logo
Атеизм К. Лыщинского

Введение

…Даже люди, которые знают, что есть истина,

Учат, что это ложь.

Благоразумное учение мудрецов -- обман!

К. Лыщинский

В истории философской мысли Беларуси выделяют несколько периодов, в основном мало связанных между собой преемственностью традиций, сменявших друг друга в силу внешних, главным образом политических обстоятельств. Так, в XVII - первая половина XVIII вв. на смену идей ренессансного гуманизма XVI-XVII вв. и реформации приходит схоластическая философия.

В конце XVII в. наиболее известным схоластом в Вильно прослыл В. Тылковский (около 1624-1695). Некоторые из его сочинений переиздавались на латинском языке и в переводах в Париже, Вене, Аугсбурге и других городах. Среди преподавателей средневековой схоластики выделялся профессор Виленского университета М. Смиглецкий. Его основная работа, «Логика», написанная на латинском языке, пользовалась спросом в учебных заведениях Франции и Англии. Острое противоборство между основными христианскими конфессиями, взаимные обвинения, угрозы и преследования не только разжигали религиозные страсти, но, с другой стороны, вызывали у некоторых людей неприязнь к религии. Заметным событием этой эпохи стало судебное разбирательство и казнь атеиста Казимира Лыщинского (1634-1689). По своим социальным воззрениям Лыщинский был противником феодальной иерархии и сторонником общества, основанного на гражданской свободе [1].

К. Лыщинский (ок. 1634-1689) -польско-литовско-беларусский материалист и атеист. В трактате «О несуществовании бога» Лыщинский объявил бога плодом фантазии, а в качестве единств, реальности признавал материальный мир. Отрицал бессмертие души и доводы теологов о врожденности религиозных идей. Высшим авторитетом в вопросах познания считал разум. Объясняя происхождение религии, утверждал, что определенные общественные силы заинтересованы в невежестве масс. Его часто называют белорусским Джордано Бруно. У нашего соотечественника был не менее дерзкий разум, чем у его итальянского брата по духу. Так же трагически сложилась и его судьба. За атеистические взгляды Лыщинский был приговорен варшавским сеймом к сожжению на костре [2,8].

Атеизм (от греч. аtheos, франц. аtheisme - безбожный) - высшая форма свободомыслия. Она выражается в категорическом неприятии религиозных представлений и культа, в утверждении самооценности бытия мира и человека [4].

Биография К. Лыщинского

Казимир Лыщинский (польск. Kazimierz Lyszczynski, белор. Казімір Лышчынскі) происходил из древнего белорусского шляхетского рода Корчаков. Родился 4 марта 1634г. в фольварке Лыщицы, расположенном в 20 верстах к северу от Бреста. Отец -- Иероним Казимир Лыщинский (1581--1670), мать -- София Балынская [5,10].

Образование получил сначала в Берестейском иезуитском коллегиуме, позже в Ягеллонском университете в Кракове (по некоторым данным в Виленской иезуитской академии). В молодости принимал участие в войнах Речи Постопитой с Россией и Швецией. В 1658 году вступил в орден иезуитов в Кракове, после учился в четырёхлетней студии, готовившей преподавателей для иезуитских школ. Преподавал во Львове.

В 1663 (по некоторым данным - с 1665 г) году занял должность проректора Берестейского иезуитского коллегиума. В 1666 году вышел из ордена, женился и вернулся в родовое имение Лыщицы. Занимался хозяйством, участвовал в местных соймиках, ездил послом от поветовой шляхты на выборы великого князя.

Неоднократно избирался депутатом от шляхты Берестейского павета на Варшавский вальный сейм (1669, 1670, 1672, 1674).

Привилеем короля Яна III Собесского в 1682 году назначен на должность брестского подсудка. Имел репутацию объективного и справедливого судьи. Был участником трибунальских судов, писарем королевского суда. Пользовался авторитетом и популярностью в шляхетском сословии за свою общественную деятельность.

В маентке Лыщицы открыл школу, над входом в которую была надпись: «Не знающий математики да не войдет…», что дает некоторые основания отнести школу к традиции платоновской Академии и классического философского образования. Учил детей шляхты и крестьян. Изучал философию, историю и природоведение [5,9]