logo
gosovskie_otvety_po_religii

5.Вера и знание в науке и религии

Слово вера имеет множество значений.Понятие вера тесно связано с понятием истина.

Вера – состояние сознания, соответствующее обладанию истиной.Многозначность слова вера – причина недоразумений.Одно - верить показаниям приборов.Совершенно другое – верить в идею, теорию.Поэтому используется два понятия:Faith-вера - особое духовное знание - путь в объективный духовный мир в форме непосредственного (= мистического = прямого) пребывания души в том или ином вездесущем духе; -духовное влечение души к предельным основаниям бытия, мистическое пребывание в них, прямое видение трансцендентальных сущностей и (или) субстанциальных связей,- связь с абсолютом.

Belief-вера - не является знанием - это только движение к знанию- путь к скрытым сущностям через вещественные инстанции и внешние органы чувств; -вера ориентированная на тварный и качественно разнообразный мир,-способность души относительно непосредственно (без достаточного основания) признавать истинность чувственных и рациональных образов в формах субъективной достоверности и доверия, уверенности и ожидания.

Два понятия веры дают возможность конкретизировать традиционное противопоставление духовного и плотского человека. Духовный человек ищет критерий истины в Faith-вере.Плотский человек связан с Belief-верой

Знание – результат познавательной деятельности: –претендует на адекватное отражение действительности – воспроизводит объективные закономерные связи реального мира

–опора – на факты– использование доказательств–связано с понятиями, логикой

Проблема взаимоотношения знания и веры обсуждалась еще средневековыми схоластами

Три типичных решения вопроса о соотношении знания и веры:-верховенство знания, отрицание веры-верховенство веры, отрицание знания-дуализм знания и веры

Знание не может заменить веру. Вера не может заменить знание. Разум опирается на веру.

Религия и наука

Принято думать, что наука и религия созданы двумя диаметрально противоположными типами мышления – научным и религиозным. Эти два типа, по мнению многих, они не имеют ничего общего между собой, противостоят друг другу и исключают друг друга.

Считается, что научное мышление – это строгий, логический, доказательный способ мышления. В его основании лежат установленные факты, а его продуктом является истина. Другое дело – религиозное мышление: оно неконкретно, аморфно, образно и бездоказательно. На самом деле научное и религиозное мышление не исключают, а дополняют друг друга. Мы не можем обойтись без веры. Входя в лифт, мы верим, что благополучно достигнем нужного этажа. В науке не обойтись без веры. Ученый развивает и доказывает ту теорию, в которую сам верит.Латинское слово наука (лат. Scientia - знание) буквально означает "знание", т.е. то, что известно о физическом или материальном мире через наблюдение и эксперименты. Оксфордский словарь английского языка определяет науку как область изучения, связанную либо с комплексом доказанных истин, либо с наблюдаемыми фактами, которые классифицированы и более или менее систематизированы по отношению к общим законам, включающую надежные методы для открытия новых истин в области её применения.

Отношения между наукой и религией условны и зависят от мировоззрения ученых. Было время, когда наука и религия не были разделены. Религия дополняла науку, содержала знания, основанные на вере. В эпоху атеизма произошло искусственное разделение науки и религии. Методы научного познания. Научный метод – это инструмент ученого.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны. Эмпирический уровень - основа, фундамент теоретического. На теоретическом этапе большое значение имеет вера и мировоззрение ученого.Автор развивает и доказывает ту теорию, в которую сам верит.

Из одного и того же фактического материала разные ученые нередко делают различные выводы и приходят к различным гипотезам, которые могут даже противоречить друг другу и взаимоисключать одна другую.

Т.о.

Вера – это: 1) дух. способ-ть чел. души непосредственно знать сокровенные слои Б, мистически пребывать в средоточии познаваемого предмета и интуитивно постигать сущности 2) способ-ть чел-ка признавать адекватность своих чувств. образов воспринимаемым вещам и явл-ям 3) оценивание высказываний и иных форм опосредованного знания как истинных без достаточных логич. и фактич. обоснований.

Знание – селективная, упорядоченная, определенным способом полученная, в соответствии с какими-либо критериями оформленная информация, имеющая соц. значение и признаваемая в качестве имеено знания определенными соц. субъектами и обществом в целом.

Наука добивается наилучших и практически полезных рез-ов в познании различных частей природного и социального мира. Религия же наиболее эффективна в открывании смыслов жизенной целостности индивида, общества, космоса. Поэтому наука и религия взаимодополняют друг друга. В античности и в эпоху Возрождения нк и религия находились в союзе, вера и знание дополняли друг друга. Конец 15 – сер. 20 в. – острый конфликт нк и религии, в религии – примат веры над знанием, в нк – ничего не принимается «на веру». В наши дни наука и религия сближаются, возникает понимание, что религия – это не только вера, но и особое знание, а наука не сводится к эксперименту и логическому мышлению и непременно опирается на особую веру. Религиозные модели аналогичны научным. И религия, и наука экстраполируют известное на неизвестное, стремятся наглядно представить наблюдаемое, пользуются символической репрезентацией, прибегают к критическому анализу.