременно многим людям, то есть вездесущностью.

Совсем не выдерживает критики состав святых, почитаемых православной церковью. Например, к лику святых, называемых равноапостольными, причислен царь Константин и матерь его Елена (почитаются 21 мая), хотя общеизвестно, что Константин принял крещение только перед смертью, хотя и председательствовал на церковных соборах, не будучи крещенным, и запятнал себя, уже называясь христианином, рядом преступлений, среди которых – убиение своего старшего сына Криспа и своей жены Фаусты, и другими преступлениями. Также равноапостольным считается князь Владимир (почитается 15 июля), крестивший Русь «огнем и мечом». И хотя среди причисленных к лику святых действительно могут быть святые люди, но определять их святость и судить о ней Бог не дает никакого права до времени, пока не откроются помышления сердечные (1 Кор. 4:5). Поэтому истинный сонм святых в настоящее время известен только Богу.