logo search
1888 год в истории АСД - Статья

Призыв к коллективному покаянию.

Виланд и Шорт видят единственный выход из Лаодикийского состояния Церкви, порожденного отвержением вести 1888 года, в коллективном церковном раскаянии. “Лучшее, что может произойти для окончательного и успешного провозглашения последней вести, - утверждают Виланд и Шорт, - это покаяние церкви, которая в таком случае не только будет с кристальной ясностью проповедовать весть, но и явит плоды этой вести”42. Что может означать этот призыв к коллективному покаянию? Прежде всего то, что нынешнее поколение адвентистского народа в неменьшей степени повинно в произошедшем более 100 лет тому назад, чем непосредственные участники тех событий. Мы сегодня виновны в отступничестве, в отвержении, и потому должны покаяться. Каким образом мы, живущие в конце XX столетия, можем быть виновны в том грехе, который мы не совершали? Каким образом вина наших предшественников становится нашей? Если мы повинны во “грехах” тех, кто встал в оппозицию вести в 1888 году, не несем ли мы тогда вину и за тех, кто в свое время встал в оппозицию Лютеру, кто побивал первомученика Стефана камнями, кто пригвоздил ко кресту Сына Божия? Не виновны ли мы во грехах народа Божия в ветхозаветней истории? Не лежит ли на нас вина за самый первый грех на земле, совершенный Адамом? Если да, то не это ли имеют в виду Виланд и Шорт, когда заявляют: “Мы чувствуем себя потенциально виновными в “грехах всего мира”43. Не приближаемся ли мы, рассуждая подобным образом, к августинианской идее “первородного греха”, в котором повинно все человечество благодаря генетическому присутствию Адама во всех последующих поколениях. Конечно же, Виланд и Шорт не заходят настолько далеко, чтобы утверждать наше участие во грехе Адама, равно как и генетическую передачу вины, но что они имеют в виду, когда заявляют, что “существует и негенетическая передача”. И почему, пытаясь объяснить “механизм этой таинственной предачи греха”, они используют тот же текст Рим. 5:12, что и Католическая Ц ерковь в защиту идеи “первородного греха”?

Идея коллективного покаяния логически требует признания идеи коллективного греха. И, призывая сегодня Церковь к коллективному покаянию, Виланд и Шорт хотят они того или нет, проповедуют чисто августинианское учение о всеобщности вины. Несостоятельность этой позиции в том, что основывается она всего на одном заявлении апостола Павла: “Потому что в нем (Адаме) все согрешили”. И используя этот текст в доказательство своей позиции, Виланд и Шорт, сами того не замечая, ее же и подрывают. Наверное, им хорошо должен быть известен протестантский принцип “аналогии веры”, согласно которому любая доктрина должна рассматриваться во свете всего христианского вероучения, а непоятные тексты Священного Писания должны истолковываться во свете более ясных и понятных. Совершенно недопустимо во свете этого принципа смотреть на все содержание Библии во свете Рим. 5:12, игнорируя тем самым сотни библейских текстов, свидетельствующих о личной ответственности грешника за совершаемые им грехи. (См., например, Иер. 17:10; Откр. 22:12; Иер. 3:13; Иез. 18:20-30)44. Е. Уайт никогда не поддерживала идею коллективного покаяния. В этой связи совершенно непонятно обращение Виланда и Шорта к Е. Уайт в поддержку своей позиции45. В цитируемых ими отрывках из статьи Е. Уайт в Review and Herald, Apr. 16, 1901, нет даже намека на передачу вины из поколения в поколение и необходимость коллективного покаяния.