logo search
gosovskie_otvety_po_religii

2. Понятие Бога. Доказательства бытия Бога

Бог(от общеарийского baha благо, одарение, наделение) - абсолютная личность, верховное существо, стоящее выше всех индивидуальных я и свободное от всех недостатков. Бог - совершенное, вечное, всепроникающее, всемогущее и всеведущее существо, бессмертный дух, первичная реальность и конечная цель мира.

Уже у Гомера и Гесиода божества персонифицированы под определенными именами.

У славян иранское слово baga первоначально связывалось с представлениями о благе, богатстве, а также о Подателе счастья, полноты, изобилия.

Бог как абсолютная Личность. Бог может пониматься не только как первосущность, но и как Личность, находящаяся в двух основных отношениях: во-первых, в отношении к Себе; во-вторых, в отношении к Своим творениям.

Христиане наиболее тонко характеризуют абсолютную личность Бога как Троицу: Бог один и един, но имеет три ипостаси. Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух три личности, образующие соборное единство, но в то же время Они суть одна и та же Личность.

В отношении к самому Себе первосущность Бога и Его существование совпадают в неразличимом единстве. В отношении своих творений личностное и сущностное в Боге различаются. Его первосущность скрыта от нас и непостижима, но о его личностных свойствах люди могут быть осведомлены через Священные Писания и опыт веры.

Cписок личностных характеристик Бога: Творец, Вседержитель, Судья, Искупитель, Утешитель, Спаситель. Он всемудр, всезнающ, свят, всемогущ, милосерден, ревнив, гневен, суров, праведен, справедлив, совершенен.

В Священных Писаниях многих религий личность Бога характеризуется прежде всего как Полнота Бытия, совершенство, истина. Понятие абсолютной полноты бытия не имеет однозначного теологического толкования.

Существует 3 основные модели связи Бога и мира: 1) пантеизм – фс-ое учение, по кот. Бог и прда рассм-тся как близкие или тождеств. понятия. В пантеизме Бог растворяется в прде 2) панентезм (все в Боге) 3)монотеизм: а) теизм (Бог не только творит мир, но и продолжает свою активность в сотворенном мире) б) деизм

Важнейшим моментом классич. теизма явл-тся идея трансцендентности Бога по отн-ию к миру: Бог вне и сверх мира, от Творец и Вседержитель. Это означает, что он не только творит мир, но и перманентно присутствует в нем, направляя его развитие к сакральной высшей цели и вмешиваясь в случае необх-ти в ест. ход событий. Понимание мира как творения Бога, с одной ст., в опр. степени десакрализует его, т.к. тварный мир оказ-тся нетождественным трасценд. Творцу, а с др. стороны, говорится о «свечении благодати Творца в благости творения». В этом отн-ии классич. теизм противостоит возникшему в 17 в. деизму, кот. допускает творение мира разумной силой, но не подразумевает ее персонификации и не допускает ее последующего вмешат-ва в развитие эволюционирующего по ест. законам творения.

Апофатическое и катафатическое богословие. Апофатическое богословие - отказ от попыток исчерпать глубины веры путем описания Бога посредством позитивных атрибутов и обозначений.Его можно характеризовать лишь апофатически = отрицательно - как беспредельность, бескачественность, бесформенность, бесструктурность = следовательно, как абсолютную непознаваемость. Бог не поддается определению и не имеет атрибутов, ибо находится за пределами любого мыслимого нами бытия и качественности.Единственный положительный атрибут Бога в апофатическом богословии - само его свойство чистого бытия. Апофатизм не есть агностицизм. Он позволяет удерживать мысль о Боге на пороге тайны, не подменять Бога идолами, не превращать религию в религиозную философию. Мистик Псевдо-Дионисий Ареопагит учил: Человек бессилен что-либо сказать о Боге. Все вещи говорят о Боге, и ни одна не говорит достаточно. И все, что можно сказать о Боге, можно и нужно отрицать.

Катафатическая (утвердительная) теология дополняет апофатическое богословие, частично описывая Бога позитивными атрибутами. Понятие Бога как полноты бытия (плеромы) представлено дилеммой: а) Бог абсолютно прост, не имеет частей, на которые Он мог бы распасться, и поэтому Бог вечен, вневременен, бессмертен; б) Бог самое сложное, онтологически высшее существо, Его вечность обеспечена присущей Ему неисчерпаемой энергией.

Атрибуты Бога. Катафатическое богословие оперирует множеством личностных характеристик Бога (святость, милосердие, праведность, справедливость и др.);

мусульмане, например, насчитывают 99 атрибутов Бога. Христианская церковь верит, что Бог открывает Себя в истории не как простая единичность, но как Троица, а именно как соборное единство Отца, Сына и Святого Духа.

Личное имя Бога - особая теологическая проблема в христианстве. Согласно Писанию, Бог наделил человека желанием давать всему имена. Иисус учил своих последователей молиться: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое.Условное Имя Бога встречается восемь раз в оригинальных Десяти заповедях. Никто не знает точно, как вначале мысленно произносили имя Бога. Дело в том, что когда писали Библию по-древнееврейски, то писали только согласные без гласных. Пока древнееврейский язык был разговорным, никаких трудностей не было. Строго говоря, имени Бога иудеев в Библии нет. По преданию, Бог открыл свое подлинное имя только Моисею, Моисей же в Торе записал не настоящее имя Бога, а сокращение перифразы Я есмь Сущий (Бог). В XIII- XV вв. христианские теологи, которые изучали Ветхий Завет в оригинале, озвучили тетраграмматон ЙГВГ и стали читать его вслух как Яхве.

Космологическое и онтологическое доказательство бытия Бога

Вопрос «Быть или не быть?» - одна из формулировок основного вопроса всякой космоцентрической религии. Желание быть означает стремление верующего перерастать границы своего существования - выходить в беспредельное, ради этого жертвовать плотью и материальными удобствами. Быть значит действовать, то есть соответствовать образу и подобию Божьему. Доказательства бытия Бога – попытка мыслительным путем открыть бытие Бога и тем самым рационально усилить веру в Него.Признание или непризнание того или иного рационального доказательства бытия Бога во многом зависит от мировоззренческих установок, стиля мышления и особенностей языка, которым пользуется оценивающий их субъект; Нет универсального (годного для всех культур и индивидов) логического доказательства бытия Бога.

-Космологическое доказательство - если каждое явление должно иметь свою причину (будучи следствием этой собственной причины), то и весь мировой порядок в целом должен порождаться своей причиной. Перводвигателем = первопричиной космоса может быть только Бог. Если признать правомерность понятия первопричина – необходимо логически запретить вопрос о причине первопричины. Полностью закрыть вопрос о причине первопричины можно только ответом: первопричина есть причина самой себя.

Аристотель о перводвигателе. Для объяснения генезиса мироздания Аристотель выдвинул четыре причины: материальную - творимое должно существовать из некоторого вещества, формальную - творимое должно иметь некоторую форму, действующую – акт творения, целевую - творение должно иметь конечную цель. Аристотель заключил, что должна быть необусловленная причина, иначе будет бесконечный регресс причин. Эта причина - божественный интуитивный разум (Нус) - цель всех вещей, весь мир возник из Нуса. В аргументе Аристотеля есть дилемма: а) если все на свете имеет причину, то и первопричина не может быть без причины; б) если существует некая беспричинная сущность, то почему именно ее следует именовать первопричиной, которая порождает все явления? Эта дилемма указывает на внутренне противоречивый характер понятия первопричины - она неявно требует согласиться со следующими альтернативными утверждениями: а) принцип причинности всеобщ; б) существуют беспричинные сущности.Если допустить, что существует не одна, а множество ничем не обоснованных причин, то почему первопричиной мира надо признать Бога?

Авиценна о первопричине. Авиценна вычленяет два рода вещей: а) есть вещи, существующие благодаря другим вещам; б) есть самодостаточные сущности, не имеющие ни внешних, ни внутренних причин. Если у самодостаточной сущности была своя внутренняя причина, то она существовала бы не сама по себе, а из-за порождения ее одной из ее частей. Тогда в целом она не являлась бы самодостаточной. Следовательно, самодостаточной может быть только простая, несоставная сущность.Допустим, в мире есть не одна, а несколько первопричин. Если их множество, то это множество сложное и не может быть самодостаточным. Должно быть нечто одно простое, которое объединяло бы причины воедино и которому это множество было бы обязано своим существованием. Эта причина бытие Бога. Долгое время доказательство Авиценны казалось достаточно строгим, но в конце XIX –нач. XX в. Кантор построил теорию бесконечных множеств.

-Онтологическое доказательство - один из важнейших аргументов в катафатическом богословии. Предпосылки этого доказательства заложены Парменидом и Платоном. Согласно Пармениду, бытие есть, а небытия нет – мысль и то, к чему мысль устремляется - одно и то же. Платон: души, томящиеся до определенной поры в земных телах, рвутся на свою небесную родину, души помнят об этом мире. Подлинное знание – это припоминание. Августин из этих посылок сделал вывод о необходимой связи понятия Бог с бытием Бога.Архиепископ Ансельм Кентерберийский построил следующее рассуждение, признанное классическим: Бог есть то, более чего ничего нельзя помыслить, высшая степень добра, то есть самая реальная вещь. То, более чего нельзя помыслить, необходимо должно пребывать и в мысли, и в действительности. Если Бог это абсолютное совершенное Существо, то среди всех атрибутов Бога непременно должно быть также и бытие. То, что нельзя помыслить небытие Бога, составляет одно из Его свойств. Из понятия совершенства вытекает наличие всего, в том числе и бытия; следовательно, Бог есть. Онтологическое доказательство обеспечивается анализом понятия Бога, определяемого как Полнота, Совершенство. Если в Полноту включать все то, что есть (есть сейчас, будет когда-нибудь в физическом мире или в трансцендентной сфере), а Бог и есть Полнота, то Бог есть. Проще: если Бог все то, что есть, то Бог есть. Это тавтология, а тавтология логически неопровержима. Неправомерно вместо бытия Бога говорить о существовании Бога. Нельзя ограничивать Бога существованием. Бог не существует, но Бог есть.

Атака И. Канта. Кант предпринял атаку на онтологическое доказательство бытия Бога с позиций пантеизма. Согласно Канту, начало бытия – это безличностная и безусловная способность продуктивного воображения, т. е. некий абсолютный и никому не известный источник всех идеальных образов. Существование чего-либо можно обнаружить только через внешний опыт, практику. Из понятия о всеобщем нельзя вывести существования того, что мыслится в этом понятии. Опыт всегда ограничен и не имеет дела со всеобщим.

Суждения о существовании чего-либо суть синтетические, а не аналитические высказывания. Поэтому из понятия Бога нельзя аналитически вывести Его существования, заключал Кант. Теисты справедливо упрекают Канта в грубейшей логической ошибке - подмене тезиса о бытии Бога тезисом о существовании Бога.

-Теологическое и моральное доказательство бытия Бога. - один из основных в катафатическом богословии аргументов, призванных разумом подкрепить веру в Бога.

Телеология (от греч. telos, род.п. teleos цель, завершение) - учение о конечных причинах мира, целесообразности его устройства. просто по своей сути: поскольку мир целесообразен, то необходимо бытие Устроителя мира, Высшего Разума. Наблюдаемый нами мир порожден целевой причиной. Только Создатель знает конечные цели Своего творения, но не люди. Глядя на мир и удивляясь ему, люди догадываются о сверхразумной природе конечных целей мироздания. С распространением теории эволюции Дарвина сложилось мнение, будто биологическая наука опровергла телеологическое доказательство. Но в наши дни сам дарвинизм подвергается мощной атаке со стороны научного креационизма и в ряде отношений признан несостоятельным.

Выводы научного креационизма подкрепляют и дополняют телеологический аргумент.

-Моральное доказательство. Во многих Священных Писаниях моральный аргумент представлен следующим умозаключением: без веры в Бога люди перестают страшиться греха, но поскольку встречаются высоконравственные люди, то, вероятно, в их совести присутствует Бог. Кант своеобразно развивает это рассуждение. Он исходит из допущения, что если нет Творца, то моральные идеи и принципы теряют всякую объективную значимость, рушатся. Люди стремятся к счастью, однако у них есть также чувство морального долга. Ощущение морального долга Кант назвал категорическим императивом. Нравственное чувство заставляет людей думать, что Вселенная упорядочена в соответствии с принципами морали. Если в мире обнаруживается объективный моральный порядок, то устанавливать и поддерживать этот порядок может только Бог.

Пари Паскаля. Паскаль предложил свое пари, касающееся вопроса о бытии Бога.

Что можно выиграть или проиграть, если веришь или не веришь в Бога? Если Бог есть, и вы в Него верите, то выиграете вечное блаженство. Если вы верите в Бога, но Его нет, то вы ничего не теряете. Если вы отрицаете бытие Бога, а Он есть, то вы теряете возможность вечного блаженства. Если вы отрицаете бытие Бога, и Бога нет, то вы ничего не выигываете. Отсюда, выгоднее признать бытие Бога.

-Историческое доказательство - распространенность понятия Бога у древних и современных народов. Какими бы именами люди не называли Бога, идея Бога имела примерно одно и то же мысленное содержание для всех племен, народов и наций. Отсюда заключалось, что понятие Бога непреходяще, а общая идея Бога не зависит от историко-культурных особенностей жизни людей. Эта идея дана человечеству свыше, извне, имеет божественное происхождение.

-Психологическое доказательство имеет множество вариантов - основные версии:

а) вера в Бога и обращение к Нему благотворно влияют на поведение и здоровье людей, вызволяют их из критических ситуаций; следовательно, Бог реальная и высшая сила;

б) все люди несовершенны, а потому не могли сами, своим воображением, произвести идею о всесовершенном Боге; следовательно, эта идея дана людям Богом, и ее разделяют не только неграмотные люди, но также высокообразованные ученые.